Сегодня:

10 декабря 2018 г.
( 27 ноября ст.ст.)
понедельник.

Икона Божией Матери Знамение.

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Иконы Божией Матери, именуемой "Знамение" . Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия Александрийского (VI-VII). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода , во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Свт. Иакова , еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 97 зач., XIX, 37-44. Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Вмч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 50 зач., XV, 1-7.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Станем достойными участниками вечери Христовой

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Лк., 76 зач., 14:16-24

Притча о брачном пире

Слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: «Аллилуия!» Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: «Напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца». И сказал мне: «Сии суть истинные слова Божии» (Откр. 19:6-9).

Именно об этой вечери говорил и Господь в притче о званых на брачный пир Сына Божия, и Сам Бог Отец устроил ее. Заранее были приглашены на брачный пир некоторые избранные. То были вожди народа Израильского, учители его: первосвященники, книжники, фарисеи, члены синедриона, старейшины народа, — их в первую очередь звал Господь на Свой пир. Были заколоты тельцы, овны, и когда настало время ужина, Он послал раба сказать званым: Идите, ибо уже все готово (Лк. 14:17).

Он даже не ограничился однократным приглашением, но все избранные начали, как бы сговорившись, отказываться. Первый сказал: Я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу тебя, извини меня (Лк. 14:18). А по-славянски сказано гораздо лучше: Молю ти ся, имей мя отречена, то есть «отрекаюсь от Твоей вечери». Он купил землю, и она стала ему дороже брачного пира Христа, Сына Божия, ибо только на земное возложил он свое упование, только к земным благам направил все помыслы.

Другой отвечал: Я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня (Лк. 14:19). Если он купил пять пар волов, значит, не был бедным человеком. Он был богат и из-за этих пяти пар волов отказался от вечери в царстве Божием. Окаянный любостяжатель, привязанный всем сердцем только к богатству! Известно: кто вступит на путь любостяжания, никогда не сходит с него, поскольку оно всецело овладевает сердцем человека, делает это сердце ненасытным. Чем больше приобретает человек, тем больше разгорается его страсть к приобретениям, и все с большей жадностью ищет он новых богатств.

Ответ третьего прозвучал просто и грубо: Я женился и потому не могу прийти (Лк. 14:20), то есть: «Не нужна мне твоя вечеря, мне предстоят брачные утехи, которые мне гораздо дороже твоего пира». Он даже не извинился как первые двое.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: Господин! Исполнено, как приказал ты, и еще есть место (Лк. 14:21-22).

Кто эти слепые, хромые, нищие и убогие, которых собирал хозяин вечери по улицам города? Это те, о которых говорит апостол Павел в Послании к коринфянам: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1Кор. 1:27-28). Это были нищие и телом и духом, простые и смиренные, которые, будучи необразованными людьми, не имели книжной мудрости. Ведь и апостолов Господь Иисус Христос избрал именно из рыбарей, не знакомых с наукой, с мудростью человеческой. Потом и еще семьдесят избрал Он из тех, которые ходили за Ним. А ходили толпы людей, которые были совсем иначе настроены, чем вожди израильские, ненавидевшие Христа из зависти к Нему. Хотя это и были мытари и блудницы, но они омывали слезами своими ноги Его и отирали их распущенными волосами. Это были не знатные, — это были уничиженные.

Они чувствовали святость Господа Иисуса своим сердцем, пусть и грешным, но сохранившим чуткость; понимали огромное различие между Христом, Святейшим Святых, и самими собой — сосудами греха и нечистоты. Именно эта Христова святость привлекала к Нему хромых, спотыкающихся на греховных путях свои, слепых, не видящих в своем сердце того, в чем надлежало покаяться. Этих убогих, обративших сердца свои к Спасителю нашему, собрал по улицам города.

Но осталось еще место. И тогда господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Лк. 14:23). Кого же велел Он искать по загородным дорогам и проселочным путям? Это язычники, жившие далеко от Иерусалима в великой Римской империи, покорившей себе весь тогдашний мир, среди которых с такой быстротой распространялось евангельское слово; это мученики, просвещенные в течение трех веков проповедью о Христе, пролившие ради Него так много крови, а некогда блуждавшие во тьме по перепутьям, — вот кем наполнилась горница, уготованная для пира.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22:11-13). Кто это, одетый не в брачную одежду? Это один из тех, которых немало даже среди нынешних христиан, кто не понимает, что царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Это тот, который полагал, что он, получив отпущение и прощение грехов в Таинстве Крещения, уже чист. Это один из ханжей, которые думают, что только одним внешним соблюдением обрядов, одной внешней набожностью можно заслужить царствие Божие

Такие люди не хотят видеть грязи, которой так много в их сердцах, не хотят сознавать, что одеты в грязное, зловонное рубище, сотканное из их грехов, и даже смеют входить на вечерю Христову Их непременно нужно изгнать, не терпеть присутствия их! Как допустить таких к участию в вечере великой!? В царстве Божием место только святым, и никому более.

Но разве притча Христова относится только к тем древним людям, врагам Христовым, вождям израильского народа, нечестивым книжникам и фарисеям? Слова Христовы имеют вечное, непреходящее значение и для нас. Ибо подлинно, разве не все люди, которых Он искупил Божественною Кровью Своею, призваны на вечерю в царстве Божием? А многие ли откликаются на призыв? О, как их мало! Как страшно, что вечеря Христова уничижается! Огромному количеству людей нет дела до царства небесного, они не верят в вечную загробную жизнь, не верят в Бога и в Его вечное царство; они идут своим путем, отвергнув путь Христов. Что же — их воля, но пусть смотрят, куда придут. Однажды они увидят и поймут, что отвергли, над чем смеялись и издевались.

Но в роде человеческом далеко не все таковы. Из числа отвергших вечерю Христову есть очень много верующих в Бога, которые любят Христа и хотели бы войти в царство небесное. Однако на вечерю они не идут, отвечая Господу: Имей мя отречена. Почему же? Они смущенно отвечаю «Как нам идти, ведь над нами будут смеяться, будут издеваться. Можем ли идти против течения, можем ли не жить той жизнью, которой все живут? Можем ли выдаваться из среды людей мира сего? Ведь зависим от них во многих отношениях, боимся потерять то, что имеем, если пойдем против них». И плывут по течению. Плывите, только смотрите, куда приплывете, ведь приплывете в полном отчаянии. Убоявшись издевательств людей мира сего, не убоялись слов Самого Господа и Бога нашего Иисуса Христа: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10:33). Разве это имеет меньшее значение, чем насмешки окружающих?

Не в нашей власти удержать таких, но в нашей власти уберечь себя. Нам нужно сознавать весь ужас отказа от царства небесного, ибо мы заслужим отречение Самого Господа, если посмеем Ему сказать: Имей мя отречена — и не решимся плыть против течения, если выше всего не будем ставить заповеди Христовы, не боясь мнения мирского.

Как бы я хотел, чтобы среди вас, малого моего стада, не нашлось ни одного, кто заслужил бы изгнание с Божественного брачного пира, войдя туда в грязной, греховной одежде. Жизнь коротка, смерть приближается, так подумаем же о том, что оставшиеся дни наши надо употребить на очищение сердец и стать достойными участниками великой вечной вечери Христовой. Да сподобит всех этой радости Господь и Бог наш Иисус Христос. Аминь.

30 декабря 1951 года.

vn001

См. также: