Расскажу о том, как мичуринские педагоги в свой летний отпуск совершили поломничество и приняли участие в состоявшемся 27–29 июля 2009 года в Московской Духовной Академии (Свято-Троице-Сергиева Лавра) XIX традиционном Международном образовательном форуме «Глинские чтения», который был посвящен теме «Духовно-нравственное воспитание молодёжи».
Озвученная незадолго до этого Президентом России Д.Д. Медведевым возможность преподавания в учебных заведениях нового предмета «Основы православной культуры» придавала форуму особую остроту и значимость.
Делегация представителей учебных заведений города Мичуринска и районов Мичуринского благочиния, благодаря заботе администрации города, управления образования, благочинного о. Алексия (Гирич) была многочисленной, приняла активное участие в работе пленарного заседания, многочисленных секций, а также в молебне преподобному Сергию Радонежскому в Покровском храме, в литургии и панихиде в день памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова), в посещении кладбища и поминальной трапезе.
Много нужного и полезного услышали преподаватели «Основ православной культуры» детских садов, школ города, МОУ гимназии, воскресных школ — всего нас было сорок паломников, включая двух водителей «Икаруса».
Забегая вперёд, скажу: поездка удалась. Хотелось бы поделиться своими впечатлениями.
Здесь можно было встретить представителей Москвы и отдельных регионов России, а также Белоруссии, Украины, Сербии, Болгарии и даже Африки. Форум проводился в рамках содействия реализации Федеральной программы по развитию образования и приоритетного национального проекта «Образование». В докладах и выступлениях основное внимание уделялось важности значения святоотеческого наследия в нравственном воспитании. Форум проходит ежегодно в день Памяти Глинского старца и преподавателя МДА схиархимандрита Иоанна (Маслова) и назван в честь Глинской пустыни, монастыря, основанного в XVI в. в Курской (ныне Сумской) области. В XIX в. Глинская обитель как школа духовной жизни и могучий центр духовного просвещения занимало одно из ведущих мест среди монастырей Русской Православной Церкви. Ныне труды о. Иоанна «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», «Глинская пустынь. История обители и её духовно-нравственная деятельность в XVI—XX веках» рекомендованы Минобразованием РФ в качестве учебных пособий.
Бесспорно, основная роль в издании трудов схиархимандрита Иоанна, как и в проведении Глинских чтений, принадлежит неутомимому ревнителю духовно-нравственного воспитания президенту Фонда святого благоверного князя Александра Невского, магистру богословия, доктору педагогических наук Николаю Васильевичу Маслову.
Уместно напомнить, что мичуринцам имя Н.В. Маслова памятно со времени его выступления на Питиримских чтениях в бытность его заместителем министра Госстроя (кстати, министром в то время был Б.Н. Ельцин). С тех пор крепли наши связи. О нашем участии в Глинских чтениях в Москве и других городах, в работе Московской педагогической академии отмечалось в печати…
Отступлю от хронологического регламента и вначале остановлюсь на втором, самом торжественном, дне форума — Пленарном заседании. Огромный, вмещающий более тысячи человек зал был заполнен задолго до начала. Открывая заседание, Н.В. Маслов приветствовал его участников, назвал его самым большим в мире педагогическим форумом, который обсуждает, освещает нравственное воспитание в системе образования на разных уровнях на основе творений святых отцов. Объявив тему форума в связи с годом молодёжи, напомнил слова из наставлений преподобного Сирафима Вырицкого, одного из подвижников XX века, которые стали для современников живым образцом стойкости в вере, смирения и терпения.
— Думал ли когда-нибудь, что всё, касающееся тебя, касается одинаково и Меня, ибо касающееся зеницы Моего ока? Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и потому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя… – Николай Васильевич читал негромко и так проникновенно, что в зале установилась торжественная тишина, все старались уловить всякое слово назиданий преподобного, построенных в форме обращения Бога к человеку. В годы безбожия они не могли быть напечатаны, распространялись в рукописном виде, их рекомендовал читать своим духовным чадам последний старец Глинской пустыни о. Иоанн (Маслов). Теперь это наставление «От Меня это было» с добавлением слов старца Никодима Афонского, с предуведомлением Н.В. Маслова напечатано в июльском номере журнала «Русский инок» за 2009 год.
Замечу, в перерыве стопка этого номера журнала заметно таяла на прилавке и мне достался едва ли не последний экземпляр… Здесь не нужно было прибегать к рекламе; вот и ответ на многие вопросы скептиков.
Мы выслушали много приветствий, в том числе от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, от С.В. Медведевой, от аппарата правительства Российской Федерации, от Министерства образования, обороны; от полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко передала начальник его Департамента по взаимодействию с политическими партиями, общественными и иными организациями, доктор социологических наук, член бюро Всемирного Русского Народного Собора Марина Николаевна Белогубова, она рассказала и о личном опыте работы с молодёжью в сфере духовно-нравственного воспитания.
— Сейчас время возрождения духовной жизни и дело не в реставрации храмов, а в реставрации человеческих душ, — начал свой доклад по теме форума архиепископ Верейский Евгений, ректор Московской Духовной Академии. Государству, как и церкви, небезразлично, куда идёт молодёжь, каковы её идеалы.
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий выступает с докладами на каждых чтениях. И в этот раз его вдохновенному и глубокому слову-проповеди «Глинские старцы — святыни Божественной истины» внимал зал с особым вниманием и благодарностью. Многие старцы этой обители причислены к лику святых.
Доклад ректора Московской педагогической академии доктора экономии и финансов Елены Олеговны Крыловой был посвящён вопросам воспитания и самовоспитания юношества с привлечением учения отцов церкви, многочисленных убедительных примеров, фактов, высказываний, обобщений. Слушатели получили столько теоретических постулатов, практических рекомендаций, что каждый найдёт их применение в своей работе. Е.О. Крылова рассказала о канонизации Глинских старцев, о своём участии в круглом столе Комитета Государственной Думы по образованию по теме: «Развитие непрерывного образования: правовые аспекты и проблемы» 9 апреля 2009 года.
Убедительно были представлены в докладе проректора МПА Людмилы Филипповны Фоминой результаты социологических исследований в московских вузах и других учебных заведениях о приоритетных идеалах учащихся и методические рекомендации по преодолению юношеского максимализма, инфантилизма, по воспитанию их естественной тяги к добру и борьбе со злом.
Опыт духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях был глубоко обобщён в докладе Министра образования Рязанской области Н.К. Бушковой.
— В течение последних пяти лет,– сказала Н.К. Бушкова,– в Рязанском областном институте развития образования ведётся обучение педагогов по таким предметам, как «История религии», «Основы православной культуры», «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности», «Содержание и методика преподавания факультативного курса «Православная культура». Такое обучение прошли 1000 педагогов. В 260 образовательных учреждениях области преподаётся курс «Основы Православной культуры»…
В марте этого года в числе педагогов МПА у меня была возможность выступить с лекциями перед рязанскими учителями и могу засвидетельствовать их неподдельный интерес к нравственным возможностям литературы.
Н.В. Маслов вручил Н.К. Бушковой диплом стипендиата им. схиархимандрита Иоанна (Маслова).
Из докладов на пленарном заседании 28 июля нельзя не выделить доклад доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой русского языка и педагогики из г. Орла Бориса Геннадьевича Бобылёва о духовных воззрениях Н.В. Гоголя. Новая методология позволила докладчику предложить новое прочтение персонажей «Мёртвых душ».
Юлия Викторовна Фёдорова подняла тему: «О воспитании мальчиков», а Антон Владимирович Морозов, декан факультета педагогики и методики начального образования Московского гуманитарного пединститута — «О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX — XX вв. в России».
Таким образом, насыщенное идеями и опытом пленарное заседание подвело к необходимости симфонии светских и духовных организаций в деле нравственного воспитания молодёжи. Была и демонстрация фильмов о жизни о. Иоанна (Маслова), о канонизации Глинских старцев и др.
Если сформулировать отличие форума 2009 года от предыдущих, можно сказать, что собрались единомышленники, люди озабоченные духовным климатом России, жадных до опыта и знаний, отсутствие скепсиса и равнодушия. Успеху пленарного заседания способствовал и плодотворный, насыщенный яркими докладами предшествовавший день секционной работы 27 июля. Представители нашего города приняли активное участие в работе многих секций: «Отечественные традиции педагогики; воспитание в семье и школе», «Формирование нравственного идеала в процессе воспитательной и учебной деятельности», «Нравственный потенциал русского языка», «Духовно-нравственная составляющая профессиональной подготовки учителя», «Духовное наследие Глинской пустыни. Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Минобразованием РФ, в современной системе образования».
В секции «Духовно-нравственные основы преподавания в образовательных учреждениях» приняли участие 80 представителей различных регионов России. Из 17 докладов два сделали мичуринцы: Е.М. Бурова представила тему «Из опыта работы воскрестно-духовной школы», автор этих строк — «На пути к симфонии». Именно в соработничестве светских организаций и церкви возможны добрые всходы. В нашем городе накоплен значительный опыт. Благодатный воспитательный потенциал кроется в преподавании курса Древнерусской литературы. Как соруководитель названной секции я выступил с информацией о её работе и представил письменный отчёт, резюмирующий, суть докладов, представленных из разных регионов России. О работе других секций выступили их руководители — заслуженный учитель школы РФ Т.А. Шевченко, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры З. Иноземцев и др.
29 июля, в день памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова) в Покровском храме состоялась литургия и панихида, а затем — посещение кладбища и могилы о. Иоанна, где мы выслушали душевное и проникновенное слово-проповедь владыки Феодосия, архиепископа Полоцкого и Глубокского. И после поминальной трапезы на заключительном пленарном заседании были заслушаны ещё несколько докладов и приняты рекомендации.
• • •
Эта информация была бы неполной, если не озарить её впечатлениями дороги, увиденных святынь, услышанных колокольных перезвонов и церковных песнопений, того благолепия, которое ожидало нас всякую минуту…
Два водителя «Икаруса –256» № АК 415, тёзки — оба Юрия, Юрий Валентинович Грузев и Юрий Андреевич Телегин обеспечивали комфорт в поездке. Куда уж нам до древних паломников, кои оттого так и назывались, приносили из святых мест, связанных с жизнью Спасителя, ветвь пальмы в качестве сувенира и вещественного доказательства «хожения», исполненного трудов и лишений, опасностей и риска. Долгие месяцы продвигались они в жару и ненастье, сбивались вместе, подобно перелётным птицам, дабы легче добывать пропитание трудом и подаяниями.
Зато, какие описания оставили! Игумен Даниил, Трифон Коробейников, Василий Гагара… купцы Афанасий Никитин и Федот Котов.
Мой учитель, учёный-медиевист, (историк, изучающий историю средних веков) Николай Иванович Прокофьев, всю жизнь изучал «хожения»; при чтении их не могут не охватить чувства удивления и восторга, желание посетить священные места, коими богат и наш родной край, и родимая Россия…
Первое условие в дороге — вера и молитва. И наш благочинный о. Алексий (Гирич) 26 июля с.г., несмотря на поздний час, незадолго до полуночи, отслужил молебен за путешествующих, «от всякого избавляя их злого обстояния», напутствовал добрым словом, каждый из нас приложился к кресту и удостоился благословения…
Уставший за день труженик-город отходя ко сну, провожал нас ласковым миганием и приглушением огней… Пропели правило преподобного Серафима Саровского: «Отче наш…» и «Богородице, дево, радуйся…» – трижды, «Символ веры» — и каждый остался наедине со своими мыслями да с Иисусовой молитвой.
Ожидания этой поездки были исполнены волнений, надежд, они и теперь не оставляют нас. С моим соседом по креслу и коллегой по работе, доцентом Владимиром Николаевичем Обносовым нам уже случалось ранее вместе совершать поездку в Тулу, в православную гимназию и на богословский факультет университета для изучения опыта (кстати, замечу, что это была плодотворная поездка ректората, итогом которой было открытие и освещение в июне этого года институтской церкви-часовни в честь равноапостольных святых Кирилла и Мефодия, но об этом — особые заметки). Теперь В.Н. Обносов едет со всем семейством. С этим благочестивым мужем высокого разума всегда интересно обмолвиться словом и даже хорошо просто помолчать…
Рассвет встречали в Подмосковье. До чего же хороша наша среднерусская природа. Поистине прав был древний поэт, воскликнувший в сердцах: «О, светло светлая и украсно украшена земля русская!» И в числе удивительных красот отметил он Божие храмы.
Храмы, храмы, храмы… На одних ещё не стёрты следы надругательства безбожного прошлого, другие стоят в строительных лесах, переживают момент возрождения, третьи во всей красе и величии купают свои купола в золоте утренних лучей. Даже безмолвное дорожное созерцание помогает глубже понять, почему устремлялись сюда иноземцы: татары, польские и шведские интервенты, наполеоновские и гитлеровские полчища… Но стоит несокрушимая земля Русская, питает живительной силой своих богатырей, устами своих подвижников благочестия в самые тяжкие годины призывает народ выступить «за землю русскую, за веру Христианскую!»
• • •
А вот и Свято-Троице-Сергиева Лавра… Совсем не случайно избрана она местом форума о духовно-нравственном воспитании молодёжи. Трудно представить, что до XIV века здесь были безлюдные непроходимые леса, а уже с 1784 года — Сергиев Посад носит статус города.
Вот и цена личности, роль одного человека, обычного отрока Варфоломея, который в 24 года принял монашеский постриг и удалился от людей на Маковец. Уединение и безмолвие готовило высечь огненное слово, способное прожечь своеволие непокорных и властолюбивых князей. Это было уединение, к которому протаптывали тропу все, кто жаждал услышать самое заветное.
Милостивый жест шлагбаума пригласил наш «Икарус» на стоянку у могучей кирпичной монастырской стены, возведённой ещё в середине XVI века при царе Иоанне Грозном, высотой до 6 метров и толщиной – до 3,5 метров; через 100 лет, – напоминают нам путеводители – высота и толщина стен были увеличены вдвое.
Справа от входных врат застыл в мраморе в монашеском одеянии, с благословляющим и приглашающим жестом инок Сергий. Скульптор И. Чехалин предусмотрительно не поднял его на высокий пьедестал над мирянами, а сделал равным собеседником, любящим братом, добрым пастырем. Он не поставил его на соборной площади монастыря, видимо, не только потому, чтобы избежать той же помпезности, чуждой преподобному, а, кажется, ещё и потому, что скульптура с её тёмной объёмностью не вписывается в русскую православную традицию. Он словно шагнул за пределы монастырской ограды, где среди мирян почитается не менее, нежели в иноческой среде. Он одинаково необходим и тем, и другим. Словно могучий повелитель- маэстро призывным жестом приглашает исполнить ту симфонию светской и духовной жизни, в которой все мы нуждаемся, которая ныне нам так необходима и ради которой мы явились в это место. Даром ли Георгий Федотов назвал его «мистиком и политиком», а историк В.О. Ключевский — «благодатным воспитателем русского народа», которому он напоминает о своём нравственном возрождении и «затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».
И вот мы в Лавре. Что это, рай на земле или сказка? Надвратная живопись напоминает о жизни преподобного, как в лесу кормил медведя, как явилась ему Богородица… Пятиярусная колокольня, построенная в XVIII в. по проекту архитекторов И.Я. Шумахера и Д.В. Ухтомского, высотою 88,04 метра, венчает соборную площадь. Она была видна издалека, как и пять куполов собора Успения Божией Матери — поражая красотой и величием позолоченного центрального купола, четыре других блистают золочеными звёздами на ярко-синем фоне — всё напоминает не о земном, а об ином, горнем, небесном. Хочется хоть единым глазком обозреть каждую часть монастыря…
Какие великие подвижники ступали по этим тропам, по этим ступеням. Здесь всё связано с историческими именами Иоанна Грозного, его сына Феодора Иоанновича; а вот и нарочно приземлённая усыпальница Годуновых, каким-то инородным строением вносит диспропорцию в стройный архитектурный ансамбль. Невольно придут на память слова покаяния царя Бориса, которого Пушкин заставил говорить о совести: «… но если в ней (совести — В.П.) единое путно, единое, случайно завелося, тогда беда.»
Этот монолог (как и монолог Пимена «Окончено последнее сказанье») смело можно отнести к числу гениальных и на уровне лексическом — здесь каждая ленеема-концепт несёт недюжинную семантическую нагрузку, – и на уровне синтаксическом — всякое словосочетание, предложение необычайно и приобретает новые оттенки, – и на уровне орфоэпическом — вспомним, какой экспрессии добивался исполнявший этот монолог Иннокентий Смоктуновский…
Здесь немало связано с именем Петра I, его дочери Елизаветы, Екатерины Великой… Но более всего стекаются сюда ежедневно тысячи паломников ради того, кого при жизни называли «игуменом Русской земли», кто неустанно собирал Русь, убеждая строптивых князей не противиться великому князю Московскому и выступить против безбожного Мамая.
И какое счастье преклонить колени перед ракой преподобного при мерцании лампад и свечей, ощутить единение с православным народом не только нынешнего, но и прошлого времени, ощутить своё несовершенство перед могучими светильниками церкви. Мы приехали рано, не было и шести, а уже в соборе во имя Святой Живоначальной Троицы шла утренняя служба и нам посчастливилось поклониться чудотворным мощам…
Нам даже представилась редкая возможность посетить Серапионову палату, где почивают святые мощи бывших настоятелей монастыря — святителей Серапиона, Иоасофа, и преподобного Дионисия, частица мощей апостола Андрея Первозванного, нательный крест преподобного Сергия Радонежского — подарок Константинопольского патриарха Филорея, всего более 500 святынь и мощей угодников Божиих…
Чувствую — мои заметки давно перешагнули регламент, но о поездке в Гефсиманский Черниговский скит не сказать нельзя. Он основан был в 1844 году наместником Лавры архимандритом Антонием (Медведевым) и Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Мы побывали в пещерном отделении, основанном Христа ради юродивым Филиппом в 1847 году и которое стало именоваться «Черниговским монастырём» в честь чудотворной Черниговской иконы Божией Матери. Это был центр московского старчества, что было связано со служением старца-утешителя отца Варнавы. С июля 1990 года вновь открыто иноческое жительство в Черниговском скиту, сейчас здесь живут 25 насельников.
24 ноября 19991 г. здесь была обретена могила известного русского философа Константина Николаевича Леонтьева, рядом был похоронен его младший друг, русский мыслитель Василий Васильевич Рязанов…
В наше время старец Варнава причастен к лику святых. Его жизнеописание, наиболее полное, на основе изучения всех имеющихся архивных документов и публикаций составлено архимандритом Георгием Тертишниковым, что позволило канонизировать святого. Об этом особенно приятно писать, что о. Георгий (Тертишников) приезжал в наш город на Питиримские чтения и выступал с докладом о святых,…у меня храниться его драгоценный автограф с пожеланием духовного восхождения.
Уезжая с форума, мы не могли проехать мимо ещё одного священного места — Покровенного Хотькова женского монастыря, что расположен на высоком берегу речки Пажи в десяти километрах от Троице-Сергиевой Лавры, и славен святыми мощами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Невдалеке от Хотькова находиться древнейшее славянское поселение Радонеж, куда в 1328 году переселилось из Ростова Великого семейство боярина Кирилла… не без особенного на то промысла Божия.
И пусть нами был несколько изменён возрождающийся прекрасный древний обычай путешествующих в Троице-Сергиеву Лавру поклониться прежде родителям преподобного Сергия на месте их упокоения, — мы же завершали своё поломничество таким поклонением, — все же полнота наших впечатлений не была поколебленной…
Всё: и доклады светских и церковных деятелей, и возможность побывать в священном для России месте, принять участие в молебнах, услышать знаменитые колокольные звоны, хоровые песнопения, страстные проповеди, ещё раз восхититься шедеврами кисти Андрея Рублёва и Даниила Черкого, постоять у раки преподобного Максима Грека в Успенском соборе и, конечно же, преклониться перед серебряной ракой со святыми мощами преподобного Сергея Радонежского, одного из главных российских подвижников — всё это звало нас в дорогу, задолго питало волнением и надеждами и теперь каждый понимал, что надежды эти оправдались.
Меня попросили написать отчет о нашей поездке, я не смог отказать в делании. Все участники выразили свою благодарность за оказанное содействие в организации паломнической поездки мэру города В.Н. Макарову, его первому заместителю Е.Н. Матушкину, начальнику управления народного образования А.А. Власову… и, конечно же, благочинному о. Алексию (Гирич). Охотно присоединяюсь к этим словам и благодарю Господа, что сподобил меня завершить начатое, ибо верю в слова Спасителя: «Без Меня не может творити ничегоже» (Ик. 15, 5).
Василий Попков.
Почётный профессор Мичуринского государственного пединститута.
27 июля — сентября 2009 г.
Свято-Троице-Сергиева Лавра — Мичуринск.