Сегодня:

25 апреля 2018 г.
( 12 апреля ст.ст.)
среда.

Исаак Сирин.

Седмица 3-я по Пасхе.
Глас 2.

Разрешается рыба.

Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754). Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 260). Прп. Исаака Сирина в Сполете Италийском (550). Прмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Прп. Анфусы девы (801). Прп. Афанасии игумении (860). Прмч. Сергия (1938). Муромской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.


Деян., 19 зач., VIII, 18-25. Ин., 21 зач., VI, 35-39.

Цитата дня

Мир, как детей, обма­ны­ва­ет нас, настоящие ценности выменивает на погремушки.

Протоиерей Иоанн Гончаров.

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О современных проблемах Церкви

Архимандрит Рафаил (Карелин) отвечает на вопросы…

p025m

#5402. 19/07/2011. Владимир спрашивает:

о.Рафаил, сущность обновленчества в обмирщении Церкви?

Ответ архимандрита Рафаила:

Владимир! Либерализация общественного сознания проникает в Церковь через ее человеческий элемент. Обновленцы стремятся к нравственному минимализму, к замене евангельских заповедей либеральными представлениями, которые все больше порабощают современную культуру.

Обновленчество 20-ых годов прошлого столетия проявило себя как революционный протест против каноники Церкви. Но тогда еще в Церкви были достаточно твердые установки и крепкие духовные силы, которые защитили Православие от обновленчества, отбросили и осудили его как нравственную ересь, и обновленчество превратилось в раскол, стремящийся найти поддержку у атеистической власти.

Формально обновленчество как организация прекратило свое существование в 40-ых годах прошлого столетия, но дух обновленчества продолжал жить и действовать. Евангельские заповеди и моральные императивы христианства неразрывно связаны с православным вероучением, догматикой и каноникой.

И современные модернисты-обновленцы уже идут дальше своих предшественников. Они борются с православным вероучением, стараются извратить догматы через их ложную интерпретацию, создать либеральное богословие, которое усыпило бы совесть и бдительность человека, оправдало бы грех, сняло ответственность за него. Теперь обновленчество не борется с Церковью, как в постреволюционное время, а старается выдать свои подделки за христианство, только очищенное от наслоений — византинизма, католичества и даже язычества.

Обновленцы дискредитируют Священное Предание, бесцеремонно обращаются с вероучительными книгами и вообще с богословским наследием прошлых веков, и хотят православных богословов представить как фанатиков, обскурантов или каких-то пещерных людей, незнакомых с культурой и цивилизацией.

Христианство призывает человека бороться с грехом и страстями. Обновленчество хочет оправдать страсти, примирить с ними человека, заставить его забыть о демоническом мире, об аде и уничтожить представление о грехе, как о богоборческой силе, заменив его другими словами, как: ошибка, болезнь, несовершенство, незнание и т. д.

Апостол Павел предостерегает людей, не превращать благодать в повод к распутству. А обновленцы хотят превратить любовь Божию к человеку в безнаказанность.

Помоги вам Господи.


#5401. 10/07/2011. Владимир спрашивает:

о.Рафаил, сущность обновленчества в обмирщении Церкви?

Ответ архимандрита Рафаила:

Владимир! Обновленчество — это попытка соединить несоединяемое: христианство и либерализм; это уния между Церковью и духом полуязыческого мира, замена подвига мученичества, на котором стоит Церковь, перманентным приспособленчеством, где нравственность заменяется прагматикой.


#5650. 20/06/2011. Андрей спрашивает:

Батюшка Рафаил, благословите. Спаси вас Господи за книги и за ответы на сайте и дай вам Бог здравия и сил еще на многая лета!

Вопросы у меня вот какие:

  1.  
    1. Очень беспокоят всякие либерально-модернистские настроения и мнения среди священства и даже среди иерархов. Признают теорию эволюции и «большого взрыва», неодобрительно высказываются об «устаревшем» обычае супружеского воздержания после венчания, с восхищением говорят об освоении Космоса как о «богоугодном деле» и вообще о всяком техническом прогрессе и мирском искусстве как о «достижениях человеческого духа» и проч.
      Проникновение в Церковь духа мира сего как-то все сильнее и очевиднее. Как сохранить в этих условиях чистоту веры и воспитать в ней детей? И как вести себя со священнослужителями, в той или иной мере «обмирщленными», — слушать и слушаться? Или пытаться переубедить? Или вообще избегать таких?
    2. Как определить грань между неприятием «нововведений» и расколом? Ведь, как говорили некоторые русские святые XX века, придет время, когда храмов будет много, но ходить в них будет нельзя – они будут обновленческие. Но ведь это раскол? Боже упаси!

