Сегодня:

18 августа 2022 г.
( 5 августа ст.ст.)
четверг.

Святые мученицы Пузовские.

Седмица 10-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Монастырский устав: горячая пища без масла.

Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Прав. Нонны , матери св. Григория Богослова (374). Прп. Иова Ущельского (1628). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте (IV). Сщмч. Стефана пресвитера (1918). Мцц. Евдокии , Дарии , Дарии и Марии (1919). Сщмч. Симона, еп. Уфимского (1921). Сщмч. Иоанна диакона (1939).


2 Кор., 167 зач., I, 1-7. Мф., 88 зач., XXI, 43-46, и за пятницу (под зачало): 2 Кор., 169 зач., I, 12-20. Мф., 91 зач., XXII, 23-33.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Вторник

Седмица 18-я по Пятидесятнице

В 2013 году, согласно Церковному Уставу (Типикон, глава 10), в этот день начинается чтение евангельских зачал 18-й, Лукиной седмицы. Счет Недель и седмиц остается прежним. Таким образом, в 2013 году данная седмица является 15-й.

Протоиерей Александр Шаргунов

a092m

Лк., 11 зач., 3:23-4:1

Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати. Почему до этого Он провел столько времени в Назарете, в то время как Он пришел спасти мир? Тайна Божиих сроков сокровенна, и, разумеется, имеет значение и достижение зрелости по человеческому естеству. Но некоторые толкователи обращают внимание на другое. Прежде чем выйти на служение спасения мира, наш Господь с предельной ответственностью исполнял Свой долг по отношению к домашним и близким в Назарете. Как власть имеющий, Он скажет потом каждому Своему верному последователю, какие бы скромные обязанности тот ни исполнял: «Хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:23). Господь показывает, что верность в самом малом служении уготовляет нас к участию в самом великом, — в том, что совершает Христос.

В Евангелии от Матфея уже дана родословная Спасителя. Но там она идет только до Авраама, а в Евангелии от Луки — до Адама. Евангелие от Матфея показывает нам Христа, как сына Авраамова, в котором благословляются все племена земные. И как наследника престола Давида. Потому оно начинает родословную от Авраама и доводит ее до Иакова, отца Иосифа, наследника дома Давидова. А Евангелие от Луки, хочет показать, что Христос — Семя Жены, Которое сотрет главу змия, прослеживая Его предков до Адама.

В Евангелии от Матфея родословная Спасителя заканчивается словами: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф. 1:17). Евангелие от Луки не придает значения числовому распределению родов, не выделяет никакого имени, в том числе Давида. Хотя связь Иосифа с Давидом обозначена в самом начале Евангелия от Луки. Архангел Гавриил был послан от Бога «к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова» (Лк. 1:27). И в этой родословной не названо ни одного женского имени. Как та, так и другая родословная, дает потомков Иосифа Обручника, ибо, согласно ветхозаветному закону, он является отцом Богомладенца Иисуса.

Еще одна замечательная особенность этой родословной — родственная связь с Давидом проходит не через царя Соломона, но Нафана, другого, менее известного сына Давида. Но это не имеет принципиального значения. Уточнение этих родословных — второстепенно по отношению к цели, которую они преследуют: показать, что Иисус есть Сын Давидов, принадлежащий к избранному народу, наследник обетования, данного Аврааму и Он единосущен через Адама всему человечеству. В Евангелии от Матфея Христос — Тот, Кто принадлежит богоизбранному народу. В Евангелии от Луки Христос — Тот, Кто принадлежит всему человечеству.

Родословная Христа в Евангелии от Луки заканчивается словами: «Адамов, Божий», ибо Ему надлежало быть Посредником между Богом и сынами Адама, и сыны Адама должны были стать через Него сынами Божиими. Родословная Христа показывает Его подлинное человечество. Он был человек среди человеков. Он не был призраком или полубогом. Чтобы спасти людей, Он стал человеком в самом полном смысле этого слова.

«Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана, и поведен был Духом в пустыню». Христос возвратился от Иордана, где Он крестился, и где Ему был глас с небес от Бога. Когда нам дается самое благодатное общение с Богом и ясное свидетельство Его благоволения к нам, мы должны быть готовы к нападению на нас врага рода человеческого. Чем богаче наше достояние, тем больше оно привлекает воров и разбойников. Господь попускает этому быть, с тем, чтобы сила Его благодати была явлена и возвеличена.

Пустыня — огромная пустыня, где человек — один перед бесконечностью, где нет ни одного дерева, чтобы можно было спрятаться, ни тени, чтобы найти убежище от зноя, ни камня, чтобы главу приклонить, где человек не находит места для себя, и вынужден скитаться. Пустыня — место пребывания человека, после изгнания из рая. Пустыня, согласно Евангелию — место, где человек встречается с нечистыми духами или входит в общение с Богом Живым. И, следуя за Моисеем через пустыню, Богоизбранный народ узнает, что его начало уходит дальше, чем он думал. Его рождение теряется во мраке времен. Он — чадо Авраама, который, в свою очередь связан со своим народом, со своей страной, со своим родством (Быт. 12:1). Их начало — дальше их самих. Они идут из ничего, из ниоткуда. Они идут от Самого Бога, от своего Творца, своего Освободителя, своего Спасителя. Они идут через пустыню с ропотом и отчаянием. Но им необходимо обрести доверие и верность Богу, чтобы пустыня процвела и стала лугом и садом, землей, текущей молоком и медом, произрастающей чудесные плоды. Это — Земля обетованная, где будет изобилие для тех, кто решил все оставить, все потерять, все отдать, чтобы предать свою душу в руки Божии. Здесь — дар Божий для тех, кто приходит сюда ведомый Богом. И, хотя в нашем крещении мы уже, по дару Христа, сподобились рая, снова и снова Церковь зовет нас увидеть, что мы еще в пути, мы еще в пустыне, где нам надо быть испытанными в нашем доверии и нашей верности Богу. Труден наш путь, но мы должны знать, что наш Бог — не чужой, не далекий, не безразличный к нашим бедам и нашим немощам. Он с нами, со всем человеческим родом идет, Его слава — рядом с нами, мы — слава Его, если мы идем с Ним.

vn001
См. также:
Протоиерей Александр Шаргунов. «Евангелие дня»