Сегодня:

16 июля 2018 г.
( 3 июля ст.ст.)
понедельник.

Святитель Филипп, митрополит Московский.

Седмица 8-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Мч. Иакинфа (108). Перенесение мощей свт. Филиппа , митр. Московского, всея России чудотворца (1652). Мчч. Диомида, Евлампия, Асклипиодота и мц. Голиндухи (II). Мчч. Мокия и Марка (IV). Прп. Александра, обители "Неусыпающих" первоначальника (ок. 430). Свт. Анатолия , Патриарха Константинопольского (458). Прпп. Анатолия (XII) и другого Анатолия затворника (XIII), Печерских. Свт. Василия , еп. Рязанского (1295). Блгвв. кн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Прп. Иоанна и Лонгина Яренгских (1544-1545). Блж. Иоанна , Христа ради юродивого, Московского (1589). Прп. Никодима Кожеезерского (1640). Сщмч. Антония, архиепископа Архангельского (1931). Обретение мощей сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (2005).


Утр. - Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1-9. Лит. - 1 Кор., 142 зач., IX, 13-18. Мф., 65 зач., XVI, 1-6. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Мы обязаны обличать согрешающих перед Богом

СловонаЕвангелиеотЛуки,гл.13,стихи10—17 СвятительЛука(Войно-Ясенецкий)

Лк.,71зач.,13:10-17

Этоевангельскоеповествованиепоказываетнамвеликоемилосердие,любовьиБожественнуюсилуИисусаХриста,обращенныенаблагонесчастнойженщины.Вместестеммывидимизлое,тупоелицемериеначальникасинагоги.

Чтотакоелицемерие,вкоторомтакгрозноупрекалГосподь?Лицемервыдаетсебянезатого,каковонестьнасамомделе.Лицемертот,ктоноситмаскублагочестия,будучивдушесвоейлишеннымвсякогоблагочестия,ктовыражаетлюбовьиверностьближнемусвоему,говоритемудобрые,хорошие,льстивыеслова,авдушесвоейтаитненавистькнему,созлобойстроиткознипротивнего.Лицемерпрячетотокружающихвсезлые,черныедвижениясвоейдуши,всескверныемыслииговоритсближними,притворяясьлюбящим,чистымсердцем.Лицемериесвойственнооченьмногимизнас.

Лицемериеначальникасинагогисостояловтом,что,будучиоднимизучителейнарода,онизображализсебяносителявсякогоблагочестияиправедности,авдушесвоейнискольконебылтаким,напротив,былбезжалостнымичерствым,чтоипоказалаегоречьприисцелениинесчастнойженщины.Онзаботилсятолькоособлюдениибуквызакона,адухзаконаолюбвикближнемубылемучужд.ИнадлежалоГосподуобличитьегопринароде!

Можетвызыватьнедоумението,чтоИисусХристос,Которыйнам,простымхристианам,запретилназыватьближнегосвоегодажепустымчеловеком,Которыйсказал,что,еслиназовемкого-нибудьбезумным,топодлежимгееннеогненной(см.Мф.5:22),Самнередкоговорилсловарезкие,какивэтомслучае.КнижниковсфарисеямимногократноназывалОн«лицемерамиизмеями,порождениямиехидны»(см.Мф.7:5;12:34;15:7идр.).

Однажды,когдаИисусХристосбылвИудее,Егопредупредили,чтоИродищетпогибелиего,советовалипоскорееуйтиизИудеи.КакжеответилГосподь?Онспокойносказал:«Пойдите,скажитеэтойлисице:сегодняизавтраделаюивтретийденьокончу»(см.Лк.13:32).ЛисицейназвалОнцаря!Аоднаждысамомувеликомуапостолу,СвоемудругуПетру,сказалстрашныеслова:ОтойдиотМеня,сатана,потомучтодумаешьнеотом,чтоБожие,ночточеловеческое(Мф.16:23).

Евангелиеговорит,чтоГосподьиногдаприходилвгнев,чтоОнизгонялизхрамаИерусалимскоготоргующихскотом,рассыпалденьги,разложенныенастолахменял.ОднаждыОнсделалбичизверевокипогналторговцевизхрама(см.Ин.2:14-16).ТакгрозенбылиногдагневСынаБожия.

КакразобратьсявэтомкажущемсяпротиворечиивИисусеХристе,которогонеможетбытьвСынеБожием,ибоуНеговседадаилинетнет(см.Мф.5:37).Объяснениепростое:нужноразличатьто,чтозапрещаетХристос,оттого,чтоОнСамделал,нужноразличатьсловабраниотсловобличения.Ибокогдаговоримближнемусвоему;дурак,безумный,—товыражаемэтимпрезрениекбратусвоему,уничижаемего.Такуюбрань,такоепревозношениенадближнимГосподьстрожайшезапретил.

Арезкимисловами—змии,порожденияехиднины,лисицы—ИисусХристособличаллюдей,достойныхсего(см.Мф.23,33).

Обличение,вотличиеотбрани,заповеданонамкакдолжноевСвященномПисании:Неучаствуйтевбесплодныхделахтьмы,ноиобличайте(Еф.5:11).АпостолуТимофеюсвятойПавелзаповедует:Согрешающихобличайпередвсеми,чтобыипрочиестрахимели(1Тим.5:20)Проповедуйслово,настойвовремяиневовремя,обличай,запрещай,увещевайсовсякимдолготерпениеминазиданием(2Тим.4:2).

Разнамзаповеданообличениезлыхдел,мынесмееминедолжнымолчаиравнодушнопроходитьмимонечестия.ОднакоГосподь,говорярезкиеслова,неуничижалчеловеческогодостоинства,алишьобличаллицемериезалживость,ибо«отецлжи—диавол»(см.Ин.8:44).

Естьсвятойгнев,заповеданныйнамотБога,которыммыдолжнывоспылать,когдавидимнадругательствонадсвятыней.СвятымипламеннымгневомобрушивалсяИисусХристоснанечестивцев,торгующихвхрамеБожием.ТакойжегневпобудилвеликогосвятителяичудотворцаНиколаяМирликийскогоприобсужденииарианскойересинаПервомВселенскомСобореударитьАрияволицу.

Резкие,обличительныесловаГосподавполнеоправданы.РазвенезаслуживалИродназваниялисицы?Чтохарактерноговповеденииэтогозверя?Известнолукавство,скоторымонаобманываетиохотника,исвоюжертву.НазываятакИрода,ИисусХристосзаконнообличилеговхитрости,склонностикпредательству.

АпочемуГосподьназвалапостолаПетрасатаной?ПотомучтоПетр,услышавотИисусаХриста,чтоЕмунадлежитбытьпредануираспятурадиспасенияродачеловеческого,сталотговариватьЕгооттакойстрашнойсмертиипросить,чтобыОнпожалелСебя.Этолибылонеделосатаны?НесатанелинужнобылоудержатьХристаотГолгофскойжертвы?Устамиапостолаговорилтогдасамсатана,потомуисказалГосподьемустольгрозноеслово.

ПастыриЦеркви,позаветуапостолаПавла,обязаныпубличнообличатьгрешников,этовменяетсяимвдолг.Поэтомунынеобличувас,Богомданныхмнепасомых,водномтяжкомивсеобщемгрехенашем—вгрехеосужденияближних.Ктоизвассвободенотэтогогреха?Ктоизвасвсейдушойбоитсяевангельскихслов:Несудите,данесудимыбудете.Чтотысмотришьнасучоквглазубрататвоего,абревнавсвоемглазунечувствуешь?Лицемер!Выньпреждебревноизсвоегоглаза(Мф.7:1,3,5)?

Амызанятывсегданетолькосамымимелкимисучками,адажесоринкамивглазахнашихбратьев,иосуждаемвсехсутрадоночиисночидоутра,дажесвоихблизкихилюбимых.Осуждаемисвященниковиархиереев,небоясьответапередБогом,небоясьсловХристовых:несудите,данесудимыбудете.

Судятименя,архипастырявашего;судитенестольковы,—пожалуй,отвастакоеосуждениеможетбытьуслышановвидеисключения,—носудяточеньрезковКирсановеиМоршанске.Судятте,которыхявправеназватьокаянными,—бродячиемонахиимонашки,внушаютнароду,чтояненастоящийархиерей,чтомнененадоподчиняться,чтоялишенблагодатиБожией.

Азачтосудят?Зато,чтояоблегчаюстраданиямножестванесчастныхбратьевнаших,про.лившихкровьсвоюзанас,зато,чтояспасаюотсмертимногихимногих,стоящихнеодной,аобеиминогамивмогиле.Господьпомогаетмнеизвлекатьихизмогилы.Господьдалмневеликоехирургическоеискусствоиглубинузнания,ипозаветудвухпокойныхПатриархов—ТихонаиСергия—янесмеюпрекращатьсвоюхирургическуюдеятельность.ЭтоготребовалиотменяпокойныеПатриархи.