Прошу ваших молитв об Андрее и Елене со чадами.

Ответ архимандрита Рафаила:

Андрей!

1. Остановить процесс либерализации нравов и секуляризации менталитета современного человека, по моему мнению, так же невозможно, как остановить поток реки. Церковь не изолирована от мира. Люди, находящиеся в церкви, в том числе и священнослужители, получили воспитание и образование в этом либеральном обществе и не все сознают необходимость переменить свое душевное и нравственное кредо.

Вы спрашиваете, как сохранить чистоту веры. Чистота веры запечатлена в творениях святых отцов, вероучительных книгах и богослужебных текстах. Воспитать детей в христианстве нужно, прежде всего, собственным примером и общей духовной атмосферой в вашей семье.

К священнослужителям, как носителям священнической благодати, надо относиться с уважением, невзирая на ошибки и недостатки. Нужно верить, что через них совершаются церковные таинства и богослужения, так что следует приходить на церковную службу, не разбирая личности священнослужителя, однако надо иметь духовным наставником того, кто исповедует чистую православную веру и нравственность.

Что касается ваших вопросов: «...как вести себя со священнослужителями, в той или иной мере „обмирщленными“, — слушать и слушаться? Или пытаться переубедить? Или вообще избегать таких?», то думаю, что таких священников переубеждать не в ваших силах. Первым не спешите вступать с ними в словопрения, но если вас спросят, то ответьте прямо и откровенно, но без резкости.

2. Не принимать нововведения это значит не соглашаться с ними и отвергать их. А раскол, как непризнание законной иерархии и выход из Церкви, никогда и ничем не может быть оправдан. Старцы во времена обновленческого раскола говорили, что не надо ходить в храмы, захваченные обновленцами, но они не говорили, что не надо вообще ходить в церковь — ведь существовали патриаршие приходы.

Возможно, что их слова в искаженной передаче породили такое мнение, что придет время, когда в храмах уже нельзя будет молиться. Надо твердо верить, что Церковь будет существовать на земле до второго пришествия Христа.

Призываю Божие благословение на вас и вашу семью. Помоги вам Господи.


#5297. 17/04/2011. Давидюк Василий спрашивает:

Уважаемый отец Рафаил, благословите.

Читая труды и жития Св. Отцов очень больно и неуютно становится когда вижу как современными реформаторами, пусть и в сане, разбавляется и подтачивается то сокровище, которое выстрадали подвижники кровью и потом. Есть ли на территории СНГ монастыри или отдельные скиты, устав которых держится и хранит исихазм, а не занимается только просветительской деятельностью? Ведь святые говорили, что придет время когда в монастырях будет как в миру, а в миру как в аду.

А еще прошу Ваших молитв о упокоении отца моего Александра и тестя Василия.

Храни Вас Господь! С ув., Василий.

Ответ архимандрита Рафаила:

Василий!

Православные догматы неразрывно связаны с исполнением евангельских заповедей, которые являются нравственными догматами. Искажение и одного и другого ярко выразилось в обновленчестве 20-ых годов прошлого столетия. Обновленцы, опираясь на репрессирующий государственный атеистический аппарат, пытались в союзе с ним уничтожить Православие: одни для того, чтобы на месте руин церквей построить свои веселые клубы с религиозными постановками, что временно устраивало коммунистов; а вторые, чтобы дискредитировать Церковь в глазах народа, опозорить ее через обновленцев, а затем уничтожить совсем. Эта попытка не удалась. От обновленчества осталось в истории кроваво-грязное пятно. Но обновленчество не исчезло; оно осталось в подполье, а затем снова стало вылезать наружу.

Поэтому современному православному христианину надо быть осторожным с той информацией, которая преподается ему под видом православия.

Что касается второго вопроса: существуют ли монастыри, где занимаются исихией, то, по моему мнению, исихия возможна в тех монастырях, где существует старчество. Без ежедневной исповеди своих помыслов, без открытия души перед старцем, без советов с теми, кто прошли хоть несколько этапов исихии и Иисусовой молитвы, безмолвие не возможно, а в некоторых случаях даже опасно.

Лично я таких монастырей не знаю, но, наверное, они существуют. Чтобы готовиться к исихии, надо ограничить до минимума внешнюю информацию, держать на привязи свой язык и в свободное время заниматься Иисусовой молитвой.

Я думаю, что если человек будет готов к исихии, то Господь укажет ему дальнейший путь; а если он возьмется за это дело, будучи неподготовленным, по эмоциональной горячности, то исихия может сломать его.

Призываю на вас Божие благословение. Царство небесное Александру и Василию.

Помоги вам Господи.


#5295. 17/04/2011. Сергей Ларин спрашивает:

Отец Рафаил, благословите! Прошу Ваших молитв обо мне и ближних.

В книге воспоминаний Вы пишете о противостоянии ученых богословов и монахов-молитвенников на Афоне. Почему возникает ситуация, когда православие менее академично, чем модернизм; часто искажающих учение Церкви авторов, уважают за увесистые монографии и пестрящие терминами на древних языках, а о. Серафим (Роуз) или прп. Иустин несколько проще по сравнению с ними пишут… Каков выход, на Ваш взгляд?

Ответ архимандрита Рафаила:

Сергей!

Стяжать чистоту сердца и внутреннюю молитву намного труднее, чем приобрести внешние знания. Научиться языку молитвы требует несравненно больших усилий, чем выучить несколько иностранных, в том числе древних языков.

Теперь теряется «наука из наук» — учение о внутренней духовной жизни и человек переходит на внешнее. Там, во внешнем, бушуют неискорененные страсти: человек хочет выдвинуться, превзойти других, продемонстрировать свои знания; внутренние ориентиры теряются и человек оказывается в плену рассудочных представлений и воображений. Они сочетаясь друг с другом, порождают модернизм.

Один из современных модернистов так выразился о классическом богословии: «Скучище какое-то». Слова жизни не приняло его сердце, а страсти, склоняющиеся к декадансу, будь то в искусстве или теологии, потребовали самовыражения через новые теологические гипотезы (которые на самом деле оказываются отзвуком старых, уже забытых и выброшенных на свалку ересей и заблуждений).

Я помню как беседовал с одним теологом о бездоказательности того ходячего мнения, что «Корпус Ареопагитикум» не принадлежит священномученику Дионисию, а неизвестному анониму. Он как веские аргументы приводил мнения протестантских и католических ученых, но потом в процессе разговора признался, что не читал Четьи-Минеи — одну из важных частей Священного Предания, и был уверен, что в христианстве не существовало монашества до 4-го столетия.

Что же касается споров богословов с афонскими имяславцами, то само имяславство скорее представляет собой монашеский модерн. Это невежественная попытка догматизировать метафорический и образный язык христианских мистиков и заменить его плоскими понятиями, которые уродуют саму мысль.

Творения Серафима Роуза и преподобного Иустина Поповича проще сочинений, скажем Булгакова, потому что их мысль яснее, форма изложения более четкая и не нуждается в витийстве, где под нагромождением слов скрывает себя пустота и нищета духовного познания.

Что касается выхода из создавшегося положения, то мне кажется, что люди, которые хотят серьезно заняться изучением богословия, вначале должны тщательно изучить самые авторитетные руководства по систематическому богословию: «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, затем «Исповедание православной веры» святителя Петра Могилы и «Ответы на вопросы англиканских богословов», главным автором которых является Патриарх Досифей.

Затем приступить к изучению богословских трудов митрополита Филарета, митрополита Макария, епископа Сильвестра и архиепископа Филарета.

Надо сказать, что умозрительное богословие неразрывно связано с литургическим богословием, так что иногда храмовое богослужение называют «певучим богословием». Чтобы православным богословствовать, надо жить по православному и сделать свое сердце православным так, чтобы иметь не только внешнее, но и внутреннее, идущее из глубины души непосредственное свидетельство Православия. Для тех, кто не имеет возможности специально заниматься богословием, достаточно изучить Катехизис святителя Филарета Московского, чтобы знать основы Православия.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.


#5319. 15/07/2011. Дмитрий спрашивает:

Откуда взялось такое распространенное сейчас мнение, что требник Петра Могилы прокатолический. Спрашивал у священника, один из доводов был, что там есть чин, при котором болящему священник дает испить воды со служебного копия… Как с православной точки зрения объяснить этот чин?

Ответ архимандрита Рафаила:

Димитрий! Митрополит Петр Могила причислен Церковью к лику святых. Его Требник был перепечатан несколько лет тому назад в издании Подворья Троице-Сергиевой Лавры. Сомнение в православии Требника Петра Могилы – очередная уловка модернистов, которые хотят показать борцов с католицизмом чуть ли не проводниками католицизма, для того, чтобы незаметно проталкивать свои протестантско-рационалистические концепции в Церковь под видом очищенного и обновленного Православия.

Молитва над больным, с благословением его копьем, имеется в современных требниках, а что касается освященной воды с копья, это местный обычай, имеющий фрагментальный характер.


#5315. 14/07/2011. Дмитрий спрашивает:

Отец Рафаил, как относится к тому, что в церкви все больше внимания уделяется внешнему, и совсем нивелировали внутреннюю жизнь. Искусственно, с указания сверху, в храмах на приходах для завлечения молодежи назначаются штатные единицы — катехизатор, соцработник, организовают молодежные движения, по типу православных бойскаутов, проводят православные спартакиады. В священники идут одни интеллигенты, большое значение придают как священник поет, выглядит; священник в России уже не служение, а одна из профессий.

Семинаристы берут уроки оперного вокала, ездят учиться петь по обмену к католикам в Италию. В алтарях распеваются как перед спектаклем. На должность катехизаторов опять же идут энергичные юноши нерусской национальности, большие поклонники Кураевых, Осиповых и иже с ними. И чему эти «авторитеты» в православии будут учить людей? — веселому православию, тому что можно плевать на каноны.

Про иерархов интересуются не о том, какие они подвижники и молитвенники, а о том, каков он — коммуникабельный, энергичный, прогрессивный? И печально то, что придет человек честный ищущий Бога, увидит всю эту комсомолию , и разочаруется, не найдет того что искал.

PS. У меня просьба разметить на сайте в электронном виде книгу “Векторы духовности”. Если знаете, скажите, где ее можно купить в Москве. Всего вам хорошего!

Ответ архимандрита Рафаила:

Димитрий! Церковь не ограждена «китайской стеной» от мира. Люди, в том числе священнослужители, приходят в Церковь из современного общества, пропитанного духом либерализма и конформизма; они сознательно или бессознательно несут с собой его закваску.

Церковь, «как столп и утверждение истины», остается тождественной себе самой. Но люди, находящиеся в Церкви, подвергаются все больше процессу секуляризации и, поэтому, их мышление и восприятие духовного мира становится поверхностным и материализированным. Тому, кто хочет заниматься внутренней жизнью, аскезой и молитвой, нелегко найти среди современных верующих людей близких по духу; но главное, что благодать Божия пребывает в Церкви, и стремящемуся к спасению ничего не может помешать спастись.

Если человек, пришедший в храм, искренно ищет Бога, то он сердцем почувствует благодать и внешние испытания уже не оттолкнут его. Самое главное уяснить — что ищет человек в Церкви? Если спасение — то все остальное становится второстепенным; если же что-либо другое, кроме спасения души, то Церковь останется для него духовно закрытой, и он не увидит самого главного — сущности Церкви, как Откровения Божьего на земле.

Что касается книги «Векторы Духовности», то в ней при издании были допущены ошибки, поэтому надо исправить ее, переработать, а затем поместить на сайт.

Помоги вам Господи.


#5621. 28/05/2011. Андрей спрашивает:

Благословите батюшка. Читал Ваши статьи касательно заблуждений Осипова, старался понять и анализировать, пришел к выводу что Вы правы, однако не понимаю почему Осипов продолжает издавать статьи и лекции и ему никто не припятствует, ведь если всё так серьёзно, то этот вопрос должен быть рассмотрен высшими инстанциями… (очень давно переживаем с женой по этому вопросу).

Так же зачастую встречаются спорные вопросы среди самих священников, возникают «частные мнения», зачастую очень противоречивые(телевизор, ИНН, православные фильмы на дисках и.т.д) — то что разрешает один священник, другой запрещает, за кем последнее слово?

Спаси Вас Господи.

Ответ архимандрита Рафаила:

Андрей! Модернизм представляет собой уклонение от Священного Предания и субъективное толкование Священного Писания, а также отцов Церкви. Модернизм сводит вечные истины к релятивистским представлениям и слово Божие заменяет словом человеческим.

Мое несогласие с Осиповым, прежде всего, касается главнейшего догмата Православия, основы сотериологии — искупления. Модернисты считают, что Христос не искупил человечество, а только научил как надо бороться с грехом, а Искупителя превращают только в Учителя, Который спасает людей нравственным примером Своей жизни.

Человечество на протяжении нескольких тысячелетий ожидало Искупителя. Праотцы и пророки не могли быть спасены без искупления, их души после смерти сходили в ад и ожидали искупления, как своего освобождения от власти демона и вечной смерти. Они ожидали именно искупления, а не примера, воспользоваться которым уже не могли.

В литургических молитвах написано: «Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (берущий на Себя) грехи мира за мирский живот (жизнь мира, жизнь человечества) и спасение».

Профессор Осипов говорит по другому, а именно, что Христос поборол грех в Себе, и научил людей, как бороться с ним. В этом случае распятие на Кресте перестает быть Жертвой в онтологическом значении этого слова, а становится только нравственным примером верности своему учению.

Апостол Павел пишет: «Одним человеком (Адамом) грех вошел в мир»; а Осипов отрицает передачу первородного греха потомкам Адама, вопреки всей православной гимнографии, в которой как лейтмотив звучит мысль о том, что мы пали в Адаме, а восстаем во Христе. В Символе Веры, который представляет собой концентрат всех догматов, написано, что Христос распялся за нас: «Распятаго же за ны», то есть Господь взял на Себя наказание, которое по правосудию Божию надлежало нам.

Что же касается второстепенных вопросов, на которые трудно найти ответа в правилах Церкви, а также частных мнений, то разномыслие должно решаться на уровне дискуссии. Я считаю, что человек, старающийся жить по Евангелию и духу Православия, интуитивно почувствует, где истина, а где ложь.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.


#5455. 09/07/2011. Ирина спрашивает:

Здравствуйте, о.Рафаил. До революции приходские батюшки служили на одном месте целыми поколениями. Они знали своих прихожан как родных. Сейчас в нашем приходе за последние 10 лет сменился третий батюшка. Какая причина такой миграции? Спасибо.

Ответ архимандрита Рафаила:

Ирина! Я согласен, что священнику надо сродниться со своим приходом и жить в том месте, где он служит. Приход должен представлять собой большую духовную семью. По моему мнению, причиной смены и перевода священника из одного прихода в другой является то, что после революции в связи закрытием храмов и всяческих притеснений верующих распалась приходская община. На огромный округ оставались одна или две церкви, куда люди съезжались издалека, так что мигрировал сам приход. Возможно, что нужно время, чтобы сложилась прочная община из прихожан и тогда положение может измениться.


#5332. 07/07/2011. Николай спрашивает:

Батюшка,простите, буду краток: Герман Стерлигов ушел из РПЦ мотивируя ее безблагодатность.На данный момент у него можно выделить два основных аргумента «безблагодатности» всех православных церквей:

  1. После греческой унии не было соборного покаяния (с 1448 г) в ней и рукоположение «безблагодатными» греками Иова (с 1597 г.) русская церковь потеряла благодать.
  2. Церковный календарь — «Христос родился в 5508 году, т.е. не соответствует пророчествам о пришествии Мессии (например, семьдесят седмиц Данииловых). Если же мы считаем, что он родился в 5500 году, как считают и считали всегда православные, тогда полностью подтверждаются пророчества – мы исповедуем Исуса Мессией и Спасителем на основании пророчеств, и тогда сейчас 2019 год, а не 2011.» (текст Германа).

Прошу Вас дайте ответ. Долго ждал этой возможности. Многих людей эти вопросы смущают. Сайт Стерлигова с его «исповеданием». Если сможите ознакомтесь. Еще раз простите, давно читаю Ваши работы, очень надеюсь на ответ.

Господи помилуй.

Ответ архимандрита Рафаила:

Николай! Герман Стерлигов ушел из РПЦ; но куда ушел? На этот вопрос он сам вряд ли может ясно ответить. Он ушел в мир своих собственных догадок и воображения, своей критики и протестов, ушел из Церкви в свой собственный дом, а в духовном отношении — в «никуда».

Если Стерлигов считает, что Церковь давно перестала быть благодатной, то он сам отказывается от своего крещения, как незаконного, и от своего христианства. Господь сказал, что «врата ада не одолеют Церковь». По мнению Стерлигова, ад уже давно проглотил Церковь, и Вселенская Церковь возродилась у него в деревне.

Символ Веры повелевает нам верить в Единую, Соборную, Апостольскую Церковь. В эту Церковь Стерлигов не верит, как же он может говорить от имени Православия? Неужели он носитель Священного Предания, ведущего начло от апостолов?

Святой Иоанн Златоуст пишет, что грех раскола равен греху ереси. Что касается греческой унии, то далеко не все православные церкви приняли ее. Святой Марк Эфесский, который представлял Антиохийскую и Иерусалимскую церкви на Флорентийском Соборе, отказался подписать унианальное соглашение. Делегация Грузинской Церкви покинула собор еще до его завершения. Представители Русской Церкви также покинули собор и с большими трудностями добрались до родины; а глава делегации митрополит Исидор, подписавший унию, когда приехал в Москву, был посажен в тюрьму и затем бежал в Италию. В самом Константинополе уния встретила сопротивление духовенства, которое возглавил митрополит Геннадий, будущий Константинопольский Патриарх.

Одной из причин падения Константинополя как раз явилась уния, которая вызвала возмущение и оппозицию, как среди духовенства, так и среди войска. На улицах осажденного Константинополя раздавались крики народа: «Лучше тюрбан султана, чем тиара папы». После падения Константинополя об унии уже не было речи, а новоизбранный Патриарх Геннадий стал известен как борец против католичества. На нескольких константинопольских соборах, в которых принимали участие восточные патриархи, католичество было осуждено. А на соборе 1848 года восточные патриархи со своими синодами подписали послание, где католичество как «пагубная ересь» сравнивалось с арианством.

Что касается вопроса о летоисчислении, то один из крупнейших ученых конца 19-го столетия Болотов на съезде астрономического общества доказал, что на основании дошедших до нас исторических и летописных сведений нельзя восстановить точные даты церковной истории, так как здесь одно неизвестное основывается на другом неизвестном.

Что касается «семьдесят седмиц Даниловых», то здесь можно брать различные даты отчета. Церковь сохранила в своем Предании день и год Рождества Иисуса Христа, а монах Дионисий Малый только подтвердил своими расчетами уже существовавшее предание.

Критики церковного летоисчисления пользуются неточными таблицами иудейского историка Иосифа Флавия, который воспроизводил их частично по памяти, так как иерусалимские архивы были уничтожены. Эти критики стоят на позициях рационализма и доказывают только одно — свое недоверие к Церкви, как хранительнице Предания.

Мой возраст и состояние здоровья не дают возможности наблюдать за сайтами в интернете. Но для меня достаточно и того, что вы написали, чтобы понять духовное состояние Стерлигова, которого мне очень жалко. Желаю ему покаяния и возвращения в Церковь.

Помоги вам Господи.


#5342. 04/07/2011. Владимир спрашивает:

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Рафаил!

Известно, что число воцерковлённых христиан в России сейчас где-то 3%. В настоящий момент среди части клира и активных мирян РПЦ сложились 2 партии: «миссионеров» и «миссиофобов». Последние стоят за консервацию «синодальных» стандартов, их лозунг – «кого надо, Господь Сам приведёт».

«Миссионеры» же зачастую повторяют ошибки своих западных коллег, будто Второй Ватикан ничему их не научил.

И всё же надо что-то делать. Русь надо оглашать и крестить. Оглашать не по-кочетковски, конечно. Мы все любим язык свв. Кирилла и Мефодия. Но и проблема непонимания богослужений, всего гимнографического богатства, она ведь тоже не надумана, она существует. Может, следует создавать храмы, где будут служить по-русски, наподобие того, что существуют старообрядные единоверческие приходы?

Хотелось бы знать Ваше мнение, дорогой отец Рафаил! Прошу благословения и Ваших святых молитв.

P.S. Батюшка, хотелось бы знать, практикуемое сейчас во многих Русских храмах чтение Евангелия лицом к народу это модернистские новины или вариант нормы?

Ответ архимандрита Рафаила:

Владимир! Евангелие проповедуется и распространяется не одними человеческими силами, а содействием и помощью благодати. Только те, кто стяжали благодать Божию, могут донести евангельский свет до народа и стать миссионерами. Одни и те же слова, сказанные людьми разного духовного уровня, имеют различное воздействие на душу человека. Только благодать открывает сердце; только слова, насыщенные благодатью, глубоко проникают в душу и остаются в памяти, как бы выбитые на камне.

Безблагодатная речь может быть внешне красивой, логически обоснованной, украшенной всеми изобразительными средствами ораторского искусства, но она останется семенем, пустым внутри, которое не может дать ростка. К сожалению, миссионеры в наше время больше ориентируются на внешние знания, сообразуются со вкусами аудитории, стараются не упасть в грязь лицом в разговоре с учеными и показать свою всестороннюю эрудицию в общении с интеллигенций.

Но ведь люди, в том числе ученые, ищут у миссионеров то, что они не получают в миру и науке — ищут других, духовных знаний, которые выше слова, хотя и передаются через слово, ищут удовлетворения своих мистических чувств. Вместо того чтобы поднять душу человека к Богу, эти миссионеры идут за миром и, в конце концов, становятся ненужными для него.

Что касается «миссиофобии», то это реакция на неправильное миссионерство, которая может дойти до крайности — до отрицания самого миссионерства. Мое мнение такое: чтобы дать людям, нужно иметь самому; нельзя приглашать гостей на трапезу, поставив перед ними пустые тарелки, хотя бы красиво раскрашенные; нельзя дать милостыню нищему, не имея в кармане ничего кроме дыр. Так же нельзя быть миссионером, не очищая своего сердца, не борясь со своими страстями, не исполняя то, чему учат других.

Если же христианин стяжет благодать, то он уже становится миссионером — светильником, который светит всем. Один светский поэт, надо сказать отрицательно относившийся к христианству, написал строки, которые запомнились мне: «Трудись над звонкими словами, пустые рифмы набирай. Торгуйся чуждыми речами, и пламя бледное из пепла выжимай. Ослы и дети будут восхищаться, и только их ты можешь удивить. Но сердцу с сердцем не сливаться, когда не можешь ты от сердца говорить». А надо говорить миссионеру не только от сердца, но от благодати, живущей и действующей в его душе, тогда откроются для его слов сердца людей.

Что касается богослужебного языка, то это язык преимущественно символов и священной поэзии. Можно перевести с иностранного языка поэму, приблизив ее к подлиннику, но невозможно адекватно перевести молитвенные тексты с древних языков на современные языки — здесь другая структура и другая динамика.

В переводе на современный язык богослужебная гимнография будет вульгаризирована и опошлена; это будет только пересказом, который мало что даст душе. Религия преимущественно обращена к сердцу, а древние языки ближе к динамике и внутреннему смыслу молитвы, чем современные. Для богослужения нужен особый сакральный язык, отличающийся от обыденного языка, как храм отличается от простых домов.

История обновленчества 20—30 гг. прошлого столетия показала, что народ переставал ходить в те храмы, где богослужение шло на современном языке. Простые люди сердцем поняли, что у них отнимают священное и дорогое, что их духовно окрадывают, что это шаги к апостасии.

Насчет чтения Евангелия лицом к народу должен сказать, что по уставу Евангелие читается лицом к народу только в пасхальную седмицу, а в остальные дни — обратившись к престолу. Надо сказать, что чтение апостольских посланий символизирует апостольскую проповедь, а чтение Евангелия — вечную жизнь.

Помоги вам Господи.


#5377. 30/06/2011. Владимир спрашивает:

Как вы относитесь к деятельности Игнатия Лапкина? Спаси Христос!

Ответ архимандрита Рафаила:

Владимир! По-моему мнению, в важнейшем догматическом вопросе – о Священном Предании, как форме Откровения, Лапкин склоняется к протестантизму. Его учение представляет собой какую-то смесь между протестантским рационализмом и старообрядческим начетничеством. Он представляется мне человеком, который держит в одной руке протестантские ножницы, а в другой – старообрядческие четки.


#5487. 16/06/2011. Анна спрашивает:

Работая в храме у свечного ящика, приходится иногда быть свидетелем внутрицерковных дрязг, иногда с участием батюшки. Это очень смущает, снижает авторитет священника. Появляется желание сменить духовника, уйти в другой храм. Но где гарантия, что в другом месте будет лучше? Как относиться к подобным желаниям? Что Вы посоветуете?

Ответ архимандрита Рафаила:

Анна! Мы все больны грехом, и он постоянно действует в нас. У каждого человека есть свои слабости, срывы, ошибки и падения. Священник не исключение из общего правила. Сан не делает механически человека святым, здесь каждому нужна постоянная внутренняя работа над собой. Грехи священника больше видны, чем грехи мирян – они на глазах у всех.

Я думаю, что нужно объективно оценить обстановку, насколько правильно учит ваш духовник Православию и нравственной жизни. Если правильно, то его личные слабости не должны соблазнять вас, хотя бы вы не видели примера в его лице: ведь врач может сам болеть, но при этом лечить других.

Самое главное помнить, что благодать обитает в церкви. Видя слабости священника, если они прямо не касаются вас, старайтесь не осуждать, а молиться за него – этим вы исполните заповедь «Чти отца своего…».

В патерике написано, как послушник спросил старца: «Преподобный Сисой хороший человек?». Старец ответил: «По-своему хороший». Тот спросил: «А Антоний Великий?», ответ был тот же. «А кто же хороший» – с недоумением воскликнул послушник. «Совершенно хороший, – ответил старец – только Иисус Христос, а остальные люди – отчасти».

Помоги вам Господи.


