Сегодня:

12 августа 2022 г.
( 30 июля ст.ст.)
пятница.

Иоанн Воин.

Седмица 9-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Апп. от 70-ти Силы , Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мч. Иоанна Воина (IV). Прп. Анатолия Оптинского, Младшего (1922). Сщмчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, мчч. Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251). Сщмч. Валентина (Уалентина) епископа и трех учеников его, мчч. Прокула, Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273). Обретение мощей прп. Германа Соловецкого (1484). Прп. Ангелины , деспотисы Сербской (ок. 1520). Собор Самарских святых. Сщмч. Иоанна диакона (1918).


1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40. Мф., 83 зач. (второе), XXI, 12-14, 17-20. Мч.: Рим., 116 зач., XV, 1-7. Мф., 69 зач., XVI, 24-28 .

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Добро и красота

31 октября — память Апостола и евангелиста Луки (I)

Протоиерей Александр Шаргунов

Апостол Иоанн Богослов говорит о Христе: «Пастырь Добрый». «Добрый», по-гречески «калос», – так же и «прекрасный». Добро и красота – неотделимы друг от друга. Блаженный Августин пишет: «О Красота, Красота, древняя и всегда новая, слишком поздно познал я Тебя». В праздник Воздвижения Церковь поет: «Крест – красота Церкви». Размышления святых отцов в «Добротолюбии» (по-гречески «Филокалия») – о добре и о красоте одновременно. Прежде чем говорить о любви и об истине, надо понять, что красота, в свою очередь, по-настоящему открывается только благодатному познанию и что она неотделима от любви и истины.

Согласно церковному преданию, апостол Лука был художником, иконописцем. Ему принадлежит первое изображение Пресвятой Богородицы. И это весьма символично. Христос в Евангелии от Луки явлен в красоте. Эта красота видна прежде всего в красоте письма апостола Луки. Чтобы лучше войти в те или иные повествования его Евангелия, надо довериться красоте их построений. Повествование о Благовещении, о встрече Божией Матери с праведной Елисаветой, о Рождестве, о Сретении, о паломничестве в Иерусалимский Храм двенадцатилетнего Отрока Иисуса, о Закхее, о Добром Самарянине, о Марфе и Марии, о блудном сыне, о разбойнике благоразумном, об эммаусских путниках, о Вознесении, о Пятидесятнице и многие другие — шедевры, которые затрагивают скрытую в каждом из нас струну красоты.

Не потому ли художники в течение веков пытались постоянно изобразить эти события, как они показаны в Евангелии от Луки? Нам памятны полотна, вдохновленные его повествованиями, — прежде всего Рождества Христова, изображения Господа среди учителей Закона или Марии Магдалины у ног Христа, или отца блудного сына.

Эта красота писания святого Луки выражается и в том, какое место занимают женщины в его Евангелии — прежде всего Божия Матерь, затем праведная Елисавета, Мария Магдалина, Марфа и Мария, группа жен, сопровождающих Христа и Его учеников. То же самое мы можем обнаружить в книге Деяний, в повествованиях о Тавифе и Лидии. Это может быть связано также с особой чуткостью апостола Луки к страждущим людям.

Но совсем не из-за красоты писания апостола Луки, Христос Красота. Оттого что Христос для апостола Луки Красота, он говорит о Христе с такой красотой. Разумеется, не следует искать в его Евангелии написанный им физический портрет Христа. Но, читая это Евангелие, мы начинаем понимать, почему столь великое множество людей побеждаются Христом, тем сокровенным сиянием, исходящим от Него, когда Он обращается к кому-нибудь. Ибо красота Христа, открываемая нам Евангелием от Луки, не соответствует принятым сегодня нормам красоты. Эта красота заключается в Божественной любви, которую она излучает. Оттого что Христос воплощенная любовь Отчая, Он воплощение Божественной красоты. Христос Евангелия от Луки особенно близок к нищим, мытарям и грешникам. Он человеческое лицо Бога, Который склоняется к меньшим, приходит в гости к мытарям, прощает грехи рыдающей блуднице. Его красота не холодная, отдаляющая от Него, но горячая, влекущая к Нему. Более всего она проявляется, когда Он на Кресте. И когда Он говорит: «Отче, прости им!» и «Истинно говорю тебе: сегодня со Мной будешь в раю». И «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». Вместе с сотником мы можем сказать о Нем: «Истинно человек этот был праведник». Апостол Лука изображает Христа как бы с трех углов зрения. Христос Милосердный Самарянин, близкий всем людям. Христос Тот, Кто является в Слове. Христос Сын Божий, ищущий привести всех блудных детей к их Отцу.

Наконец, Христос в Евангелии от Луки сияние Божественной красоты, потому что Он освящен Духом Святым, и находится в постоянном общении с Отцом Небесным. Евангелие от Луки чаще, чем все остальные, показывает нам Господа молящимся и пребывающем в Духе Святом.

Будем читать и перечитывать это Евангелие, приобщаясь красоте Христовой любви и исполняясь благодарности апостолу Луке за его исключительный дар видеть эту красоту и передавать ее другим. Миллионы и миллиарды христиан приняли на своих сердцах и лицах печать Христовой красоты и сделались способными сказать о Нем: «Это более чем прекрасно!» Ибо красота Христова превосходит то, что может сказать о Нем один человек, пусть он и иконописец и евангелист Лука, и даже все люди, вместе взятые. Это Евангелие зовет нас попытаться передать всем ценящим красоту, как несравненна красота Того, в Кого мы уверовали. Говорить о Христе как о Красоте может быть, именно такое благовестие будет услышано нашим временем, все более теряющим любовь и истину?

vn001

Источник: Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества».

См. также: