Сегодня:

20 декабря 2016 г.
( 7 декабря ст.ст.)
вторник.

Преподобный Нил Столобенский.

Седмица 27-я по Пятидесятнице.
Глас 1.

Пища с растительным маслом.

Свт. Амвросия , еп. Медиоланского (397). Прп. Антония Сийского (1556). Прп. Нила Столобенского (1554). Мч. Афинодора (ок. 304). Мц. Филофеи (1060) (Рум.). Прп. Иоанна, постника Печерского (XII). Прп. Павла Послушливого. Прмч. Сергия (1917). Сщмч. Антония пресвитера, прмч. Андроника (1918). Сщмчч. Сергия, Михаила и Сергия пресвитеров, Никифора диакона и прмчч. Галактиона и Гурия, мч. Иоанна (1937). Сщмчч. Петра и Василия пресвитеров (1941). Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери.


1 Тим., 285 зач. (от полу́), V, 1-10. Лк., 102 зач., XX, 27-44 - за понедельник и за вторник: 1 Тим., 286 зач., V, 11-21. Лк., 106 зач., XXI, 12-19. Прп.: 2 Кор., 176 зач., IV, 6-15. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, об исцелении десяти прокаженных

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)


Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
Как они не возвратились воздать славу Богу,
кроме сего иноплеменника?

Лк. 17:17–18



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!


Нет такой беды, от которой не избавил бы Спаситель обратившегося к Нему человека. По всесильному слову Иисуса Христа прозревали слепые, вставали на ноги парализованные, воскресали мертвые. Весть о Его чудесах пробуждала надежду в сердцах отчаявшихся, и они спешили туда, где странствовал Сын Человеческий, чтобы вернуть себе радость жизни. Так было и с десятью прокаженными, которые встали у обочины дороги, где шел Господь, и издалека громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас! (Лк. 17:13).

Прокаженные могли взывать о милости лишь издали, потому что не имели права приближаться к здоровым людям. Проказа – страшная болезнь, пораженный ею человек начинает гнить заживо, годами или десятилетиями превращаясь в полуразложившийся труп, в котором теплится сознание. Вдвойне ужасно, что заболевший проказой лишен надежды на милосердие общества – на то, что заботливые руки перевяжут его язвы, что друзья и близкие будут утешать его в страданиях. Всеобщий страх перед этой заразной болезнью настолько велик, что стоит первому пятнышку проказы появиться на теле человека, как общество изгоняет заболевшего из своей среды и он становится отверженным. Ветхий Завет предписывал: У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев. 13:45-46). В средние века прокаженные также должны были обитать в пустынных местах, одеваться в особые балахоны с привязанными к ним колокольчиками, чтобы их звон отпугивал случайно оказавшихся поблизости людей. А в новейшие времена больные проказой ссылались в специальные места – лепрозории, отделенные от окружающего мира.

Десять таких несчастных отверженных предстали перед Спасителем с мольбой о помиловании, и Он сжалился над ними. Иисус сказал им: пойдите, покажитесь священникам (Лк. 17:14), – по закону служители храма должны были засвидетельствовать, что прокаженные исцелились, прежде чем им будет позволено вернуться в общество остальных людей. Повиновавшись слову Наставника, прокаженные отправились искать священников. Недолго они шли, как вдруг заметили – на телах их больше нет страшных язв и пятен, проказа оставила их, они уже не отверженные, а нормальные здоровые люди! Мир со всеми своими многообразными удовольствиями вновь открыт для них! И вот девять бывших прокаженных с криками ликования устремились вперед – в этот мир, наслаждаться его благами. Десятый повернул назад – туда, где виднелись удалявшиеся фигуры Спасителя и Его спутников.

Торопившиеся радоваться жизни были иудеи – «сыны Завета», для которых благодарение Творцу являлось долгом. Возвратившийся был самарянином, полуязычником, но для этого человека благодарность явилась потребностью сердца, живым чувством. Он возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его (Лк. 17:15-16). И тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? (Лк. 17:17).

Девять неблагодарных иудеев очистились только от наружных язв и пятен, но души их продолжала разъедать проказа греха. Великое благодеяние Божие, дарованное им исцеление не смогло избавить их от этой душетленной болезни. Почитая себя счастливцами, они устремились «приобретать весь мир» – и стали несчастнее любого отверженного, ибо на самом деле спешили вредить своим душам, торопились к вечной погибели. Истинно счастливым из исцеленных был лишь благодарный самарянин, ибо только он услышал от Господа: вера твоя спасла тебя (Лк. 17:19).

Неблагодарность – одно из худших свойств падшего человека и одна из главных причин его падения. Первых людей, Адама и Еву, извел Всевышний из небытия и даровал им блаженство в раю. Но чувство благодарности Небесному Отцу не удержало наших прародителей от нарушения Божественного запрета и, поддавшись диавольскому соблазну, они вкусили греха и смерти.

Вопиющей неблагодарностью отличался облагодетельствованный Богом израильский народ. Когда Господь освободил евреев от египетского рабства, эти косные люди начали возносить к небу не молитвы благодарения, но хулу и ропот. Предводительствовавший ими праведный Моисей постоянно слышал одно и то же: Зачем ты вывел нас из Египта? (Исх. 17:3; см.: Исх. 14:11; 15:24; 16:3). Никаких испытаний не желали терпеть израильтяне на пути в обетованную им от Господа землю, где течет молоко и мед (Исх. 3:17). Не оценив великого дара свободы, они забыли и бессмысленный черный труд на строительстве пирамид, и плеть надсмотрщика, а вспоминали только, что в Египте они сидели у котлов с мясом (Исх. 16:3). Наконец уже в преддверии земли обетованной этот жестоковыйный народ поклонился золотому тельцу как богу, который вывел его из земли Египетской (Исх. 32:8). Тогда переполнилась чаша долготерпения Господня, и Вседержитель готов был истребить отступников – спасло народ только предстательство праведного Моисея. Но все же должно было полностью вымереть поколение этих ропщущих и маловерных, прежде чем их сыны и дочери вступили в землю обетованную.

Но разве мы, нынешние, не напоминаем своей неблагодарностью древних иудеев? Стране явлено великое чудо Божие. Из египетского рабства, из-под ярма тоталитарного режима вывел нас Всеблагой Господь – и что же? Возблагодарил ли Бога освобожденный народ? Нет, люди во множестве поклонились западному «золотому тельцу», который якобы «вывел их из Египта». А теперь, удрученные скудостью и инфляцией, многие с сожалением вспоминают, как во времена мертвящего застоя «сидели у котлов с мясом». Так надо ли удивляться, что земля вокруг нас по-прежнему не «течет молоком и медом»? Изумления достойно лишь долготерпение Господа, медлящего опустить на нас карающую десницу Свою.

Понимаем ли мы, от какого страшного бедствия избавлены милостью Божией? Поколение за поколением сыны и дочери народа нашего сходили во ад на вечные мучения, проказа безбожия разъедала саму душу народную. Отверженным от общения с Небесным Отцом и святыми Его, лишенным истории и памяти о былом благочестии, покрытым язвами и струпьями лживых учений было наше отечество. Ныне нам дарована возможность избавиться от духовно-нравственной порчи. Открыты храмы, звучит проповедь слова Божия, нет препятствий для просвещения народа светом Христовым, для воспитания детей в святой вере. Перед нами открыт путь спасения, но часто ли из сердец наших изливается славословие Господу Милующему?

Девятеро неблагодарных прокаженных, получив исцеление, тут же забыли об Исцелителе и тем сделали себя чуждыми Господу. Эти неразумные люди променяли временную болезнь на вечный недуг, бесконечные страдания. Вот так же и мы порой вспоминаем о Боге лишь во время скорби, а в радости забываем Творца. Христианам следовало бы обращаться к Господу не за избавлением от временных бед и забот, а за исцелением болезней души – тех недугов, которые могут навеки погубить человека. «Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось прострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощены несомненным упованием вечных утешений, а благодарность не будет умолкать в устах твоих», – говорит святитель Феофан Затворник.


Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Уже в этом мире основой спокойной и светлой жизни является не тленное богатство и не здоровье телесное, но богатство и здравие души. Если Господь сподобит нас достичь очищения душ наших, к этому величайшему благу приложится и земное благополучие. Так царственный пророк Давид воззвал: Помилуй меня, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; ибо беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Пс. 50:3-5), – и Господь помиловал и превознес святого Давида, потому что тот жаждал духовного очищения. Так же милостив Небесный Отец ко всем, кто ищет не мирских благ, а праведности.

Если мы будем достойно подвизаться на пути благочестия, то каждый миг земной жизни станет для нас источником радости и славословия Господу, ибо Отец Небесный дарует нам еще время для совершенствования и обретения вечного спасения. Тогда в любых испытаниях и скорбях понятен и близок нам станет завет святого Апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1Фес. 5:16-18). Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким).
Проповеди на воскресные евангельские чтения. 2002 г.

См. также: