Митрополит Антоний Сурожский
Лк., 35 зач., 8:5-15
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Два раза говорит Христос в прочитанном сегодня отрывке о слышании: «имеющий уши слышать да слышит» и «внемлите, как вы слышите» — то есть обратите внимание, поставьте перед собой вопрос о том, как вы слышите слово Божие.
Божие слово мы слышим из года в год в Евангелии, читаемом в церкви, мы сами читаем его изо дня в день; что же мы услышали в этом евангельском чтении? Мы встретили Бога и поверили в Него; мы встретили Господа нашего Иисуса Христа, мы назвались Его именем, христианами: но какие плоды принесли мы? Мы знаем Бога, — знаем, что Бог есть Любовь, любовь неистощимая, любовь бездонная, любовь крестная, такая любовь, которая себя отдала на полное растерзание и беззащитность, чтобы нас спасти. Разве мы похожи на Того Бога, в Которого мы верим? Если мы верим в любовь, если любовь — последнее и все, что составляет смысл жизни, — можем ли мы сказать, что мы эту благую, спасительную весть о любви услышали не только слухом, но и умом, и сердцем? Услышали сердцем так, чтобы загореться любовью, услышали умом так, чтобы постоянно ставить себе вопрос: слова, которые я говорю, мои действия, поступки, моя жизнь в целом — выражают ли любовь или являются отрицанием всей моей веры?.. Потому что если мы не воплощаем любовь в жизнь, то наша вера только на словах.
Перед тем как произносим Символ веры, поем «Верую...»: мы призваны вспомнить об этом: Возлюбим друг друга, чтобы единым сердцем исповедовать Отца и Сына и Святого Духа... Если мы друг друга не любим внимательно, вдумчиво, творчески, жертвенно, когда это нужно, и радостно, — то, когда мы произносим эти слова о Троичном Боге, Который есть Любовь, мы не веруем, мы только притворяемся.
Поставим же перед собой этот вопрос со всей остротой, со всей серьезностью: богоотступник не только тот, кто отрицает существование Бога, нехристь не только тот, кто отметает Христа как своего Спасителя. Мы можем быть еретиками, нарушителями и попирателями веры, если ничем наша жизнь не свидетельствует, что Бог-Любовь зажег нашу душу новой, сверхземной любовью, что Он нас научил любить так, как на земле научиться нельзя, как можно научиться только от Бога... Поставим этот вопрос, и ответим на него дерзновенно, смело, радостно, не словами, а жизнью: и тогда жизнь наша расцветет, когда осуществится то, что нам обещал Христос, когда говорил: Я принес вам жизнь, жизнь с избытком — такую полноту жизни, какую земля не может дать. Аминь.
28 октября 1979 г.
Источник: Митрополит Сурожский Антоний. Воскресные проповеди.
Минск: Минский кафедpальный Свято-Духов собоp, 1996.
См. также:
- Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня. Неделя 21-я по Пятидесятнице.
- Протоиерей Александр Шаргунов. О сеятеле.
- Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки
- Свт. Николай Сербский. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Евангелие о Господе Сеятеле.
- Священномученик Фаддей (Успенский). Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице.
- Митрополит Владимир (Иким). Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, о сеятеле и семенах.
- Митрополит Сурожский Антоний. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле.
- Иерей Сергий Карамышев. Слово на притчу о Сеятеле.
- Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Апостольские поучения. Неделя 21-я по Пятидесятнице.
- Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Неделя 21-я по Пятидесятнице. Об очищении сердца.
- Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Неделя 21-я по Пятидесятнице. Молитва Иисусова – семя Божие в нашем сердце.
|