Сегодня:

17 октября 2018 г.
( 4 октября ст.ст.)
среда.

Святитель Иерофей.

Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Сщмч. Иерофея , еп. Афинского (I). Обретение мощей свтт. Гурия , архиеп. Казанского, и Варсонофия , еп. Тверского (1595). Собор Казанских Святых . Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313). и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Павла Препростого (IV). Прп. Аммона (ок. 350). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945).


Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Суббота, 14 / 27 октября

Седмица 21-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов


nt040m

Лк., 22 зач., 6:1-10


В  этом Евангелии — два повествования о тайне субботы. Субботний покой — напоминание о покое, в котором почил Бог после создания мира (Исх. 20:8-11). Вечное знамение Завета Божия с Израилем, суббота возвещает о святости будущего века, когда народ Божий, в конце времен, войдет в покой и святость Самого Бога. Сказанного достаточно, чтобы понять важность субботы для Самого Господа. Как же случилось, что день торжества и радости стал днем противостояния между Господом и Его противниками? После рассказа о первой субботе мы слышим о том, что произошло «в другую субботу» — впечатление, что каждая суббота давала повод для богословского спора Господа с учителями Израиля.

Христос оправдывает Своих учеников, когда, будучи голодными, они срывают колосья, проходя засеянными полями. В отличие от других Евангелий, в Евангелии от Луки дается уточнение: это было в первую субботу по втором дне Пасхи — в день, с которого начинали отсчет семи недель до Пятидесятницы.

Из краткого описания этого события мы можем извлечь для себя немало полезного. Ученики Христовы не должны быть привередливыми в выборе пищи, но довольствоваться тем, что есть. Апостолы срывали колосья и ели, растирая руками, — их трапеза была предельно скромной, без всяких деликатесов. Многие склонны строго выговаривать другим за самые невинные и безобидные поступки. Фарисеи обличили учеников Христовых, когда они сделали то, что не должно делать в субботы, в то время как сами имели обыкновение, заранее приготовив пищу, роскошно пиршествовать в субботние дни.

Обрядовые установления могут умеряться в случае необходимости. Так Давид и бывшие с ним решили вопрос субботы: «суббота для человека». Господь сказал фарисеям: «Разве вы не читали, что сделал Давид?» Разумеется, читали, но они никогда не задумывались, что это значит. Можно, оказывается, усердно читать Писание, знать его от корки до корки, быть способным наизусть процитировать любое место, — и всю жизнь проходить мимо его содержания — оттого что наш ум закрыт к познанию истины, и сердце не испытывает глубинной потребности в Боге. Если предписания Божии, касающиеся внешних установлений, могут быть иногда отставлены ради большего блага, что сказать о преданиях человеческих? Превыше всего всегда любовь. Так святитель Спиридон Тримифунтский, не имея чем угостить случайного путника во время поста, поскольку он сам ничего не вкушал в эти дни, достал из старых запасов кусок соленой свинины, зажарил ее и, чтобы успокоить смутившегося гостя, первым приступил к трапезе.

Но хотя Господь позволяет делать в субботу то, что диктует необходимость, тем не менее, Он хочет, чтобы мы знали и помнили, что это Его день. «Сын Человеческий есть господин и субботы». В Царстве Искупителя, в Церкви Христовой день субботний становится днем Господним — воскресением. В знамение этого он не только обретает новое имя, но делается новым днем, первым днем недели.

«Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить». Наш долг — освящать праздничные и воскресные дни посещением храма Божия. Мы не должны пропускать богослужения в эти дни без серьезной на то причины. В синагоге в субботу Господь учил. Он пользовался всякой возможностью учить — не только Своих учеников, но весь народ. Исцеленный Христом был одним из слушателей Его слова. «Там был человек, у которого правая рука была сухая». Кто желает исцелиться благодатью Христовой, должен желать узнать учение Христово. Однако среди слушающих Господа и свидетелей чуда были и те, кто пришел с единственной целью уловить Его. Книжники и фарисеи наблюдали за Ним, подстерегая Его как лев добычу, — не исцелит ли Он в субботу. Христос не стыдится и не страшится исповедовать истину благодати и милости. «Он сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил».

Это событие не происходило где-то в углу. Господь хочет, чтобы все видели, что происходит. И Ему надо, чтобы мы научились высоко держать знамя нашей веры и не смущаться никакого противостояния. Он обращается к самим Своим врагам: для того ли существует четвертая заповедь о почитании дня субботнего, чтобы удерживать людей в этот день от делания добра? «Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу, или погубить?» Не делать добро не означает ли делать зло — в любом случае человек что-то делает же в этот день! Все измеряется любовью и служением ближнему — тем совершенством крестного и пасхального дара Христова, к которому должен вести Закон. И в то время как Господь спасает жизнь человеческую в день субботний, Его враги приходят в бешенство и говорят между собою, как погубить Его.



vn001

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки