Страница 1 из 16 |
 |
 |
Составил Н. Молчанов
«Восхвалимъ мужи славы и отцы наши въ бытіи.
Многу славу созда Господь въ нихъ величіемъ
своимъ отъ века»
(Прем. Іис. Сирах. ХLIХ, 1, 2).
Съ именемъ святителя Питирима тесно связана самая важная и самая замечательная для Тамбова эпоха, — основаніе и приведеніе въ порядокъ не только Тамбовской епархіи, но и учрежденнаго вновь и новонаселеннаго Тамбовскаго края, открытаго съ расширеніемъ и усиленіемъ Московскаго государства.
Въ важнейшей эпохе исторіи Тамбова святитель Питиримъ былъ не постороннимъ зрителемъ, но первымъ и главнейшимъ деятелемъ, отъ котораго зависелъ главный ходъ событій и который вліялъ на все окружающія обстоятельства. Прямое значеніе святителя, какъ первостоятеля церкви, было церковное. Но при томъ значеніи, какое могъ иметь въ его время архипастырь и особенно въ неустроенномъ нравственно и политически крае, онъ является не менее важнымъ деятелемъ и въ гражданскомъ отношеніи.
Какъ деятель историческій святитель Питиримъ, безъ всякаго сомненія, заслуживаетъ общаго вниманія отечественной исторіи; но главнымъ образомъ его труды и подвиги должны быть предметомъ изученія жителей края, который былъ поприщемъ его благотворной деятельности въ области святой православной Христовой церкви.
Святитель Божій имеетъ еще особое значеніе, какъ истинно великій подвижникъ, силою веры и высокими, угодными Богу делами привлекавшій и не престающій доселе привлекать на целую страну особую милость и благоволеніе Божіе. Поставленный некогда Самимъ Богомъ, какъ светильникъ истины, для просвещенія и вразумленія края, онъ трудился до изнеможенія силъ, для приведенія всехъ ко Христу, показывая въ то же время на самомъ себе достойный образецъ истинной жизни о Христе.
Высокое значеніе святителя Божія, какъ истинно вернаго и добраго пастыря словеснаго стада Христова, достойнейшаго учителя небесной истины и вернаго предстателя за насъ передъ Богомъ, обязываетъ насъ особенно, твердо и неизменно творя его святую память, изучить его высокую, богоугодную жизнь, и подражать ему, по слову апостола: «поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе, ихъ же взирающе на скончаніе жительства, подражайте вере ихъ» (Евр. XIII, 7).
Приступая къ изложенію жизни святителя Питирима, при всемъ нашемъ сознаніи высокаго ея значенія и, соответственно тому, при всемъ сознаніи необходимости подробнаго ея изученія, считаемъ долгомъ предварительно сказать, что не имеемъ возможности удовлетворить вполне священному требованію и благочестивой любознательности, за недостаткомъ подробныхъ и обстоятельныхъ источниковъ.
Вторая половина ХVІІ столетія, когда жилъ и действовалъ святитель Питиримъ, не отличалась образованіемъ въ целой вообще Россіи; темъ более недостатокъ образованія вполне долженъ былъ обнаружиться въ новонаселяемомъ и новообразуемомъ крае, каковъ былъ въ то время край Тамбовскій. Для насъ даже кажется удивительнымъ, что въ Тамбове въ древнее время нашлись еще летописцы, которые хотя въ легкихъ и слабыхъ чертахъ, могли записать кое-что для потомства о былыхъ временахъ.
По причине недостатка образованія и недостатка письменности въ разбираемое нами время, мы, какъ известно, имеемъ только краткія и неудовлетворительныя сведенія о достойнейшихъ современникахъ святителя Питирима, прославленныхъ уже угодникахъ Божіихъ, — святителе Митрофане Воронежскомъ [1] и святителе Иннокентіи Иркутскомъ [2]. — Воронежъ былъ нередко посещаемъ императоромъ Петромъ I [3]. Поэтому многое изъ жизни святителя Воронежскаго увековечилось по сношенію его съ императоромъ. Тамбовъ же не имелъ подобнаго счастья. Онъ стоялъ въ удаленіи отъ главнаго центра правительственной деятельности и, можно сказать, не имелъ особаго историческаго значенія [4]. Поэтому, соответственно глубокому смиренію и кротости святителя Питирима, многотрудная и многоплодная его жизнь проходила въ тиши и какъ бы въ неизвестности, возбуждая только признательность въ ближайшихъ немногоречивыхъ ея созерцателяхъ. — Къ большему нашему несчастнiю, чрезъ годъ съ небольшимъ по смерти святителя Питирима, Тамбовская епархiя была закрыта целыя почти 59 летъ и причислялась то къ Рязани, то къ Воронежу, то состояла подъ главнымъ заведыванiемъ синодальной Московской конторы. Это обстоятельство весьма много содействовало уничтожению и такъ немногочисленныхъ письменныхъ памятниковъ, ибо преемникъ Питирима, третiй Тамбовскiй епископъ, Игнатiй, хиротонисанный патрiархомъ Адрiаномъ въ декабре 1698 г. изъ архимандритовъ Рязанскаго Солотчинскаго монастыря былъ уличенъ, съ одной стороны, въ соучастiи съ раскольниками, съ другой — въ сопротивленiи указамъ царя Петра Алексеевича о пожертвованiи съ церквей на пользу отечества; посему, вызванный въ Москву, былъ отлученъ на Московскомъ соборе 23 августа 1699 года и, по лишенiи сана, сосланъ въ заточенiе въ Соловецкiй монастырь. Съ отлучениемъ Игнатiя, упразднилась Тамбовская eпapxiя [5]. Вины Игнатiя были такъ тяжелы и непрiятны для Правительства, что оно, оставивъ нужды паствы, за долгъ поставило закрыть епарxiю. Применительно къ такому решенiю митрополитъ Платонъ слишкомъ обще и резко написалъ въ своей «Исторiи церкви», что eпapxiя Тамбовская закрыта за вины своихъ архiереевъ [6].
По уничтоженiи епископской кафедры въ Тамбове въ 1699 году, епархiя была сначала подъ управленiемъ митрополита Рязанскаго, а потомъ — съ 1720 года подчинена была епископу Воронежскому, за исключениемъ несколькихъ церквей [7]. Впрочемъ, со времени учрежденія св. Синода, упраздненною епархіею, главнымъ образомъ, управляла Московская синодальная контора: она выдавала храмозданныя грамоты, определяла на священно-церковно-служительскія места; по ея распоряженію ставленники этой епархіи посвящались то въ Москве, то въ Коломне, то въ Рязани или Воронеже [8]. Вновь открыта въ Тамбове епархія въ 1758 г., по именному указу императрицы Елизаветы Петровны отъ 17 апреля. Первый епископъ возобновленной епархіи, Пахомій, явился въ Тамбовъ въ іюле 1758 г. [9]. По закрытіи епископской кафедры въ Тамбове, архіерейскій домъ, где бы можно было сыскать какіе-либо документы изъ времени или для времени святителя Питирима, какъ и вообще первыхъ Тамбовскихъ архипастырей, — занятъ былъ архивомъ воеводской канцеляріи; равно также и другія помещенія, принадлежавшія къ архіерейскому дому и къ духовному епископскому управленію, поступили въ управленіе светской власти, — и духовные документы, какъ ненужные, брошены были или оставлены въ пренебреженіи.
Судя сравнительно по образованію и деятельности въ то время обителей, более всего могли бы мы надеяться иметь обстоятельныя сведенія о первоначальной жизни святителя Питирима и, главнымъ образомъ, о его жизни въ обители, но обстоятельства здесь-то более всего и содействовали къ уничтоженію матеріаловъ. Вяземская обитель, где во все время подвизался святитель до самаго поступленія на паству Тамбовскую, въ отечественную войну 1812 года подверглась совершенному разоренію и опустошенію отъ непріятелей: многія драгоценности были похищены, а многое, и особенно библіотека, сделалось жертвою пламени. Именно, Вяземскій Предтечевъ монастырь, основанный въ первой половине XVI столетія и достигшій скоро значительнаго процветанія, подвергся довольно сильному разоренію еще въ эпоху самозванцевъ. Потомъ возстановленный снова и достигшій гораздо больше противъ прежняго процветанія, въ отечественную войну 1812 года подвергся и гораздо большему, противъ прежняго, разоренію и опустошенію. Серебряные оклады на иконахъ, утварь съ ризницею и хранящимися въ ней царскими грамотами, библіотека со всеми книгами и документами, касающимися монастыря, преданы пламени; многія драгоценности, значительное количество серебра и золота, хотя все это тщательно было спрятано, — было отыскано и похищено. Вообще убытокъ монастыря въ это время насчитываютъ до 40 тысячъ [10]. И потому, съ уничтоженіемъ всехъ древнихъ записей и актовъ, мы мало знаемъ о жизни святителя Питирима до его архипастырства. — Благодареніе Богу, что и при самыхъ неблагопріятныхъ обстоятельствахъ для историческихъ памятниковъ, мы не остаемся все-таки совершенно въ неведеніи какъ вообще о первоначальномъ положеніи и устроеніи нашей страны, такъ и о первомъ достойнейшемъ у насъ деятеле — святителе Питириме, котораго память творимъ съ особымъ благоговеніемъ и къ которому, какъ къ истинному своему защитнику и молитвеннику, обращаемся непрестанно въ минуты скорби и грусти, при немощахъ душевныхъ и телесныхъ, всегда получая готовую отъ него помощь.
1 См. въ «Житіи иже во святыхъ отца нашего Митрофана, въ схимонасехъ Макарія, перваго епископа Воронежскаго и новоявленнаго чудотворца», изданномь особою книжкою въ 1846 года.— После сорокалетняго пребыванія въ міре, Митрофанъ поступилъ въ обитель иноковъ въ 1663 г. и, поставленный въ игумена въ 1666 году, въ 1682 г., при открытіи епископской кафедры въ Воронеже, 2 апреля былъ рукоположенъ въ епископа Воронежскаго. Не разставаясь съ этого времени съ Воронежскою паствою, святитель Митрофанъ скончался въ 1703 году 23 ноября. Мощи его открыты въ 1832 году.
2 См. въ «Житіи святыхъ Россійской церкви, также Иверскихъ и Славянскихъ». Месяцъ ноябрь С.-Пб. 1856 г.— Рожденный въ Малороссіи, по образованіи въ Кіевскомъ Братскомъ училище и после подвиговъ въ Кіевскихъ пещерахъ сделавшись уже пресвитеромъ, Иннокентій въ 1714 году вызванъ былъ въ Москву, въ 1721 году произведенъ въ епископа Переяславскаго и потомъ отправленъ въ миссію — въ Китай и былъ епископомъ Иркутскимъ. Скончался 26 ноября 1731 года. Мощи его открыты 1805 года 2 февраля.
3 Во время войны съ турками, для успешнейшаго завоеванія Азова — приморской крепости, Петръ I учредилъ въ Воронеже верфь для постройки судов, поэтому же онъ часто бывалъ въ Воронеже и имелъ здесь даже особый дворець для своего пребыванія.
4 Тамбовъ имеетъ значеніе, какь новонаселенная страна, служащая къ распространенію владенія Московскаго государства съ царствованія дома Романовыхъ и какъ оплотъ для ограниченія разбойническихъ набеговъ крымскихъ и ногайскихъ татаръ.
5 Истор. Росс. iepapx. ч. 1, стр. 206 — Историко-статистическое описанiе Тамб. епapxiи. Свящ. Г. Хитрова, стр. 69.
6 Истор. цер. митр. Платона, гл. LXXX.
7 Описаніе Воронежской губерніи, стр. 171.
8 Синод. ук. 1760—63 и др. год — Истор.-стат. опис. Тамбовской епархіи. Хитрова, стр. 2.
9 Истор.-статист. опис. Тамб. епархіи. Хитр. стр. 2 и 78.
10 См. Историко-статистическое описаніе Смоленской епархіи. С-Пб. 1864 г. стр. 306, 307.
|