Сегодня:

21 ноября 2017 г.
( 8 ноября ст.ст.)
вторник.

Собор всех архангелов.

Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила , Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.


Утр. - Мф., 52 зач., XIII, 24-30, 36-43. Лит. - Бесплотных: Евр., 305 зач., II, 2-10. Лк., 51 зач., X, 16-21.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Суббота

Седмица 22-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов


nt048m

Лк., 29 зач., 7:2-10


Сам Господь восхищается верой сотника и не скрывает Своей горечи по поводу отсутствия такой веры в Израиле. У этого восхитительного сотника, офицера римской армии, есть в доме слуга, который находится при смерти. Сотник прилагает все усилия, чтобы спасти своего слугу. Эта забота о рабе необычна, потому что у раба нет никаких прав. Это не человеческое существо, это вещь, которую можно перемещать по своему желанию. Такое уважение к рабу не могло быть в порядке вещей. Поведение сотника обнаруживает его глубокую человечность, преодолевающую громадное расстояние между господином и рабом. Еще одна замечательная черта этого сотника — его отношение с иудеями. «Он любит народ наш, и построил нам синагогу», — говорят они. Во времена земной жизни Спасителя иудеи презирали захватчиков римлян, и римляне отвечали им взаимностью. Вспомним, как говорит Пилат: «Разве я иудей?» В этой атмосфере ненависти проявление дружественности к римскому офицеру было чрезвычайным. Оно свидетельствует о многом. Своим отношением сотник упраздняет барьер, разделяющий иудеев и язычников. Он не боится идти в сторону, противоположную политической и религиозной ситуации, которая была в то время.

Сотник показывает себя человеком необычайного смирения. Он знает, что закон запрещает иудею входить в дом язычника (Деян. 10:28), так же как язычнику входить в его дом. Потому он даже не идет ко Господу сам, а посылает к Нему своих друзей иудеев. Этот человек, привыкший командовать, являет удивительное смирение перед лицом подлинного величия. Нам раскрываются высокие человеческие и духовные качества сотника. Эти исключительные его качества — почва, в которой укореняется его вера. Эта вера есть абсолютное доверие могуществу Господа. Он исповедует ее, исходя из своего собственного опыта, — из того, как повинуются его приказам. Он знает, что одного слова Христова достаточно, чтобы исцелить его слугу на расстоянии. Он абсолютно верит в силу слова Господня, в Его власть над всеми болезнями. Он признает в Господе власть, не сравнимую ни с какой иной властью, действующей за пределами Его присутствия.

Замечательно, что этот сотник лично не встречается со Христом. Его встреча со Христом происходит через посредников. Это два, одно за другим, посылаемые им посольства. Первое из них — иудейские старейшины, которые и дают нам характеристику сотника. Он — «боящийся Бога», один из тех многих язычников, которые веруют во Единого Бога Израиля. Господь немедленно отвечает на их просьбу, и отправляется в путь. «И когда Он недалеко уже был от дома», сотник отправляет навстречу Ему других своих посланцев — он очень богат друзьями, — которые на этот раз передают его просьбу в первом лице единственного числа: «Не трудись, Господи! Ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Разве не перекликаются эти слова с тем, что сказал больший из рожденных женами: «Я не достоин развязать ремень обуви Его» (Лк. 3:16).

Нам показано, как совершается спасение мира. Израиль должен был служить посредником между Христом и язычниками. Во время земной жизни Господа час вхождения в новый народ Божий еще не пробил. Надо ждать Пасхи, дара Пятидесятницы. Встреча между безымянным сотником и Господом, которая не произошла, произойдет во встрече Корнилия сотника и апостола Петра, как это описано в 10 главе книги Деяний.

Первый язычник, вошедший в новый народ Божий, этот сотник представляет нас. Он напоминает нас. Как мы, он сознает свое недостоинство, и как мы, он простой слушатель слова о Христе Иисусе — сам он не встречал Его. Его вера предваряет нашу. Он утверждает присутствие Господа в Его слове и всемогущество этого слова. Его исповедание веры — чаяние веры пасхальной. Поистине только Воскресение даст возможность Господу входить во все наши дома, и присутствовать в них Евангелием со всей Его спасительной силой.



vn001

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки