Протоиерей Александр Шаргунов
Светлая седмица
Ин., 11 зач., 3:22-33
Мы видим прибытие Христа с Его учениками в землю Иудейскую. Наш Господь, выйдя на общественное служение, много странствовал и часто переходил с места на место. Изнемогая от усталости, Он спешил донести благовестие Царства Небесного до новых и новых сердец. Солнце правды, по слову Псалма, «как исполин пробегает свое поприще от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его» (Пс. 18:6-7). Вы слышите, какой это пасхальный псалом!
Иоанн Предтеча начал крещение в земле Иудейской, и потому Христос начал крещение здесь. Сам Христос, Своей рукой, не крестил, но это делали по Его благословению ученики Его. Святые таинства Церкви совершает Сам Христос, но руками Своих служителей. «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с иудеями об очищении» — с теми, кто отверг его крещение покаяния. В этом мире греха человечество разделено на тех, кто кается и тех, кто не кается. И далее мы слышим, как Иоанновы ученики приходят к своему учителю, как бы сетуя на то, что все идут ко Христу: «Равви! Тот, о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему». Как ошибается тот, кто думает, что особенные труды и благодать одного из нас могут быть умалением трудов другого, получившего милость быть верным Богу! Если бы видели мы, что речь всегда идет о Христе Боге, Который служит нам Сам и через избранных рабов Своих!
И вот ответ Иоанна. Его нисколько не беспокоит, что все идут уже не к нему, а ко Христу. Это то, чего он больше всего желал. И Иоанн смиренно умаляет себя перед Тем, Кто несравненно выше его. Он видит, как дивно действует Промысел Божий: у всех — различные служения, различные дарования, согласно подаваемой каждому благодати. Мы не должны завидовать тем, кому больше дано, чем нам, у кого более полезная, как нам кажется, сфера деятельности. Все, что принадлежит в Церкви самому большему, будет принадлежать нам, если мы научимся радоваться его служению как собственному. Иоанн напоминает о своем прежнем свидетельстве о Христе. И теперь исповедует свою радость о Его приходе. Он сравнивает нашего Спасителя с Женихом, имеющим Невесту. А себя — с другом Жениха, с тем, кто «радостью радуется, слыша голос Жениха».
Верные служители Божии — друзья Жениха. Они стоят и слушают голос Жениха и внимают Его повелениям. Сочетание душ человеческих с Иисусом Христом в вере и любви — исполнение радости каждого истинного пастыря. Поистине нет большей радости. «Приходящий свыше и есть выше всех». Только Тот, Кто сошел с небес, может открыть нам волю небес и показать путь к небесам. Первое, что мы можем сказать о Христе: «Он выше всех». «А сущий от земли земной и есть и говорит как сущий от земли». Пророки и апостолы были только земными сосудами, хотя имели в себе небесное сокровище. Можно ли сравнивать проповедь Самого Христа с проповедью пророков и Предтечи? Как небо выше земли, так Его мысли выше их. Евангелие Христово — откровение Божественной вечной истины. И Предтеча исполнен горечи, при виде неверности Богу слишком многих людей. Они не принимают слово Божие, не слушают его и не верят ему. Ученики Иоанновы печалились, что все идут ко Христу. А Предтеча печалится, что никто не идет ко Христу, — слишком мало тех, кто идет к Нему. Неверие рода человеческого — печаль святых. Но как драгоценна вера избранного остатка: «Принявший Его свидетельство, сим запечатлел, что Бог истинен». Бог истинен, даже если люди не запечатлевают это своей верой. Его истина не нуждается ни в чьей поддержке. Но верою мы сподобляемся чести принадлежать Христовой истине. Все обетования Божии — «да» и «аминь». Веруя во Христа, мы запечатлеваем, что Бог верен всем обетованиям, которые Он исполнил в Нем. И потому сегодня поем: «Воскрес Иисус из гроба, якоже прорече». И исполняемся совершенного доверия Его Промыслу.
См. также:
См. также: Протоиерей Александр Шаргунов «Евангелие дня»
|