Сегодня:

26 апреля 2018 г.
( 13 апреля ст.ст.)
четверг.

Фомаис Александрийская.

Седмица 3-я по Пасхе.
Глас 2.

Поста нет.

Сщмч. Артемона , пресвитера Лаодикийского (303). Мч. Крискента , из Мир Ликийских (III). Мц. Фомаиды Египетской (476). Прмц. Марфы (1941).


Деян., 20 зач., VIII, 26-39. Ин., 22 зач., VI, 40-44.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О предопределении

PDF Печать E-mail
Автор: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)   

Слово на Послание св. ап. Павла к римлянам, гл. 8, стихи 28—30

Трудный вопрос, что такое предопределение Божие. Перед рождением св. Иоанна Предтечи Ангел Господень, явившись отцу его, священнику Захарии, предвозвестил, что будет ему великая радость, что все народы мира возрадуются о рождении его сына, ибо будет он велик пред Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей (см. Лк. 1:13-15). Итак, святой Иоанн Креститель уже до рождения своего был освящен Богом, был предопределен быть великим и славным.

Так было и со многими преподобными: со святыми Амвросием Медиоланским, Ефремом Сириным, Сергием Радонежским и другими. Уже вскоре по рождении их или даже до рождения Господь открывал матери, что будет свято дитя, которое носит она во чреве своем.

А что же те несчастные, которых рождается так много, чьи родители полны греха и нечистоты: прелюбодеи и блудницы, воры и пьяницы? Они живут и вырастают в самых неблагоприятных для спасения условиях. Вся окружающая их обстановка словно преднамеренно направляет их на губительный путь.

Вот и спрашивают, почему у Господа будто бы заранее одни предназначены ко спасению, а другие осуждены на погибель?

В Послании к Тимофею сказано: Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен (2 Тим. 1:8-9). При этих словах может зародиться мысль, будто Господь кого-либо предопределяет к погибели. А Он ведь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4).

В Послании к римлянам читаем: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями (Рим. 8:28—29). То есть предопределено быть подобными образу Сына Божия тем, о которых, по Божественному предведению Своему, Он знал заранее, что они пойдут по пути, заповеданному Христом, и будут достойны царствия Божия.

Всем Господь Бог наш желает спастись, но не все хотят спасения. Ведь подобно царство небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так. будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных (Мф. 13:47-48). Слова Божии, как невод, предназначены для спасения всех людей, но не все они оказываются пригодными и способными для дела спасения. И это, конечно, известно закидывающему сеть Спасителю нашему.

Ссылаясь на следующие слова апостола Павла о Божественном предопределении: А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:30), крайние протестанты — кальвинисты, реформаты — создали безнадежное учение о том, будто каждый человек заранее Богом предназначен или к вечному спасению, или к вечной погибели. Они учат, что те, которые предопределены ко спасению, не могут никак отделаться от благодати Божией. Если бы даже и захотели ее отвергнуть, все равно, будучи уготованными к спасению, будут спасены. А те несчастные, которым предуказана вечная погибель, сколько бы ни старались делать добрые дела, будут осуждены. Таково мрачное и богохульное учение реформатов, согласно которому Бог предстает как жестокий тиран. Но ведь Господь благ и всемилостив. Он послал на землю Сына Своего Единородного для спасения всего человечества. С этим невозможно совместить жуткое учение о безусловном предопределении.

Но неужели неправда у Бога? Никак, ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею (Рим. 9:14-15). Бог только тех пожалеет, кто достоин жалости в Его святых очах. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:16). Трудные для восприятия слова. Как так? Вновь выходит, что помилование нисколько не зависит от нас, что как бы ни подвизались, как бы ни стремились в царство Божие, спасены будут только предопределенные и только милостью Божией.

Неужели наши добрые дела и жизнь по заповедям Христовым не имеют значения? О нет! Они имеют огромное значение. Но стремление в царство Божие и подвиги ради этого могут быть различны, потому и награды будут различны. Есть люди, которые стремятся творить волю Божию только потому, что боятся Бога. Другие творят дела добрые только ради того, чтобы получить награду. Есть и третьи, которые делают добро не из страха перед Богом, а из любви к Нему. Они не ждут награды за совершаемое лишь потому, что сердце их, горящее любовью к Богу и к ближним, не может не творить благих дел. Бог знает сердца всех людей и ясно видит тех, чье сердце преисполнено чистой любовью. Их Он особенно милует и жалеет. Как видите, нет никакого противоречия в наших представлениях о благости и справедливости Божией.

Далее апостол Павел ведет речь о египетском фараоне, который до конца был непослушен воле Божией, упорно не желая отпустить из плена народ израильский. Ибо Писание говорит фараону: Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле (Рим. 9:17).

Бог Сердцеведец заранее знал, что фараон до конца будет упорствовать в своей злобе и нечестии, но Он терпел очень долго, насылая на Египет поочередно десять страшных казней. Лишь десятая казнь принудила фараона смириться перед Богом. Но он не смирился полностью, ибо, когда ушел отпущенный им еврейский народ, он погнался следом, чтобы истребить его.

Итак, кого хочет милует; а кого хочет, ожесточает (Рим. 9:18). Опять слова, приводящие некоторых в смущение. Неужели Сам Бог ожесточает, и что значит здесь слово ожесточает? Неужели Он Сам направляет несчастного человека на неповиновение Его воле, на творение злых дел? Конечно, нет, это невозможно. Но Бог, даровавший человеку свободу воли, не мешает грешнику укореняться в своей греховности и ожесточаться против Бога под влиянием врага Божия — сатаны. Значит, Бог не ожесточает, а только попускает грешнику идти по пути зла, как было с фараоном, и оставляет его.

Не надо смущаться тем, что и в наше время так много вокруг нас людей, нежелающих спасения и идущих по неправым путям. Нельзя роптать на Бога за то, что Он не карает их теперь же, ибо Ему угодно ждать до конца, пока действует еще закваска слова Божия хотя бы в немногих людях.

О роли диавола вполне ясно сказал Господь наш Иисус Христос в Своей притче о пшенице и плевелах (см. Мф. 13:24-30; 37-43).

Надо, чтобы в мире рядом со святыми, возлюбившими Христа, были и нечестивые, и богохульники. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще (Откр. 22:11). Зачем? По великому закону противоположности, ибо этот закон царит во всем: свет и тьма, холод и тепло, добро и зло, тишина и буря. Такой закон необходим и в приложении к нравственной жизни человечества.

После Тайной вечери Господь Иисус Христос, обращаясь к Отцу Небесному, молился не о всем мире, а только о тех, которых Сердцеведец Бог предназначил к вечному спасению, — об учениках Своих и о тех, которые уверовали в Него. Он так говорил: Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое (Ин. 17:6). Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17:11).

Всеведущий Бог, конечно, знал, что нет надежды на спасение для тех, которые охотно следуют по пути, указанному извечным врагом рода человеческого. Господь наш Иисус Христос, воплотившись от Пресвятой Девы Марии, пришел на землю для примирения с Богом всего человеческого рода. Естественно, Он знал, что не все люди будут достойны спасения, потому что не все уверуют в Него, не все признают себя погибающими, а быть насильно спасенными не захотят. Да и насильственное спасение не имеет никакой цены в очах Божиих.

Для нас, возлюбивших Христа и видящих, что творят грешники и как Господь наказывает их, как ужасен суд над ними, знать об этом необходимо, чтобы мы ужаснулись, чтобы отвратили сердце свое от их пути, чтобы всецело обратились ко Христу. Ибо ты кто, человек, что споришь с Богом (Рим. 9:20)? Как ты смеешь укорять Бога! Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе (Рим. 9:20, 22-23)? Бог предоставляет сосудам гнева существовать, чтобы мы, взирая на них, опасались быть подобными им.

Притом, Господь спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3:5), не по трудам нашим, а по Своей благодати. Опять как будто ни к чему наши добрые дела. Как ни к чему? Они необходимы. Но Бог весьма часто поступает с людьми не так, как, кажется нам, заслужили они по делам своим: не карает за каждое недостойное дело. Господь прощает многим из нас тяжкие и гнусные грехи, ибо видит сердца наши, жалеет и милует нас, дает время встать на путь спасения и освобождения от страстей. Он знает, что многие, по молодости прогневавшие Его, окажутся великими перед Ним и перед людьми.

Среди Святых Отцов Церкви было двое блаженных: святой Иероним и святой Августин. Они оба жили в древнее время, в III и IV веке, один — Риме, другой — в Карфагене. Там была крайняя распущенность нравов, царил разврат, никто не думал о чистоте, все предавались наслаждениям. И эти блаженные, как сами признавались, в свои молодые годы отдали дань плотским страстям. Августин написал «Исповедь», в которой рассказал обо всех своих падениях в юности. Разве по тем делам не надо было бы Богу их наказать? А Бог не сделал этого, потому что знал, кого миловать и жалеть, знал, что принесут они слезное, глубокое покаяние в грехах и станут великими светилами Церкви Божией. Потому-то пишет апостол Павел, что Бог спасает не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен (2 Тим. 1:9).

В семьях пьяниц, воров, убийц, прелюбодеев чаще всего вырастают дети, ведущие ту же греховную жизнь, какую вели их родители. Видя это, люди возмущаются, огорчаются, обвиняют Бога в том, что столь многие рождаются в условиях, не благоприятствующих делу спасения. Надо иметь в виду, что тут известную роль играет наследственность.

Родители, давшие детям столь тяжкую наследственность, виноваты еще и в том, что не воспитали их в чистоте и добродетелях. Такие горе-родители с детства показывают детям пример только того, чего не должно быть, ругаясь, воруя, клевеща, обманывая и даже убивая. И эта духовная зараза прибавляется к тому злу, которое унаследовано от родителей.

Неужели же не эти несчастные родители виноваты в вечной погибели своих детей? Неужели же Богу миловать совершенно безнадежных для добра? Остерегайтесь же все, чтобы не быть повинными перед Богом в том, что дети ваши унаследуют ваши страсти и ваши грехи, что примером своим развращали их с самого детства. Помните, что Господь милует предопределенных к вечному спасению, а других оставляет Своею благодатью, зная, что они безнадежны.

Будем бдительны, чтобы не подать детям дурного примера! Да будет благодать Божия с теми, кто воспитывает детей в страхе Божием, да благословит их Христос Бог, да будет над ними Его благоволение во веки. Аминь.

4 февраля 1951 года