Библиотека

Сегодня:

9 октября (26 сентября ст.ст.)
Воскресенье.

Апостол Иоанн Богослов

Неделя 17-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II).Свт. Тихона , патриарха Московского и всея Руси (прославление, 1989). Сщмч. Афанасия, Александра и Димитрия пресвитеров, мчч. Иоанна и Николая (1937). Сщмч. Владимира пресвитера (1939). Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492).

Утр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. - 2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1.Лк., 17 зач., V, 1-11. Ап.: 1 Ин., 73 зач. (от полу́), IV, 12-19.Ин., 61 зач., XIX, 25-27; XXI, 24-25.

Цитата дня

Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О главных христианских добродетелях и гордости

Схиигумен Савва (Остапенко)

Предисловие

Человек создан по образу и по подобию Божию (Быт. 1,26) предопределен для вечного блаженства и в земной жизни призван к живому, непосредственному богообщению. Все люди без исключения, как иноки, так и мирские, должны были бы идти этим путем, но, к сожалению, этот путь, оказывается, доступен не для всех. Какая же причина мешает людям иметь живое общение с Господом и наслаждаться утешениями неизреченными?

Основная причина тому — похоть очес и гордость житейская. Гордым Господь противится и только смиренным дает благодать, только смиренным являет Себя и пребывает с ними неразлучно. Но истинно смиренных людей, которые живут по воле Божией, а не по своей воле, теперь мало. Большинство людей не прислушиваются к голосу Божию в сердце своем, а из тех, кто пытается прислушиваться, многие не понимают его и живут по своей воле, следуя голосу страсти. Поэтому спасение людей теперь совершается в основном болезнями и скорбями. Если человек добровольно не хочет смириться и жить по воле Божией, то он как бы принудительно смиряется через страдания. В этом проявляется милосердие и человеколюбие Божие.

Для достижения духовно-нравственного совершенства надо всем, в том числе и тебе, друг мой, учиться познавать волю Божию, прислушиваясь к голосу Божию, а чтобы вернее услышать в себе голос Божий, надо отложить свою маленькую индивидуальную волю и надо быть готовым на всякую жертву, подобно Самому Христу, Который «был послушен Отцу даже до смерти» (Фл. 2,8). Цель жизни христианина — стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией. Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста. Но, чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей, и прежде всего от гордыни — матери всех пороков и грехов.

Недопустима даже малейшая тень красования своим «Я», самый тонкий вид самолюбия является преградой для вселения Духа Божия в сердце человека. Малейшее попрание чужой личности рассматривается как грех против любви, против образа Божия в человеке. Грех этот особенно противен Духу Святому и отгоняет его.

От нас требуется постоянная мучительно-страдальческая борьба с грехом, который живет и в нас, и вне нас. Требуется постоянное воздержание и ограничение себя во всем, чтобы легче было искоренить из сердца страсти и пороки и насадить в нем семена христианских добродетелей.

Мы должны быть совершенными в духовной жизни, поэтому для достижения совершенства должны нести разные подвиги, зависящие от наших индивидуальных качеств.

Самый высший подвиг — это принести себя в жертву Христу и отречься от своего хотения, своей воли. И, вот, если мы полностью предадим себя в волю Божию, если свое обновление, просвещение и исцеление будем ожидать только от Господа, если перестанем надеяться на свои силы, но всю надежду свою возложим на Бога, то непременно получим просимое. Дух Святой вселится в сердце наше, и мы ощутим в себе Царствие Божие.

Мысли наши приобретут твердость, постоянство и покой. Они не будут рассеиваться и волноваться всякими суетными помыслами, но будут пребывать в мире и любви Христовой.

Именно к тем людям, которые смиряются и покоряются воле Божией, относятся слова Христовы: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28).

Блаженны мы будем с тобой, дорогой друг, если одержим над собой победу, то есть если смиримся и понастоящему возлюбим всех, вот тогда-то мы и войдем в сей покой.

Прежде чем раскрыть перед тобой основные добродетели, которые приводят душу к духовно-нравственному совершенству, остановлюсь на главном препятствии, которое особенно мешает успешно продвигаться вперед по пути спасения, а именно — гордости.




 

 

Содержание

О главных христианских добродетелях и гордости

Гордость

Смирение

Любовь Христова

Милосердие

Размышление и наставление