Страница 23 из 23 |
 |
 |
В навечерие Рождества Христова
Изъяснение пророчеств о Мессии
Не обременю внимания вашего долгою речью. Только несколько слов намерен вам в руководство, как бы лучше провесть навечерие наступающего праздника. В час события Рождества Христова все небо подвиглось изумлением и радованием, видя начало исполнения предвечных предначертаний, подготовленное откровениями, учреждениями, прообразами, явлениями, пророчествами. Готовящимся торжественно праздновать сие событие нельзя лучше провесть последние пред тем часы, как благоговейно размышляя о том, как оно подготовлялось. Итак, когда наступит тишина ночная и улегшиеся заботы дадут свободу уму вашему, погрузите мысль свою в глубину ветхозаветных времен и в бывших тогда откровениях соберите все начертание имевшего быть явления на земле Сына Божия во спасение наше. Я же предложу вам нечто в пособие к тому.
Станете ли вы у входа в вертеп Рождества, чтоб смотреть назад, или у заключенных врат Рая едемского, чтоб устремлять взор вперед, — картина не изменится в существе. Вы увидите, как живописавшие лик Спасителя от простейших черт восходили все к более сложным, от общих — к частным, от многообъятных к подробнейшим.
Первая черта — спасительное семя жены, имевшее стереть главу змия. Как во мраке ночи, где-либо вдали показавшийся огонек благонадежным указанием пути радует заблудшегося путника, так сие обетование чрез долгий ряд веков спасительно руководило не имевших зде пребывающего града, а грядущего взыскивавших1. Слышанное прародителями, оно перешло чрез долговечных патриархов, потоп и смешение языков и обновлено в обетованиях Аврааму, Исааку и Иакову — всем одними и теми же словами: благословятся о семени твоем все люди, — благословятся о семени твоем все языцы, — или все концы земли2. — Вскоре затем патриарх Иаков видит уже нового скиптродержавца — примирителя; далее — ходатай народа Моисей указывает Пророка с заповедию слушать его; а царь Давид — Иерея нового, по чину Мелхиседекову. В ряд с сими изречениями шли разительные прообразы. — Вот жертвоприношение сына отцем — в Исааке, союз неба с землею — в лествице Иакова, спасение чрез отверженного и проданного — в Иосифе; далее — купина, горевшая, но не сгоравшая, столп облачный, переход чрез море, услаждение древом горьких вод Мерры, манна, истечение воды из камня, медный змий, все устройство скинии — что суть, как не сень грядущих благ3, как уверяет Апостол?
Конечно, несмотря на такую общность и таинственность черт в указаниях будущего избавителя, верою просвещенное и согретое сердце способно было ощущать сокрытую в них силу, подобно Аврааму, сквозь сень прообразовательную узревшему день Господень и возрадовавшемуся. Но нельзя было не желать яснейшего истолкования таинственного и подробнейших очертаний для многообъятного. И вот, когда для народа Божия, образовавшегося уже в царство и успевшего войти в славу при Давиде и Соломоне, належала4 опасность, как бы заботы о благоуспешном порядке дел временного быта не вытеснили из памяти начертание вечного порядка устроения спасения, воздвигается пророк за пророком, и черта за чертою прилагается к изображению лика и деяний Христа Спасителя; так что все предсказания в совокупности составят полное Евангелие, предписанное5 в Ветхом Завете. Спросите теперь, кто сей, грядущий избавить нас? — Пророки ответят вам многообразно: Это Сын Божий, Коему говорит Бог: Сын мой ecu ты, аз днесь родих тя6. Это Господь, седящий одесную Господа, как написано: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене7. Это Бог крепкий, рождающийся, как отроча, чтоб быть Отцем будущего века, как провидит Исайя: отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же началство быстъ на раме Его, и порицается имя Его: Велика совет Ангел, чуден, советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века8.
Сей Отец будущего века царствовати будет, как Царь премудрый9; Ему даны будут все языки в достояние и в одержание вcu концы земли. Царство Его будет царство всех веков, и владычество Его во всяком роде и роде10.
Но это царство Его — не как другие царства, утверждаемые и расширяемые мечом. Народы сами придут и поклонятся Ему11. Он устроит дом и исполнит его всем, что питает, утоляет жажду, дает крепость и здравие. И пошлет с высоким проповеданием: идите — пейте, вкушайте12. И рекут все народы: пойдем — взыдем в дом Божий, и покажут нам путь, и пойдем по нему13. Этот путь будет Новый Завет, не по завету, который завещан прежде дому Израилеву. В сем завете говорит Господь: дам законы моя в мысли их и на сердцах их напишу я14. И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедех моих ходят и оправдания моя сохранят и сотворят я. И будут ми в люди, и Аз буду им в Бога15.
Но прежде чем совершится все сие, Ему Самому надлежит пройти путь уничижения, родиться в безвестности, прожить среди всяких противлений, понесть страшные страсти и умереть, как изображают святой Давид и пророк Исайя. Сей грехи наши понесет и о нас будет болезновать. Он язвен будет за грехи наша и мучен за беззакония наша. Это Господь предаст его грех ради наших16.
А вот и вся история пути, коим пройдет Он по земле!
Родится Он от Девы, Которая во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо с нами Бог17. — Родится в Вифлееме, ибо из него изыдет старейшина, еже быти в Князя во Израили, исход Коего из начала от дний века18. Сюда приидут к нему с дарами царие аравийстии19, приидут носяще злато, и ливан, и камень честен20. Потом глас в Раме слышан будет, плач и рыдание и вопль мног. Рахиль восплачет о чадах своих и не захочет утешиться, яко не суть21. Далее — воззван будет Сын сей из Египта22 и поселится в Назарете, яко да Назорей наречется23.
Приближится время открытого действования Его среди людей. И вот пошлется Ангел пред лицем Его — уготовить путь Ему, и весь Израиль услышит глас вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Его24. — Затем внезапну приидет и Сам Господь, Его же ищем, и Ангел завета, Его же хощем. И почиет на Нем Дух Господень25, о Коем он потом засвидетельствует, говоря: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим посла мя... проповедати лето Господне приятно26.
В первый раз свет проповеди Его воссияет для седящих во тме и сени смертней в Галилее, около Иордана и Тивериадского моря, в пределах Завулоних и Неффалимлих27.
Затем три с половиною лета28 благовествуя, будет врачевать всякие болезни, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленникам отпущение и слепым прозрение29. Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат. Тогда скочит хромой, яко елень, и ясен будет язык гугнивых30. Укрепятся руки ослабленные и колени расслабленные31. Он трости сокрушенны не преломит и льна курящася не угасит; но о славе имени Божия ревность будет снедать душу его32.
Всуе, однако ж, будет простирать он руце свои весь день к людем непокаряющимся и противуглаголющим, которые ходят не путем истинным, а вслед грехов своих33. По сих пророческому внушению внемля, возрадуется дщи Сионя и воспроповедует дщи Иерусалимля, видя Царя своего кроткого грядущим к себе на жребяти34. И из уст младенец и ссущих совершится Ему хвала35. Но царие земстии и князи соберутся на Господа и на Христа Его36. Один из ядущих с ним хлеб возвеличит на него запинание37, и продаст за тридесять сребренников — цену оцененного38. Тогда врази Его скажут и стрегущии душу Его совещают глаголюще: Бог оставил есть Его, пожените и имите его, яко несть избавляяй39...
Так взят будет Пастырь, и разыдутся овцы стада. Посмотрит Он одесную, и не будет того, кто бы узнал Его40. Восстанут свидетели неправедные, и солжет неправда себе41.
Но той не отверзет уст своих. Яко овча на заколение поведется и яко ягнец прямо стригущего его безгласен, тако не отверзет уст своих42. Враги поскрежещут нань зубами своими, а он не воспротивится и не воспротивоглаголет. Плещи своя вдаст на раны и ланите на заушение, и лица своего не отвратит от студа заплеваний43. Чрез древо предадут его смерти44, ископают руце его и нозе его, и изочтут вся кости его; разделят ризы его себе, и об одежде его метнут жребий45. Дадут в снедь ему желчь и в жажду напоят его оцта46. Вси видящии его поругаются ему и, покивая главою, возглаголют устами: упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его47.
Так Христос Старейшина — Святый святых — умрет48. Но кость не сокрушится от Него, хотя будут прободены ребра Его49. Душа же Его не будет оставлена во аде, и плоти Его не дано будет видеть истления50. В день третий воскреснет и живым явится Он пред всеми51. Где ти, смерте, жало, где ти, аде, победа52?
Так Господь на земле явится и с человеки поживет. Потом на высоту обратится паки: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубнем53. Возмут врата князи свои и возмутся врата вечная, и внидет Царь славы54. И рече наконец Господь Господеви: седи одесную Мене дондеже положу враги твоя подножие ног твоих55.
Здесь кончим собрание пророчеств, хотя дело Христа Спасителя сим не кончилось и прозрение простиралось до конца веков!
Так ясно и подробно провидели святые Божии весь путь, коим имел пройти на земле Господь в тридцатитрехлетнее пребывание Свое на ней!
И сими-то помышлениями займите себя ныне, чтоб напитать тем и возгреть веру свою. Зерцало Евангелия — пророчества, Евангелие же для пророчеств есть тело созерцаемого в них образа. Одно в другом — двойное удостоверение! Образ в зеркале можно бы еще заподозрить — не призрак ли то? Но когда осязается стоящее пред ним тело, тогда взаимное соответствие и образа, и тела рождает непоколебимое убеждение в истине ведения. И вот почему пророческие предсказания суть воистину светильник, сияющий в темном месте. Нельзя сказать, что они темны. Они прикровенны, но ясны и вразумительны. Как в семени знающие дело видят все дерево, так при виде младенца Иисуса все изострившие свое умное зрение посредством пророческого света тотчас уразумели в Нем Господа. Таковы: Захария, Симеон, Анна Пророчица, Пресвятая Богородица и все, чаявшие избавления. Неверие некоторых не умаляет силы и значения приготовительных к явлению Господа сказаний. Неверие не от недостатка силы в слове, а от грубости и оплотенения душ. Как тогда, так и теперь причина неверия одна — погружение в плоть и навык к плотским воззрениям на вещи. Как ясно светит свет Христов! — а они не видят его. Кто погрузится глубоко в воду, да еще мутную, как увидит солнце, хотя бы оно самым ярким светило светом?! Вот от сего-то и возникни56 прежде, ищущий истину, — и ясно увидишь свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Аминь.
24 декабря (по ст.ст.) 1863 г.
[1] Евр. 13, 14.
[2] Быт. 12,3; 18, 18; 22, 18; 26, 4; 28, 14.
[3] Евр. 10, 1.
[4] Предстояла. — Ред.
[5] Представленное. — Ред.
[6] Пс. 2, 7.
[7] Пс. 109, 1.
[8] Ис. 9, 6.
[9] Иер. 23, 5.
[10] Пс. 144, 13.
[11] Пс. 85, 9.
[12] Притч. 9, 5.
[13] Мих. 4, 2.
[14] Иер. 31, 33.
[15] Иез. 11, 19-20.
[16] Пс. 21; Ис. 53.
[17] Ис. 7, 14.
[18] Мих. 5, 2.
[19] Пс. 71, 10.
[20] См.: Мф. 2, 11.
[21] Иер. 31, 15.
[22] Ос. 11, 1.
[23] Суд. 13, 5; Мф. 2, 23.
[24] Ис. 40, 3; Мал. 3,1.
[25] Ис. 11, 2.
[26] Ис. 61, 1-2.
[27] Мф. 4, 13.
[28] Дан. 9.
[29] Ис. 61, 1.
[30] Ис. 35, 5-6.
[31] Ис. 35, 3.
[32] Ис. 42, 3.
[33] Ис. 65, 2.
[34] Зах. 9, 9.
[35] Пс. 8, 3.
[36] Пс. 2, 2.
[37] Пс. 40, 10.
[38] Зах. 11, 12.
[39] Пс. 70, 10-11.
[40] Пс. 141, 5.
[41] Пс. 26, 12.
[42] Ис. 53, 7.
[43] Ис. 50, 5.
[44] Иер. 11, 19.
[45] Пс. 21, 18-20.
[46] Пс. 68, 22.
[47] Пс. 21, 8-10.
[48] Дан. 9, 26.
[49] Исх. 12, 46; Чис. 9, 1; Зах. 12, 10.
[50] Пс. 15, 10.
[51] Ос. 6, 2.
[52] Ос. 13, 14.
[53] Пс. 46, 6.
[54] Пс. 23, 7-9.
[55] Пс. 109, 1.
[56] Освободись. — Ред.
Продолжение следует...
|