Сегодня:

16 сентября 2019 г.
( 3 сентября ст.ст.)
понедельник.

Фива диаконисса Коринфская.

Седмица 14-я по Пятидесятнице.
Глас 4.

Поста нет.

Сщмч. Анфима , еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея , Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (1580). Св. Фивы диаконисы (I). Сщмч. Аристиона, еп. Александрии Сирийской (ок. 167). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1349). Сщмч. Пимена, еп. Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, прмч. Мелетия (1918). Сщмчч. Василия, Парфения пресвитеров (1919). Сщмчч. Андрея, Феофана пресвитеров (1920). Сщмчч. Владимира, Михаила пресвитеров (1921). Сщмч. Николая пресвитера (1923). Сщмч. Евфимия пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924). Сщмч. Романа пресвитера (1929). Сщмчч. Алексия, Илии пресвитеров (1937). Писидийской иконы Божией Матери (608).


2 Кор., 195 зач., XII, 10-19. Мк., 16 зач., IV, 10-23. Сщмч.: Евр., 334 зач., XIII, 7-16. Ин., 36 зач., X, 9-16.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Уроки святого Иоанна Предтечи

Протоиерей Александр Шаргунов

ic026m

Как торжественно Церковь совершает память святого Иоанна Предтечи! Не того Предтечи, который шёл впереди Христа, проповедуя многолюдным толпам о славе Спасителя, но Предтечи, заключённого в темницу, в которую входит воин, чтобы исполнить приказ Ирода. Вот человек, который должен умереть из-за чьего-то прелюбодеяния. И какой человек! Тот, кого Христос ставит выше всех других.

Церковь преподаёт нам сразу же несколько уроков. Невозможно быть верным Христу, не храня внимательно ясного отношения к злу, которое есть в человеке. Святой Иоанн Предтеча обличает зло, с которым для него невозможно примириться. Вот первый урок. Там, где зло в человеке и в мире, — неизбежны страдания. В святом Иоанне мы видим в предельной степени то, что возвестил Христос Своим ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). И еще: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Это значит — вы будете гонимы. Вам создадут такие условия, что вы будете задыхаться, как будто бы от недостатка воздуха. Но мы дерзаем говорить: «Блаженны изгнанные за правду». Среди стольких несчастий и страданий мира кто может легко дышать? Может быть, лучше убежать в пустыню, чем видеть все эти ужасы и грехи? Святой Иоанн Предтеча не просто имел скорбь, он, глас вопиющего в пустыне, предпочёл молчание смерти всякому другому молчанию. Святые мученики всех времён говорят нам: «Мы плачем, оттого что вы не плачете». В памяти встаёт также молитва Христа, когда Он в полном одиночестве молился на горе Елеонской, совсем рядом с Гефсиманией.

Второй урок заключается в том, что определённость и ясность веры не могут противоречить истине и правде. Необходимо зло называть злом, грязь — грязью. Мы знаем, что происходит в сегодняшнем мире и какая утрата ясности угрожает Церкви. Мы должны хранить себя от идолов, о которых говорит апостол Иоанн Богослов. Это одна из самых серьёзных задач, стоящих перед совестью каждого пастыря. Ибо мы живём в мире, где есть зло и тот, кто совершает его. Есть грех и есть грешники. И есть как бы некое противостояние между правдой и милосердием. Но сравнение с врачом, кажется, всё проясняет. Врач старается исцелить больного, и у него нет другой цели. Церковь называет Таинство Покаяния «духовным врачевством». Благодатью Христовой священник исцеляет грешника от его греха, не вынося грешнику приговора, ни тем более показывая сочувствия греху. Он постоянно спрашивает себя: то, что я говорю, то, что я делаю, помогает ли исцелить такого-то человека от такой-то болезни? Вот золотое правило: необходимы определённость и ясность, но определённость и ясность спасателя по благодати Спасителя.

Говорят, что некоторые священники слишком суровы. Несомненно, суровость должна проявляться исключительно ради исцеления, и надо, чтобы больной это чувствовал. Больший из рождённых жёнами человек умер из-за греха прелюбодеяния другого человека. Но другой Человек, Богочеловек, умер из-за греха всех людей. Постараемся узнать в этом грехе наши. Наши грехи, принадлежащие нам.

И здесь следовало бы вывести на свет Божий ещё один аспект. Один художник, написавший для храмов немало прекрасных икон, сказал перед смертью на исповеди священнику, который утешал его надеждой на эти труды: «Я буду отвечать перед Богом не за то, что я сделал, а за то, чем я не был». Кто ставит себя покаянием перед грехом неделания, тот предаёт себя в волю Божию. Тогда есть надежда, что остальное приложится. Горчичное зерно, по естеству своему, устремляется стать большим деревом. Точно так же принятая нами в крещении благодать — к святости. Что более всего препятствует раскрытию этой благодати? Как это ни странно — безчисленное множество добрых дел, которые мы не сделали. И Предтеча мог не обличать Ирода, сохранить свою жизнь и продолжить пламенную проповедь — ради просвещения многих. Но мы знаем, что речь в его проповеди идёт не просто о нравственной или безнравственной жизни. Каждый наш грех — часть того греха, которым был распят Христос. Можно, по милости Божией, не быть покрытым с головы до ног проказой, тем не менее то, что мы носим в себе, — проказа. Мы имеем свою часть во всеобщей неверности.

Потому первые слова проповеди Предтечи, повторённые затем Спасителем: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Самое худшее, что может быть, — отказ от покаяния. И чем ближе свет Царства, тем страшнее обнажается тьма. Но Господь и святой Иоанн Предтеча и все святые из века в век нам говорят: «Нет греха непрощённого, кроме греха нераскаянного». Но всякий нераскаянный грех — к смерти. Что такое человек греха, антихрист, в числе первых предтеч которого мы видим сегодня Ирода с Иродиадою? В мире это утверждение греха как того, в чём не нужно каяться. А в самой Церкви это попытка дать или принять прощение грехов без покаяния.

Остаётся сказать, что умирающие о Господе оживотворяются дыханием Духа Святого. Дух дышит в них и наполняет их. Об этом возвещает святой Иоанн Предтеча, указуя на Агнца Божия. Он знал, что миру будет дано воскресение Спасителя и благодать покаяния. Вера открывала ему, что зло будет побеждено. До конца истории, в течение которой отделяются плевелы от пшеницы, мы должны предавать Господу последний суд. Жизнью и смертью своей призывая всех к покаянию, преобразуя любовью Христовой зло мира в добро, так чтобы даже плевелы, если возможно, даром покаяния стали пшеницей.

Наша превосходящая разум надежда может рождаться только от такой самоотдачи, которая привита ко Христу. Надеющиеся этой надеждой видят мир и всё происходящее в мире глазами веры. И святой Иоанн Креститель, голову свою положивший за правду, — предтеча этой надежды, которая не постыжает.

vn001

Источник: «Русский Дом», N9, 2011

См. также: