На вопросы телезрителей и посетителей портала «Православие и современность» отвечает
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
?Уважаемый Владыка! Я послушник, избрал иноческий путь, 5 лет подвизаюсь в монастыре, но теперь оказалось, что из-за судимости (15 лет назад) не могу вступить в братию, соответственно, не могу стать и монахом. Оказывается, мое прошлое стало препятствием. Раскаяние, исповедь и т.д. не принимаются в счет. Скажите в Вашей епархии такие же правила? Могу ли я рассчитывать, что у Вас можно провести жизнь в покаянии и молитве?
(Сергий)
— Уважаемый Сергий! Я не знаю подробностей Вашей жизни, не знаю, за что Вы были осуждены, поэтому не могу дать Вам точный ответ. Но лично я подходил бы к этому вопросу с рассуждением. Я не могу сказать, что любого человека в подобной ситуации благословил бы на пострижение в монашество. Но не могу утверждать и того, что сам факт наличия судимости автоматически исключает для человека возможность стать монахом.
Дело в том, что монастыри сегодня, в основном, находятся в городах, и монахи волей-неволей соприкасаются с массой людей. А пребывание в местах не столь отдаленных, особенно если оно было достаточно долгим, накладывает трудноизгладимый отпечаток на всю жизнь человека, на его характер, привычки, отношения с окружающими людьми. Победить это в себе очень сложно. Для этого нужно приложить усилия, сравнимые с теми, которые приложила для своего исправления преподобная Мария Египетская. Сможет ли это сделать человек, живущий, повторю, не в пустынном уединении, а в условиях городского монастыря? Кто-то, наверное, сможет, но далеко не каждый.
?Уважаемый Владыка, благословите! Выразите, пожалуйста, свое мнение по поводу выступления Епископа Лонгина (Жара), опубликованного в сети, и о том, что на Литургии в Свято-Вознесенском Банченском монастыре на Украине не поминают Святейшего Патриарха Кирилла. После просмотра сложилось впечатление, что это начало раскола в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, что не может не настораживать.
(Леонид)
— Уважаемый Леонид! Что касается владыки Лонгина — конечно, он замечательный человек и хороший монах, но в данном случае, я думаю, его подвела присущая ему эмоциональность. При всем уважении к этому человеку и к его трудам, то, что он сейчас делает, и о чем Вы пишете — очень плохо. Возможно, это действительно может стать началом раскола в самый неподходящий момент.
Дело в том, что против Русской Православной Церкви ведется война – и у нас в России, и на Украине. А в любой войне одно из главных направлений — то, что называется «огонь по штабам». И вот этот «огонь по штабам» ведется давно, прицельно и преследует совершенно четкую цель: «поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мф. 26:31). Поддаваться этому ни в коем случае нельзя. Да, в нашей церковной жизни есть недостатки, бывают спорные моменты. Скажем, ситуация с готовящимся Собором — дискуссионная, и эта дискуссия ведется не только в Русской Церкви, но и в других Поместных Православных Церквах. Но кричать раньше времени «Все пропало! Караул! Все предатели!» — не нужно. Никакой пользы от этого нет. Наоборот: только вред, разброд и шатание, и радость для врагов Церкви.
?Здравствуйте, владыка. Недавно я узнала, что некоторых самоубийц разрешают отпеть, и потом молиться за них, если доказан факт их невменяемости. Я понимаю, что рассматривается каждый конкретный случай. Хотелось бы узнать, что нужно для этого? У моего дедушки была шизофрения, в период обострения, усугубленного черствостью его супруги, которая жалела в данной ситуации себя и хотела от него уйти, он пришёл с топором, ударил её по голове, (думал, что убил), а сам бросился под поезд. Человек был потрясающий, все, кто хоть немного был с ним знаком, так говорили. И для всех было ужасным и неподдающимся осознанию известие не только о самой смерти, но ещё больше об её обстоятельствах. Бабушка до сих пор вспоминает, какой был замечательный человек и любящий муж, и «жаль, что потом так получилось»... Очень хочется ему помочь.
(Александра)
— Уважаемая Александра! Необходимо наличие истории болезни или иное письменное врачебное доказательство того, что ваш дедушка действительно был психически болен и ему был поставлен диагноз «шизофрения». С этим свидетельством нужно обратиться в дисциплинарно-каноническую комиссию местной епархии. Тогда может быть дано разрешение на церковное поминовение.
?Здравствуйте! Во время богослужения священник в основном находится в алтаре и не имеет возможности наблюдать за происходящим в храме. Прихожане все разные и каждый в меру своей образованности и просвещенности, да и воспитанности, проявляют уважение и благочестие к богослужению в той или иной степени. 1. Что делать, когда во время службы одни и те же прихожане решают различные организационные вопросы (сборы денег, распределение чтения псалтирь и др.), приставая к молящимся, ведя никому ненужные разговоры? 2. Кто и как должен знакомить прихожан с правилами поведения в храме? 3. Почему в святых обителях находятся определенные люди, которые паломников заключают в рамки дозволенного, а в наших храмах никто не хочет брать на себя грех, позволяя вести себя кому как вздумается, забывая о том, что в первую очередь мы пришли в дом Божий?
(Ольга)
— Уважаемая Ольга! Действительно, прихожане у нас разные, и степень их церковной грамотности, общей культуры и воспитанности очень разнится. Поэтому бывают такие случаи, о которых Вы пишете. Бывают и еще более неприятные эксцессы, в том числе во время богослужения. Забота о просвещении прихожан в первую очередь лежит на настоятеле. Священники должны постоянно учить людей, в том числе тому, как надо вести себя в храме, как причащаться, подходить к помазанию и другим элементарным вещам. Для этого надо использовать не только проповедь за богослужением, но и проводить встречи с прихожанами во внебогослужебное время. Я постоянно призываю к этому священников, и в целом могу сказать, что во многих храмах так и происходит. Но священнику очень нужны помощники. Желательно, чтобы в каждом храме был актив из прихожан – люди, которые могли бы вежливо, спокойно, выдержанно отвечать на вопросы приходящих, а иногда и делать замечания людям, не умеющим себя вести в храме – но так же вежливо, без грубости, наоборот, с любовью, чтобы ни в коем случае не оттолкнуть тех, кто пришел. К сожалению, такое дежурство сегодня получается ввести не на многих приходах. Это довольно сложное дело, и мало кто хочет взять на себя такую ответственность. Но я надеюсь, что со временем эта проблема будет решаться.
?Уважаемый Владыко! Является ли католицизм ересью?
(Ирина)
— Уважаемая Ирина! В течение веков в вероучении Католической Церкви накопилось множество искажений, часть из которых является еретическими.
?Прошу Вас помочь мне разобраться в следующем. Я крестила свою племянницу в 1990 году, ее имя Виктория. Батюшка из нашей церкви крестил ее именем Виктория. Когда сегодня в наше время я иду в церковь и заказываю молитву о здравии, у меня не принимают с именем Виктория записку — говорят, что надо писать Ника. Очень прошу разъяснить, как правильно мне поступать в этих случаях, и как должно быть?
(Наталья)
— Уважаемая Наталья! К моему огромному сожалению, очень часто у нас в храмах работают совершенно безграмотные в церковном плане люди, которые, тем не менее, получают удовольствие от возможности поучать других и создавать для них препятствия при вхождении в Церковь.
Случай, о котором Вы говорите, — пример того, как некоторые благочестивые традиции истолковываются неправильно и изживают сами себя. Первых христиан крестили, конечно же, с их собственными именами. Например, имена мучеников — Платон, Сергий, Вакх — римские, языческие. Крестить человека обязательно с именем канонизированного святого — это достаточно поздняя благочестивая русская традиция (в других Поместных Православных Церквах такой традиции нет). В ней выражено желание почтить того святого, в день памяти которого родился ребенок (напомню, что раньше христиане старались давать своим детям имена по святцам). Этот святой становился небесным покровителем крещенного.
В самой этой традиции нет ничего плохого. Плохо, когда начинаются рассуждения, что от нее ни в коем случае нельзя отступать.
Не все святые, которые прославлены Поместными Православными Церквами, есть в русских святцах. Есть множество грузинских, греческих, болгарских, арабских подвижников и святых неразделенной Церкви (до раскола между Православной и Католической Церквами), имена которых тоже могут носить люди крещенные. Но вот некоторые благочестивые верующие (чаще всего те, кто стоит в храмах за свечным ящиком) начинают говорить: «Это имя не православное, его нет в святцах, его надо обязательно менять…».
Еще очень часто встречаются требования обязательно перевести некоторые славянские имена на греческий. Например, Светлана – Фотиния, Виктория – Ника. Но почему нельзя Светлане и в храме оставаться Светланой? Мы же не переводим аналогичным образом Любовь – в Агапэ, Веру – в Пистис?
Поэтому, конечно же, ничто не мешает человеку креститься и в дальнейшем участвовать в церковной жизни с тем именем, которое ему дали родители – кроме тех случаев, когда это имя очевидно антихристианское (например, недавно был нашумевший случай, когда родители назвали сына Люцифером).
Уважаемая Наталья, пишите в записке имя Виктория, и сотрудники храмов обязаны у вас такие записки принимать. И если Вы живете в Саратовской епархии, то я очень прошу Вас обязательно написать мне, в каком именно храме у Вас отказались принять записку. Я даю честное слово, что накажу и настоятеля, и того, кто работал за свечным ящиком.
?У меня горе — старший сын наркоман. Сейчас он в реабилитационном центре, который работает по программе «12 шагов». Я знаю людей, которым там помогли. Специалисты говорят, что случай тяжелый. На самом деле надежды мало, могу только молиться за него. В центре мне посоветовали посещать группы поддержки для родственников наркоманов и алкоголиков. Мне там понравилось, люди друг другу помогают, объясняют, как правильно вести себя с наркоманом чтобы сохранить остатки здоровья, как работать с чувствами и т.д. Единственно, что меня смутило – то, что одна группа находится при протестантском храме, другая при католическом, они говорят что никакого отношения к религии не имеют, это просто аренда. Скажите, пожалуйста, можно ли православному человеку посещать эти группы? Есть ль в Саратове православные организации, работающие в этом направлении?
(Татьяна)
— Уважаемая Татьяна, действительно, это страшное горе, и я очень Вам сочувствую. Думаю, что если люди, находящиеся в этой группе поддержки, не занимаются прозелитизмом и не хулят православную веру — пожалуйста, посещайте ее, Бог вам в помощь. К сожалению, пока у нас в Саратове православные организации только начинают заниматься этой проблемой.
?Я работаю главным бухгалтером в фирме. Недавно обнаружила, что директор ворует в крупном размере. Учредитель нашей компании – мой хороший знакомый, инвалид-спинальник. Понимаю, что мне нужно сообщить ему о выявленном факте, но и директора жалко. Скорее всего, его уволят с «волчьим билетом», а у него недавно родился второй ребенок. А если не уволят, то как мы будем с ним дальше работать? Как же правильно, по-христиански поступить в этой ситуации?
(Наталия)
— Уважаемая Наталия! Если Вы работаете главным бухгалтером в фирме и обнаружили то, о чем Вы пишете, Вы обязаны, я это подчеркиваю, сообщить учредителю об этом факте.
?За последнее время на мосту Саратов-Энгельс совершено несколько самоубийств и трагических падений молодых девушек и юношей. Может надо освятить мост? И повесить огромную икону-баннер Святителя Николая. Жалко молодежь.
(Александр)
— Уважаемый Александр! Я думаю, что сам мост не виноват в том, что происходит. Можно освятить мост, так же, как христиане стараются освятить все вокруг себя: жилища, автомобили, дома, землю, на которой выращивают урожай себе в пищу. Но проблема здесь не столько в мосте, сколько в той атмосфере, которая сегодня господствует в мире, и которая приводит массу молодых людей к мысли о самоубийстве.
Источник: Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии.
См. также:
|