Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
Протоиерей Александр Шаргунов
Обстоятельства, в которых мы сейчас живем, очень трудные и скорбные. Они напоминают нам, более чем когда-либо, то, о чем Христос говорит сегодня в Евангелии: не заботьтесь о завтрашнем дне, каким бы этот день ни был. Как опасно хвастаться будущим, так же не менее губительно предаваться многозаботливости о нем. У каждого дня достаточно своих забот, и нет нужды прибавлять дополнительные заботы завтрашнего дня к сегодняшним. Если присоединить заботы всех дней, которые нам предстоят, к сегодняшнему дню, то мы рухнем под их тяжестью. У нас не хватит сил сделать даже то, что мы должны сделать сегодня. Господь премудро так устроил, что ни один день не оставляется без своей заботы, чтобы мы научились тому, о чем Он говорит нам сегодня.
Слово Христово предельно просто и ясно: никто не может служить двум господам, тем более двум богам. Пока господа идут вместе, их слуги могут следовать за тем и за другим. Но когда они расходятся, надо выбирать, в какую сторону идти. Сегодня, как никогда, они идут в двух совершенно противоположных направлениях. «Не можете служить Богу и маммоне», — говорит Господь. Маммона — это прежде всего деньги, всякое мирское приобретение. Но также и все, что в мире, — похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1Ин. 2:16). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2:15).
Весь современный языческий, отступнический от Христа Бога мир после долгих колебаний в конце концов выбирает Ваала — бога плодородия, бога всякого благополучия, идола. Пора и нам определиться c выбором. И не заботиться ни о чем, как призывает нас Господь.
Однако жизнь земная, как мы знаем, это пища и одежда. Как же мы обойдемся без них? Господь предупреждает Своих учеников об опасности греха, в котором отделение земного от небесного, — столь же страшное, как отделение души от тела, то есть смерть. «Не заботьтесь, — говорит Он, — и не говорите, что нам есть и что нам пить, или во что одеться. Разве душа не больше пищи, и тело не больше одежды?» Пища и одежда необходимы для жизни, но цель, к которой мы идем, несравненно прекраснее, чем средства, употребляемые для этого. Самая прекрасная пища и одежда, какая есть на земле, — из земли. А жизнь наша — от дыхания Божия. Бог дал нам душу и тело, и Он всего Себя отдает нам на Кресте.
Если мы воспримем эту тайну и будем заботиться о наших душах, о вечности — о том, что больше, чем земная жизнь, — тогда нам станет понятно, что Бог, несомненно, позаботится об остальном. Мы знаем чудесные примеры из Священного Предания — как преподобная Мария Египетская ушла в пустыню всего с несколькими хлебами на много лет подвига. Жизнеописания святых полны рассказов о том, как малого количества пищи при благодати Божией, иногда нескольких зерен, оказывалось достаточно, чтобы поддержать телесные силы человека.
Кто-то скажет: это же святые, а как может так жить простой человек? Святые потому и святые, что научились от Господа, услышали эти Его слова: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54:23). Господь не обещает, что жизнь у нас будет в роскоши, в пирах, но Он твердо обещает все необходимое человеку для жизненной дороги. Пиры и роскошь только мешают человеку идти, а то, что полезно ему, что укрепляет его силы, чтобы достойно проходить путь, ведущий к Богу, Он, несомненно, нам даст.
Некоторые спрашивают: что стало бы с миром, если бы все начали жить, как эти пустынники, монахи — перестали бы трудиться и только молились? «На земле наступил бы рай», — отвечает преподобный Силуан Афонский. Господь явил бы Свое чудо, мы все увидели бы, как Он может и сегодня, и всегда пятью хлебами не только пять тысяч напитать, но пять миллионов, и пять миллиардов. Но Господь хочет прежде, чтобы мы исцелились пятью Его ранами от той тяжкой болезни, которой все мы больны. И научились принимать от Него Хлеб Небесный — все, что у Него есть, всю жизнь, которую Он предлагает нам.
Но так горестно наше ослепление, так велико падение, что Бог предлагает людям учиться у низшего творения. Он говорит: «Посмотрите на птиц небесных, они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но Бог питает их». Бог питает их, и они поют среди ветвей. Вот жизнь какая! То есть они непрестанно молятся и возносят хвалу своему Господу. И если бы мы не были угнетены многозаботливостью о завтрашнем дне, мы точно так же радостно пели бы среди небес, находясь на земле. Мы бы доставали небо уже сейчас. Не о птицах же небесных столько промышляет Господь, а о том, чтобы мы стали существами и земными, и небесными.
И посмотрите с размышлением на цветочки полевые. Есть много доброго и полезного, чему они нас научают на каждый день. Задумайтесь о том, какие они хрупкие. Они — трава полевая. Но и всякая плоть — трава, говорит нам слово Божие. Завтра эта трава полевая, пройдет немного времени, засохнет и будет брошена в огонь.
Мы не должны думать, во что мы оденемся завтра, потому что завтра, может быть, нам понадобятся совсем другие — погребальные — одежды. Цветы не трудятся, не прядут, но посмотрите, как прекрасны они! Посмотрите, как и из чего они растут! Корни их зимою погребены под землей, и кажется, уже вообще никаких цветов не будет, но когда наступает весна, они восходят из-под земли, из этого холода и мрака, вырастают таким сиянием и красотой, что даже Соломон во всей славе своей не имел таких одежд, говорит Господь. Он говорит о том, чтобы мы облекались в Его совершенство и красоту, потому что мы не хотим совлечься со смертью нашей, но облечься, чтобы смертное было поглощено жизнью, как говорит апостол (2Кор. 5:4).
Но пусть никто не настраивается на мечтательность. Христос нигде не говорит, что мы не должны для земного трудиться. Это не только законно, это наш христианский долг. Праздность — искушение Бога вместо детского доверия Ему, какое должно быть у души человеческой. Мы должны трудиться для земного, но есть несравненно более надежный и легкий, хотя трудный путь для того, чтобы все получить нужное нам, — это искание Царствия Божия и правды Его.
Святитель Феофан Затворник говорит, что мы должны исполнять свои каждодневные труды, но — добавляет он образно — как бы прикасаясь к ним только кончиками пальцев. Это не значит, что мы должны их исполнять небрежно. Нет, мы должны так смиренно исполнять земное служение, чтобы кончиками пальцев касаться тайны жизни.
Слово Христово — «не заботьтесь» — великая красота и высота, к которой призван каждый человек. Это и есть заповедь:
Ищите прежде всего Царства Божия, и все остальное приложится вам.
Следуя этой заповеди Господней, мы можем постигнуть тайну творения мира и человека, тайну Божия воплощения, Креста, Воскресения и Вознесения, тайну преображения всей твари. Все совершил для нас Господь, и нам дается радость — жить с Ним на земле и участвовать в этой тайне, восходя к бесконечно большему.
29 июня 2014.
См. также:
|