#5571. 10/05/2011. Любовь спрашивает:

О. Рафаил, благословите! Меня тревожит вот такой вопрос: почему священноначалие, не боятся Господа, когда вводят церковь в раскол, увлекая за собой тысячи душ… Мне всегда казалось, что, кто, как не они знают, что это большой грех перед Богом. Простите меня грешную, но, глядя на все это, у меня закрадывается мысль: «А верят ли они в Бога?»

Простите! Спасибо огромное Вам, о. Рафаил, за ваши статьи.

Ответ архимандрита Рафаила:

Любовь! В раскол попадают люди из-за духовной гордости. Во все времена были разделения и расколы. Нужно не осуждать, а молиться, чтобы Господь достойных священников укрепил в Православии, а недостойных вразумил, а одним осуждением мы никому не поможем и никого не исправим, но только себе повредим.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.


#5509. 02/05/2011. Андрей спрашивает:

Отец Рафаил! Почему православная церковь предала анафеме Ивана Мазепу? Как известно, Мазепа во время войны между Россией и Швецией перешел на сторону Швеции, однако это все политика того времени, какое отношение это имеет к вере? Тогда надо предать анафеме всех людей, которые по тем или иным причинам воевали против православных стран?

В Христе, Андрей.

Ответ архимандрита Рафаила:

Андрей! Насильственное подчинение Церкви, вернее ее иерархической организации, государственной власти сопровождалось многими отрицательными явлениями. Если в древней Церкви анафеме предавали только еретиков, и то для того, чтобы предостеречь верующих от их лжеучений, то, впоследствии, государственная власть потребовала, чтобы под отлучение попали ее главные враги. Это было не только в России, но и в Турции.

Так, например, османское правительство потребовало, чтобы Константинопольский Патриарх предал анафеме греков, восставших против турецкого владычества. Поместный собор Русской Церкви 17—18 гг. прошлого столетия высказался за снятие анафем с тех людей, на которых это отлучение было наложено по политическим мотивам. В настоящее время таких анафем, насколько я знаю, не существует.


#5257. 01/05/2011. Кирилл Димов спрашивает:

Благословите, Ваше Высокопреподобие!

Меня зовут Кирилл Димов — православный христианин из Болгарии. Хочу Вас спросить о Церковном календаре. Как Вам известно, Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль в 1968-ом году после одного неканонического решения Св. Синода. Вы отвечали уже на подобные вопросы, но я хочу знать, как поступать?

Надо ли нам по послушанию следовать новому стилю, или просить благословения от Патриарха или Митрополита, что бы следуем старого, светоотеческого календаря?

В последнем случае мы будем отделится от остальных православных, от наших братьев и сестер, хоть только от Св. Пятидесятницей до Воскресения. Еще, когда нет священника, который служит по старому стилю, то на неподвижных праздниках нам некуда посещать богослужение.

А в первом случае не попадаем ли под анафемы с 1583 года, Второй сигилион из 1756 г., Окружное послание 1848г. и всех Вселенских соборов?

Простите, что мой руский язык очень плохой. Спаси Господи!

Ответ архимандрита Рафаила:

Кирилл! Я думаю, что надо обратиться официально к Патриарху Максиму с просьбой, выделить храм, где служба будет совершаться по старому стилю; такая практика уже есть в Элладской Церкви, где в Афинах и Салониках имеются храмы, пользующиеся для богослужения юлианским календарем. Положительное решение этого вопроса укрепит Болгарскую Церковь, будет проявлением заботы и любви к пастве, так как раскольники пытаются отторгнуть христиан от Церкви, выставляя перемену календаря, как перемену веры.

Если же Патриарх откажет в такой просьбе, то следует остаться в Церкви: надо предпочесть погрешность в календарно-уставном вопросе уходу в раскол, который святые отцы называли грехом, равным ереси.

Что касается поместных Константинопольских соборов, предавших анафеме григорианский календарь, то эта анафема была вызвана главным образом опасением дальнейшей католической агрессии в православный мир, так как сам григорианский календарь был детищем папы Григория и ученых иезуитов.

Сам я являюсь убежденным сторонником юлианского календаря. У него несомненные преимущества в структуре (повторяющихся циклах), а также сведение в одну парадигму нескольких космических ориентиров, что позволяет говорить о более глубоком отражении времени. У меня есть несколько статей о календарном вопросе, с которыми вы можете ознакомиться на сайте.

На общеправославном совещании 1948 года, где присутствовали главы и представители почти всех православных церквей, было принято соглашение, что календарный вопрос должна решать каждая поместная церковь, и разница в стилях не должна нарушать евхаристическо-молитвенного единства поместных церквей.

Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.