ПротоиерейАлександрШаргунов
Светлаяседмица Ин.,8зач.,3:1-15
Переднами—долгаябеседасНикодимом.Никодим,известныйвсемфарисей,учительЗакона,приходиткоХристу«ночью».Этаночнаявстречапогружаетнасвтаинственнуюатмосферу.Поистине—мывсевночипредБогом.МывсекакНикодим—те,ктоищетХристасрединочи.
Ното,чтоНикодимприходитночью,имеетещеидругоезначение.Онночьюпришел,емунедостаточнобылослушатьХристасредитолпнарода.Оннуждалсявтом,чтобывстретитьсясГосподомнаедине.Длянегобылолучшелишитьсебяночногоотдыха,нежелинеуслышатьсокровенноесловоХриста.Когдадругиеспали,онобреталспасительноезнание.А,можетбыть,онпоступилтакиз-застрахаималодушия.Онбоялсяилистыдился,чтоегоувидятсоХристом,ипотомупришелночью.Нохотяонпришелночью,Христоспринялегослюбовью,даваяобразсвоимслужителямподдерживатьдобрыеначинания,какбынибылионислабы.Хотятеперьонпришелночью,придетвремя,когдаоноткрытоисповедуетХриста.Благодатьможетбытьсначалатолькогорчичнымзерном,апотомвырастаетвбольшоедерево.
«Мызнаем,—говоритНикодим,—очевидно,отлицамногих,—чтоТыУчитель,пришедшийотБога:иботакихчудес,какиеТытворишь,никтонеможеттворить,еслинебудетснимБог».Какотличенеговзглядотмногихегосоплеменников,вособенностиоблеченныхдуховнойвластью,—тех,кто,видяделаХристовы,воспламенялисьзавистьюиненавистьюкоГосподу.Инамнадонаучитьсяунеговидетьвчудесахсамуюсуть.
ГлавноевбеседеХристасНикодимом—необходимостьновогодуховногорождениядлячеловека.НедостаточноизумлятьсячудесамХристовым,надосновародиться.НикодимждетскорогоприходаЦарстваНебесного.НоХристосговорит,чтомынебудемгодныдлянего,еслидуховнонеизменимся,тоестьнеродимсязаново.Рождение—началожизни.Унасдолжнобытьновоеестество,новыепринципы,новыецели.Мыдолжныродитьсясноваисвыше.Этоновоерождениедаетсяснебес,онопредназначенодлябожественнойинебеснойжизни.
Ктонеродитсясвыше—несможетувидетьЦарстваБожия,несможетпонять,окакомЦарствеидетречь,неприметникогдаегоутешения.Этовозрождениеабсолютнонеобходимоидляземнойжизни,темболее,—длявечной,потомучтоневозможновкуситьблаженство,бытьподлинносчастливым,небудучисвятым.
«Какможетчеловекродиться,будучистар?Неужелионможетвдругойразвойтивутробуматерисвоейиродиться?»—снедоумениемспрашиваетНикодим.То,очемХристосговоритдуховно,онвоспринимаетплотски.Новеликоегожеланиепознатьистину!КогдамывстречаемсяструдностямивпониманииБожественныхтайн,мынедолжныотступатьотГоспода.«Рожденноеотплотиестьплоть»,—говоритГосподь.Иеслибычеловекмогрождатьсяотутробыматерисотнираз,этонеизменилобысутидела.Грехрастлилсамоенашеестество.«Яковбеззаконияхзачатесмь»—исповедуеммыкаждыйденьвпокаянномпсалме.Инамнеследуетудивлятьсятому,чтодолжнонамродитьсясвыше.ГосподьговориторожденииотводыиДуха,имеяввидутаинствокрещения.Номыпризванытакжевличномблагодатномопыте—ДухомСвятым—узнать,окакомрожденииговоритХристос.ДействиеДухаСвятоготаинственно—где,когда,комуивкакоймересоизволитОнсообщитьСебя.НоЕгодыханиенеможетостатьсяотсподобившихсяэтоймилостисокрытым.«Духдышит,гдехочет,иголосЕгослышишьинезнаешь,откудаприходитикудауходит».
«Какэтоможетбыть?»,—спрашиваетНикодим.Естьто,чтовышенашегоестественногоразумения.НооттогочтооннеможетпостигнутьсловоХристовосвоимумом,оннеотказываетсяотисканияистины.Скольмногиесамонадеяннополагают,чтоневозможноповеритьвто,чтоневозможноувидетьтелеснымзрением.«Ты—учительИзраилев,иэтоголинезнаешь?»—говоритХристос.МыслышимздесьсловоупрекаГосподатем,ктоберетсяучитьдругихдуховному,асамплохоразбираетсявэтом.Тем,ктопроводитвремятолькововнешнемизученииПисания,ивнешнемсоблюдениивсего,инебрежетосамойсути.«Можнобытьвполнезаслуженнымдокторомбогословия,—говоритсвятительИгнатийБрянчанинов,—аслучисьсэтимбогословомбеда,онсмотритрастерянно:даестьлиБог?»«Иоткудавзятьсясвету,—добавляетСвятитель,—уэтойтьмы». «Мыговоримотом,чтознаемисвидетельствуемотом,чтовидели»,—говоритХристос—инетолькооСебе,ноовсех,ктоЕго.Потомуотвоскресенияквоскресению,извекаввекЦерковьпоет:«ВоскресениеХристововидевше».Онсошелснебес,ивтожевремяОн—СынЧеловеческий.Теперь,когдаОнговоритсНикодимом,—какЧеловек,Онназемле,нокакБог—Оннанебе.ТаквеликаЕголюбовькнам,чтоОнбылвознесеннаКрестзанашигрехи,какзмейМоисеемвпустыне,чтобывсякийверующийвНегонепогиб,ноимелжизньвечную—Пасхувечную,котораяужесейчасдаетсямногимкакрождениесвыше.
См.также:
СвятительНиколайСербский(Велимирович).СветлоеХристовоВоскресение.Пасха. СвятительФеофан,затворникВышинский.Любовьюназидая.ВденьСвятойПасхи.(1844г.) СвятительИннокентийХерсонский.БеседавоВторникСветлойСедмицы СвятительИннокентийХерсонский.СлововСредуСветлойСедмицы СвятительИннокентийХерсонский.СлововЧетвертокСветлойСедмицы СвятительИннокентийХерсонский.СлововПятокСветлойСедмицы СвятительИннокентийХерсонский.СлововПятокСветлойСедмицы,вкоторыйпразднуетсявчестьиконыБогоматери«ЖивоносныйИсточник»... СвятительЛука(Войно-Ясенецкий).СловонавечернепервогодняПасхи. СвятительЛука(Войно-Ясенецкий).СловонапервойПасхальнойвечерне. СвятительЛука(Войно-Ясенецкий).Словонавторойденьсв.Пасхи. ПротоиерейАлександрШаргунов.ПасхаХристовапринадлежитвсем ПротоиерейАлександрШаргунов.НадеющиесянаГосподанепостыдятся. АрхиепископАверкий(Таушев).ИзгнаниеторгующихизХрама
СвятительЛука(Войно-Ясенецкий).БеседаИисусаХристасНикодимом АрхиепископАверкий(Таушев).БеседаГосподаИисусаХристасНикодимом ПротоиерейАлександрШаргунов.Евангелиедня.Светлаяседмица.Четверг.
- ПротоиерейАлександрШаргунов.Евангелиедня.
|