Аэтиокаянные,которыевсезнаютлучшеПатриархов,говорят:«Какойжеэтоархиерей,которыйсегодняслужитвхраме,совершаетЛитургию,азавтраидетпроливатькровьчеловеческую?»Вотдокакихпределовдоходитосуждениечеловеческое,вотнакакуюнеправдуспособнылюди!

Данебудемповиннымывтакомстрашномгрехеосуждения,откотороговвысшейстепенитрудноизбавиться,ибогрехэтоттаквъелсявсердцанаши,чтоотделатьсяотнегосвоимисиламимынеможем.

Какженамбыть?ПоучимсяуапостолаПавла,наставляющегонас:Братиемои,укрепляйтесьГосподомимогуществомЕго(Еф.6:10),—иботолькомогуществомсилыГосподнейможеммыизбавитьсяотстрашногогрехаосуждения.ОблекитесьвовсеоружиеБожие,чтобывамможнобылостатьпротивкознейдиавольских;потомучтонашабраньнепротивкровииплоти,нопротивначальств,противвластей,противмироправителейтьмывекасего,противдуховзлобыподнебесных.(Еф.6:11-12).

Подобнотому,каквсветломликеАнгеловдевятьчинов,такиусатаныестьначальства,власти,мироправители,духизлобыподнебесные.Инашаборьбасгрехом—этоборьбапротивних.Этоцельнашейжизни.ДлясегоприимитевсеоружиеБожие,дабывымоглипротивостатьвденьзлыйи,всепреодолев,устоять(Еф.6:13).Каквоины,идущиенавойну,облекитесьвовсеоружиеБожие.

Итак,станьте,препоясавчреславашиистиноюиоблекшисьвбронюправедности.Толькоэтойбронейзащититесьотстреллукавогоиосужденияближнихваших.Иобувногивготовностьблаговествоватьмир;апачевсеговозьмитещитверы,которымвозможетеугаситьвсераскаленныестрелылукавого.Щитомверы,горячей,пламеннойверы,выможетеугаситьэтистрелылукавого.Ишлемспасениявозьмите,имечдуховный,которыйестьсловоБожие(см.Еф.6:14-17).Этиммечомбудетевыпосекатьвсехдуховзлобыподнебесных(см.Еф.6:12).

Иеслибудетевсегдавооруженытак,какговоритсвятойапостолПавел,еслибудетевоинамиХристовыми,пламеннымизащитникамиверы,торазженныестрелылукавогоотскочатотвас,какоткаменнойстены.Итак,воиныХристовы,впереднаборьбуслукавым,скознямидиавольскими,сдухамиподнебесными!Аминь.

10декабря1944года

См.также:
СвятительЛука(Войно-Ясенецкий).МыобязаныобличатьсогрешающихпередБогом СвятительНиколайСербский.Неделя27-япоПятидесятнице.Евангелиеоскорченномтелеискорченныхдушах. ЕпископМитрофан(Зноско-Боровский).Неделя27-япоПятидесятницеипраздниквведениявохрамПресвятойДевыМарии... ЕпископМитрофан(Зноско-Боровский).Неделя27-япоПятидесятнице ИеромонахМефодий(Савелов-Иогель).ПредочамиБожиейПравды.Неделя27-япоПятидесятнице. МитрополитТашкентскийиСреднеазиатскийВладимир(Иким).СлововНеделю27-юпоПятидесятнице,обисцелениискорченнойженщины... МитрополитАнтонийСурожский.Неделя27-япоПятидесятнице.Исцелениесогбеннойженщины АрхимандритКирилл(Павлов).Озависти ПротоиерейАлександрШаргунов.СамаябольшаяопасностьдляЦеркви СхиархимандритАвраам(Рейдман).Апостольскиепоучения.Неделя27-япоПятидесятнице.
АрхимандритКирилл(Павлов).Огрехеосуждения(I). АрхимандритКирилл(Павлов).Огрехеосуждения(II). АрхимандритКирилл(Павлов).Огрехеосуждения(III). АрхимандритКирилл(Павлов).Огрехеосуждения(IV). АрхимандритКирилл(Павлов).Онеосуждении. Архим.Кирилл(Павлов).СловозалитургиейПреждеосвященныхДаров МитрополитСаратовскийиВольскийЛонгин.Несудите,илиМолитвамытаря. МитрополитСаратовскийиВольскийЛонгин.Огрехеосуждения. ДушеполезныепоученияаввыДорофея. СвятительЛука(Войно-Ясенецкий).МыобязаныобличатьсогрешающихпередБогом.