|
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Праздник Преображения имеет особое значение и в истории Грузинской Церкви. В этот день святая дева Нина, которую Иоанн Багратиони назвал «великим апостолом Грузии», пришла во Мцхета, древнюю столицу Иверии...
Государственной религией Восточной Грузии был маздеизм (огнепоклонство). Праздник Преображения совпадал по времени с одним из главных праздников маздеистов, установленным в честь их божества Армаза (Ормузд). Улицы столицы были похожи на русла рек во время половодья, толпы народа — на бурлящие волны потока. Город встретил святую Нину праздничным шумом, криками и ликованием, как будто Армаз и Заден праздновали свою победу. С балконов домов и окон свешивались гирлянды цветов и разноцветные ленты из дорогих тканей. На улицах и площадях горели огромные, украшенные розами светильники. На окрестных горах стояли идолы Армаза и Каци. Народ шел пешком, распевая гимны (гаты). Князья ехали на конях (всадник, увенчанный короной, один из образов Армаза). Идол, сделанный из меди, серебра и золота, сверкая глазами из драгоценных камней, стоял с обнаженным мечом на вершине горы, у подножия которой сливаются хрустальные воды Арагви и серебристые струи Куры.
Святая Нина духовными очами видела демонов, которые окружали идолов и принимали поклонения от людей. Опустившись на колени и воздев руки к небу, она стала молиться Богу о том, чтобы Он показал Свою силу. И вот неожиданно поднялась буря, черные тучи покрыли небо. Народ в страхе разбежался. Буря с корнем вырывала деревья, срывала гирлянды цветов со стен домов. Смерч поднял идолов Задена и Армаза и бросил их на дно ущелья.
День Преображения — начало проповеди святой Нины во Мцхета. Проповедь началась чудом и явлением силы Божией. В очистительной грозе и буре, в блеске молний и раскатах грома, сотрясавших горы, открылась христианская эра в Грузии.
6/19 августа — день Преображения. В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви.
Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников — Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана.
На Фаворе, апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.
Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.
Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.
В чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы.
Православная церковь учит, что есть три вида света.
Первый вид — чувственный, сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям и характеристикам.
Второй — интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий. Свет поэтов и художников, ученых и философов. Душевным светом обычно восхищается полуязыческий мир. Этот свет может быть интенсивным и ярким, вводить человека в состояние интеллектуального экстаза. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны.
Третий вид света — несотворенный, Божественный, откровение Божественной красоты на земле и явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта и Палестины, в пещерах Гареджи и Бетлеми [древние грузинские обители], он воплощен в словах Священного Писания, в церковной Литургии и православных иконах.
В Музее искусств Грузии в Тбилиси хранится древняя икона Преображения, привезенная из Южной Грузии. От иконы остались фрагменты, но и в таком виде она поражает своей одухотворенностью и величием, как будто творцы иконы своей интуицией и духовным зрением увидели Фавор и запечатлели его — насколько это в человеческих силах. Сама икона кажется окруженной полем энергии, и, подходя к ней, человек переживает реалии новой жизни, духовной сферы, переживает присутствие Божества. Икона — это не произведение искусства, а откровение, переданное в особой форме искусства, подобной священной поэзии. Икона — это проекция духовного плана на физические плоскости. Икона — обнажение сущности, где дан развернутый чертеж событий. Икона — это безмолвный голос вечности, звучащий в красках и линиях. Икона — русле по которому течет Божественная благодать в мир.
Церковь — носительница Фаворского света. Каждый христианский храм — Фавор, где в церковных, таинствах и молитве душа приближается к своему преображению. Церковь — сокровищница Божественного света, поэтому нам так дороги ее догматы и каноны, традиции и ритуалы — каналы благодати. Реформаторство и модернизм в церкви — это замена духовного света земным, душевным, Божественного установления — человеческими представлениями.
Праздник Преображения — явление будущей славы святых.
Публикуется по книге «Великие Христианские Праздники», С-Пб, 1997
См. также:
|