Сегодня:

25 июня 2022 г.
( 12 июня ст.ст.)
суббота.

Преподобный Онуфрий Великий.

Седмица 2-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Разрешается рыба.

Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734). Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Фиваидских (IV). Прп. Арсения Коневского (1447). Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI). Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской.


Прпп. Онуфрия и Петра: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30. Ряд.: Рим., 84 зач., III, 19-26. Мф., 20 зач., VII, 1-8 .

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Пред очами Божией Правды - 3

Иеромонах Мефодий (Савелов-Иогель)

3. ПАСХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Пасха. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ

Кончилось тяжкое время торжества злобы и тьмы, загорелось Солнце Воскресения. И ученики Христовы, испуганные, бежавшие в страшный день Распятия, со смущением и трепетом уже слышат первую весть о том, что казалось невозможным, о том, что — восстал Господь из Гроба.

И муки, и гонения, смерть мученическая еще предстояли апостолам. Но уже никогда больше не будет у них той скорби, того ужаса, которые владели душой их в ночь Распятия Христова. Ибо всякая скорбь, всякая мука и самая смерть освещаются и побеждаются светом Воскресения Христова.

И в наше время, мучительнейшее, быть может, из всех времен, среди скорби и муки так же ярко сияет свет Христов. Свет Пасхальной Радости. И каждый христианин может зажечь этой радостью душу свою в святую Пасхальную ночь, чтобы осветить ею всю жизнь свою.

«Христос царствует во веки!» — восклицали мученики христианские, идя на муки, на смерть. И среди зла, среди мрака, среди мук современного мира в навечерие Пасхи торжественно победно Возглашает святая Церковь: «Воскресни, Боже, яко Ты царствуеши вовеки!» И мы повторяем это вместе со всею Церковью.

Ибо победа наша победила мир,
ибо воскрес, яко Победитель,
Христос Бог наш.

vn001

Неделя 2-я по Пасхе: Фомино неверие.

Христос воскресе! Закончились дни светлой пасхальной радости. Заключила Святая Церковь священные врата алтарей и устремила мысленные и сердечные взоры наши к тому, как встретил мир весть о Христовом Воскресении.

И первый образ, который представляет Она нам — это образ Фомы Неверного.

Великая и непостижимая истина Христова Воскресения не могла быть постигнута ограниченным человеческим рассудком и поистине могла явиться для него камнем преткновения и соблазна. Но вот здесь и раскрывается пред нами природа неверия.

Вот как говорит об этом один христианский мыслитель:

Обыкновенно, истины веры отвергаются заранее не по грубости ума, а по лукавству воли. Нет сердечного влечения к таким предметам, как Бог, спасение души, воскресение плоти, нет желания, чтобы эти истины, действительно, существовали, без них жизнь легче и проще, лучше о них не думать, — а тут уже уму нетрудно найти предлог, чтобы не думать об них, или, по крайней мере, не считаться с ними серьезно …

Такое неверие, в сущности неуверенное в самом себе и потому более или менее озлобленное против тех предметов, существование которых оно отрицает, — этим озлоблением и выдает себя, потому что нельзя же в самом деле сердиться на то, чего и нет совсем, — такое неверие недобросовестно …

Не таково было неверие, вернее недоверие, вспоминаемого ныне нами Апостола. Он хотел верить, стремился к вере, искал удостоверения этой веры своей.

И Христос Спаситель, никогда не являвший Себя там, где было злостное и упорное неверие, снизошел к немощи апостола Фомы, Сам засвидетельствовал ему Свое воскресение.

Для всех нас, конечно, поучителен этот образ, но особенно обращен он к тем, кто страдает от неверия, кого преследует соблазн немощной и не утвержденной веры. Надо беречься больше всего, чтобы наша греховная воля не искала бы себе выхода в этой духовной немощи. Ведь без веры легче жить. Вера требует напряжения, требует подвига, а неверие развязывает руки на многое.

Итак, брат-христианин, если чувствуешь ты, что оскудевает вера твоя, сознавай, что причина тут не в предметах веры, а в твоей ограниченности. И если это поймешь, то просветит тебя Бог, как просветил апостола Фому, и снизойдет к тебе, как снизошел и к его немощи.

vn001

Неделя 2-я по Пасхе: Путь апостола Фомы.

Христос Воскресе!

Следующее за днем Святой Пасхи воскресенье на церковно-богослужебном языке именуется «Неделей о Фоме».

В этот день Церковь вспоминает и предлагает нам в назидание евангельский образ сомневавшегося Апостола, по милости Христовой нашедшего удостоверение недостаточно твердой веры своей.

В наше время, когда так много говорят о вере и неверии и так часто жалуются на скудость веры и маловерие, пример апостола Фомы особенно поучителен.

Вера — тайна духовной жизни, радость, которую Бог дает человеческой душе. Неверие — болезнь духа, его уязвленность, его ущербность. Между этими двумя состояниями, поистине, «утвердися пропасть великая». Верующий не может понять неверующего. Для того, кто верит — жизнь без Бога — кошмар. Неверующему недоступны переживания верующего, так, как свет — для слепца, и музыка для лишенного музыкального слуха.

Но неужели так безнадежно предопределение веры?

Неужели для невера навсегда закрыты двери, ведущие к небесному свету?

В этом смысле утешителен образ апостола Фомы.

Если ты колеблешься, сомневаешься и даже порой чувствуешь себя неверующим, но в сердце твоем осталось еще стремление к Богу, не унывай — ты еще можешь быть спасен. Бог «трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит».

Посему и ты, брат-христианин, не пугайся соблазнов неверия. В находящие на тебя минуты искушений старайся всегда уходить в себя, собирать там крупицы веры твоей и молись словами евангельской молитвы: «верую, Господи, помоги моему неверию».

Верь, услышит Бог молитву твою.

Но так молясь, помни, что «истина познается по силе жития» и вернейший путь к Богу — путь духовного опыта и деятельного исполнения заповедей Божиих.

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам.

(Иоан. 14:21).

vn001

Неделя 3-я по Пасхе: Вечная верность.

Христос воскресе!

Из всех примеров постоянства любви и нелицемерной преданности, которые имеем мы в священном Писании — один из самых высоких — подвиг жен-мироносиц.

Торжествует зло… Поруган, распят и умерщвлен Учитель… Кажется все кончено, нет больше никаких надежд. Почти все апостолы оставили Его и бежали. Только один преданный и любящий Иоанн с Пречистою Девой Марией стоят у креста.

Ведь, человеческая преданность знает предел. Вчера Его окружали толпы, — сегодня, когда Он уснул смертным сном, Его окружают и заботятся о Нем лишь немногие.

И среди этих немногих — жены-мироносицы, которых ныне вспоминает и прославляет Святая Церковь. И поистине к самым глубинам наших отношений к Богу и людям ведет нас этот пример. Любовь не знает полумеры. Тот, кто любит — должен любить до конца. Любовь — не корыстное чувство, она не ищет и не требует ничего — она сама готова все отдать, всего лишиться, все принести в добровольную жертву, ради любимого.

Любовь не знает испытаний, вернее тех соблазнов, которые рождают испытания. Она имеет удостоверение в самой себе. Ей не страшны никакие обстоятельства, — ибо, все равно, она останется верной до конца. И это раскрывается нам особенно в подвиге мироносиц. Ведь, все надежды погребались вместе со Спасителем, все упования для человеческой немощи кончились со смертью Его.

Но они пребыли верными до конца.

И они, в этой верности своей, озарены были радостью Воскресения, поклонились живому Богу и благовестили миру вечную Пасху Его.

В наше слабое и немощное духовно время, образ мироносиц непосредственно обращен к каждому из нас. В этом образе — сила любви и преданности, которые все более и более оскудевают у нас.

Когда, при Тивериадском море, Господь призывал отвергшегося от Него апостола Петра, Он обратился к нему с вопросом: «Любишь ли ты Меня?» (больше, нежели они). Тот, кто хочет служить Богу, не может только быть убежденным в существовании Его, но должен возлюбить Его личною любовью, как Господа и Спасителя своего.

А эта любовь поистине просияла в подвиге воспоминаемых ныне нами Евангельских жен, которые и нас зовут задуматься над нашими любовью и верностью Богу и над тем, насколько они прочны и непоколебимы.

vn001

Неделя 3-я по Пасхе: Мироносицы.

Христос воскресе!

Вспоминаемые ныне нами, братие, святые жены-мироносицы являют собою пример подлинных христианских верности и постоянства.

Учитель во гробе. Все оставили его и бежали.

И среди немногих оставшихся с Ним до конца были эти смиренные иудейские женщины, пред лицом смерти сохранившие любовь к Божественному своему Учителю.

Сила этого евангельского примера действенна и в наши дни.

Как часто в жизни религиозной наблюдаем мы обстановку смерти, страданий и погребения Спасителя. Ведь Христос ежечасно распинается в мире. Скрывает Божественный Лик свой за завесою страданий и испытаний, чтобы почувствовал Его любовь человек, чтобы эта Христова любовь раскрылась бы в страданиях человеческих.

И как мало здесь подобных святым мироносицам. Как трудно представляется человеку сохранить полную верность Господу и Спасителю своему в минуты постигающих его испытаний… А вот здесь-то именно и открывается истинная Христианская верность.

Легче веровать и молиться, когда жизнь твоя идет гладко и спокойно. Так можно прожить с верой, оторванной от жизни. Но спасет ли тебя такая немощная вера во дни искушений, когда Бог потребует от тебя твоего сердца.

Брат, христианин! Не бойся испытаний и скорбей. Они не страшны сами по себе. Из них страшное — изменить Богу.

А от этой измены да сохранят тебя молитвы и примеры святых жен-муроносиц, за вечную и неизменную верность свою удостоившихся встретить воскресшего Господа и поклониться Ему.

vn001

Неделя 4-я по Пасхе, о Расслабленном: «Не имею человека».

Христос воскресе!

Нынешний воскресный день в воспоминаниях своих посвящен евангельскому расслабленному, исцеленному Спасителем от многолетнего недуга при Овчей Купели.

Тридцать восемь лет лежал этот несчастный около целительных вод чудесного источника и здесь остро чувствовал горькое свое одиночество, так как не имел человека, который погрузил бы его в купальню в редкие моменты чудесного возмущения ее.

И Спаситель мира, пришедший озарить мир лучами правды и любви, Сам протягивает мощную руку Свою изнемогшему в страданиях расслабленному, исцеляет его от тяжкой болезни и является для него тем «человеком», которого так долго не мог он найти.

Евангелие, как не один уже раз говорили мы, братие, — книга жизни, книга, отражающая нашу жизнь на священных своих страницах.

В этом его сила, его жизненность, его вечная и живая назидательность. Жизненно, из жизни взято все, что написано в Евангелии. И особенно выразительна в этом смысле история ныне вспоминаемого нами расслабленного при Вифезде. «Не имею человека»… Как часто, и особенно теперь, в условиях нашей обострившейся и духовно и материально жизни приходится нам слышать эту жалобу, этот почти вопль.

Человек остался один… Жизнь ушла вперед в каком-то ином направлении. Научный прогресс и практическое применение его в жизни не дали счастья человечеству. Естественно, оказались дети и пасынки жизни, — и последних, конечно, больше. В то время, когда в мировых лабораториях создаются прививки и сыворотки, спасающие человечество от телесных недугов и немощей, — миллионы людей гибнут и нравственно и физически, всеми оставленные, всеми брошенные, оказавшиеся за пределом благодеяний науки, ибо и ее плоды не для всех, а только для избранных. Больше того, творческий гений человека утратил понятия истинного блага, и приближается час, когда на истребление и ужас будут брошены все достижения его. Таков мир, оставшийся без человека.

И в эти дни, когда поражаются пастыри и рассеиваются овцы, Святая Церковь особенно настойчиво предлагает в назидание нам образ расслабленного, тридцать восемь лет пребывавшего в горьком одиночестве и обретшем, наконец, «Человека» в лице Спасителя мира — Господа Иисуса Христа.

Невелико и немногочисленно стадо Христово, сохранившее верность Небесному Жениху, «в духе и истине» Ему служащее. И вот этим-то верным Христовым овцам в нынешний день должны придти на память слова Божественного Агнца:

Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и моль не съедает. Ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

(Лук. 12:32-34).

Итак, христианин, всегда старайся для человека быть человеком, и тогда, в малом верный, над многим будешь поставлен, и еще при жизни своей внидешь в радость Господина твоего.

vn001

Неделя 4-я по Пасхе: о Расслабленном.

Христос воскресе!

Нынешний воскресный день на церковно-богослужебном языке, именуется «Неделею о расслабленном». Евангельское повествование передает нам историю чудесного исцеления расслабленного, тридцать восемь лет лежавшаго при Овчей Купели и не имевшего за этот долгий срок человека, который мог бы погрузить его в целительный воды чудесного источника. Горько жаловался несчастный на свое одиночество и говорил: «не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода».

В этих словах о том, что «нет человека», для нас раскрывается не только личная скорбь расслабленного. Здесь нечто большее. Здесь скорбь всего ветхозаветного человечества, — человечества, не имевшего Христа.

Бог… человек … и путь лежащий между ними…

Вот извечная, часто не осознанная тоска духа человеческого, не имеющего в своей среде человека, в полной мере достойного Божией Любви.

Душа человека, стремится к Богу, как лань к источнику вод, по образному выражению Псалмопевца и царя Давида. Только в Боге может открыться для нас полнота бытия, истинное счастье и подлинное блаженство.

Но прах и пепел человек. Не может он, обложенный немощами и оскверненный грехами, прикоснуться к ризе Безначального. Путь спасения открывается ему чрез Христа. Христос — Богочеловек.

Он — Вечная Жизнь, склонившаяся к преходящей жизни человеческой, и животворящая сила в законе Его, данном роду человеческому.

«Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовеки» (Иоанн. 8:51). Этот закон дан нам, как начаток жизни вечной, и в исполнении его путь к Отцу.

И, о, если бы мы, братие, любили слово Христово… Тогда и сами познали бы любовь Отца и к ней устремились бы всем сердцем своим.

«Вкусивший сладкого не захочет горького», — некогда по преданию ответили послы равноапостольного князя Владимира, побывавшие на православном богослужении и сравнивавшие Православную Веру с другими исповеданиями.

Так и всякий на опыте вкусивший совершеннейший в любви и духе Закон Евангельский, в нем обретет подлинную свою духовную отчизну и найдет Человека, могущего спасти его от смерти вечной.

vn001

Неделя 5-я по Пасхе о Самарянке: Источник Воды Живой.

Христос воскресе!

Нынешний воскресный день на церковно-богослужебном языке именуется неделей о Самарянке.

В том Евангельском чтении, которое читается за Божественной Литургией этого дня, Святая Церковь воскрешает перед нами образ женщины-самарянки, удостоившейся великого счастья — беседовать со Спасителем Христом.

Как знаем мы, Самаряне были в пренебрежении у правоверных иудеев тех дней. Даже и самое общение с ними почиталось грехом. Не сохранившие в полной чистоте ветхозаветный закон, рассматривались они евреями, как полуязычники, как нечестивцы и грешники. «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются» — в недоумении вопрошает у Христа самарянская его собеседница. Но, пришедший заблудшее и погибшее взыскать, не проходит Господь мимо и этой женщины, много согрешившей и в личной жизни.

Видя искренность ее, видя живущее в сердце ее стремление к истине, предлагает Он ей Свою беседу об источнике воды живой.

…Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Христова вода — Его учение, та благодать, которая снисходить в сердца тех, кто не на словах только, но и в действительной жизни возлюбил явление Сына Божия на земле.

«Неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Господе», — говорит блаженный Августин. И как раз этого-то «спокойствия в Господе» не достает нам в наши сумрачные и смятенные дни.

«Человеческая душа по природе христианка». Ее отечество, ее отчий дом — любящие Христовы объятия, вечный неотъемлемый покой Небесного Отца. А все остальное, все, что не построено на Христе и не ведет ко Христу — все это — призраки, обманы, подделки жизни, в которых раскрываются наши бессилие и суета.

Есть один источник истинной радости и подлинной жизни, источник воды живой — это Христос Господь и Владыка мира и Спаситель каждого из нас.

И к Нему, Святому и Животворящему, где бы ты ни был, как бы низко ни пал, всегда можешь ты припасть, всегда можешь покаяться, взыскать Его мира, Его любви, Его Святыни. Лишь бы только жило в сердце твоем стремление к истине и свету и желание как-то претворить их в жизни твоей.

«Трудна работа — Господня», – говорил, умирая, один христианин-мыслитель. Велик и труден путь к Богу, путь служения Ему. Но и вечную радость несет он, этот путь, тем, кто настойчиво и терпеливо, «от силы в силу», восходит по нему, ибо поистине ведет он к источнику воды живой, пьющий от чудесных вод которого «не возжаждет опять» и не взыщет иной радости и иного утешения, кроме тех, которые несут ему верность и любовь ко Христу.

vn001

Неделя 5-я по Пасхе: Самарянка.

Христос воскресе!

Различно открывал Господь людям Свое Божественное происхождение, но редко произносил прямо это великое и страшное известие.

Не потому, конечно, что скрывал Господь Божественность Свою, но потому что люди, во тьме и сени смертной сидящие, с неочищенным сердцем, с помраченной совестью не могли принять и узнать Христа.

Даже апостолам Своим сказал Господь Тайну Свою лишь в конце дней Своего служения.

А вот Самарянке, несмотря на все грехи ее, в ответ на ее слова: «знаю, что придет Христос», прямо говорит Господь: «это Я, говорящий с тобой».

Чем заслужила она такую честь?

Верой, конечно, глубокой верой своей в то, что «придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Чиста ее вера: не о земном думает она, не так, как фарисеи и саддукеи, представляющие Христа-Мессию лишь земным царем, дарующим народу Своему земные блага и земную славу. Женщина Самарянка ждет Христа, возвещающего все, дарующего откровение о Боге. И по вере ее было ей: Сам Христос открыл ей тайну Божью.

Несмотря на грехи свои, этой верой была она ближе ко Христу, нежели праведные фарисеи, забывшие, что не хлебом единым жив будет человек (Второзак. 8:3).

Христос Спаситель радуется этой обретенной овце, этой душе, вступающей на путь спасения, а она, взволнованная великим, страшным известием, бежит к своим ближним, к согражданам, чтобы и с ними поделиться величайшей радостью в мире, радостью обретения Господа-Спасителя. И тем показывает она еще одну сторону своей души, которой стала она близка Богу — любовь к ближним, доброту сердца, стремление всем своим достоянием делиться с неимущими.

Итак, — сердцу сокрушенному, душе милосердной и смиренной, человеку ищущему Бога, раскрывает Себя Господь. Поэтому, если во мраке и серости мира томимся мы невозможностью познать Бога, будем знать, что вина в этом на нас самих лежит. Огрубели и ожесточились сердца наши гордостью и самолюбием, земными привязанностями и земными интересами, холодностью к ближним своим.

Да избавит Господь нас от такого ожесточения и затемнения, и тогда услышим и познаем мы истину Божию с простотой Самарянки.

vn001

Неделя 6-я по Пасхе: Две истины.

Христос воскресе!

На двух истинах утверждается наша вера: на истине бытия Божия и на истине бессмертия человеческой души.

Это истины веры. Истины, которых нельзя доказать в общепринятом смысле этого слова.

Наша проповедь не «в убедительных словах человеческой мудрости», — говорил апостол Павел. Не в полемических спорах раскрывается человеку Образ Безначального.

Религиозная жизнь требует подвига. «Истина познается по силе жития». Только тот, кто употребляет усилия в борьбе с грехом, в деятельном восхождении к Царствию Божию может восхитить его.

В наше время часто жалуются на недостаток веры, на немощь ее… Мы слишком отошли от взыскания ценностей духа, слишком погрязли в сутолоке и суете.

И неизбежное совершилось… Духовное око утратило способность зреть «яже от Духа Божия». Неизменное и вечное стало чем то далеким, призрачным. Преходящее и суетное получило первое и, увы, часто, можно сказать, единственное место в нашем бытии.

И отсюда и явилась эта духовная беспомощность, которая так свойственна сынам века сего. Человек хочет верить, томится по вере, но не знает, за что взяться, как приступem-bЧеловеческая душа по природе христианкаить к/p class=images/stories/decor/vn001.png стяжанию ее.

И вот здесь-то звучит древний призыв Псалмопевца: «Взыщите Бога и жива будет душа ваша». Только надо искать Его всем существом… Искать, по слову апостола: «не совещаясь с плотию и кровию». Ес», — на Тайной Вечери обращается Господь к ученикам Своим. em-01pли так будешь искать, то всегда обретешь.

Обре/ppнет человекатешь Бога истинного и живого, познаешь и бессмертную душу свою — образ Его и подобие.

«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего», — говорил Господь Понтийскому Пилату.

Быть от истины — зависит от нашей воли к подвигу ее искания.

«Просите и дастся вам, ищите и обрящете»… А нет большей радости, как Бога обрести в жизни своей, с Ним встретиться, Ему поклониться всем своим существом.

vn001

Неделя 7-я по Пасхе Святых Отец: Единство во Христе (Иоан. 17:11).

В следующий за праздником Вознесения Господня воскресный день, Святая Церковь за Божественной Литургией предлагает нам в Евангельском чтении отрывок из прощальной беседы Христа Спасителя с учениками.

Приближаются минуты мироспасительной страсти …

Господь молится об апостолах: «Отче Святый! соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».

Единство во Христе, взаимный союз любви во имя Христово… Вопросы, о которых так много говорят и пишут в наши дни. Но, увы, слишком мало любви находим мы в окружающей нас жизни. Современный мир утратил образ живого Христа, Христа, ради любви отдавшего Свою жизнь за «мирской живот и спасение» и зовущего каждого из нас на живой подвиг христианской любви. Мир позабыл своего Спасителя… Мы равнодушно проходим теперь мимо Голгофы, с холодным сердцем слушаем повествования о страданиях и смерти нашего Господа.

Огонь веры мерцает в немногих сердцах. В холодную, бездушную пустыню превращается жизнь человеческая — пустыню, в которой можно погибнуть в полном духовном одиночестве, в полном забвении. Никто не выйдет, никто не откликнется на стон. И в этом холоде и мраке духовно опустошенного бытия божественным призывом звучат Христовы слова: — Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

Теснее в наши дни около ног Христа должны собраться те, кто чувствуют весь ужас лишенной единства духа и любви человеческой жизни. Ибо только в Нем, в Его Евангельском Законе Правды и Любви, может открыться радость подлинного, озаренного Божией благодатью бытия.

«Малым стадом» всегда проходила в истории мира Церковь первенцев, Церковь Христовых избранников.

Но не в количестве была ее сила. Ее сила была в духе единства во Христе, в союзе мира и любви во Имя Христово.

И в наши дни, больше, чем когда либо — задача каждого христианина восчувствовать силу и жизненную необходимость Христовой любви и всем сердцем послужить ей в жизни своей. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, – говорит Господь в другом месте прощальной Своей беседы, – тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».

Да сподобит же Господь каждого из нас этого Своего явления, озарившийся лучами Которого не пожелает славы и красоты суетного и преходящего мира.

vn001

Память отцов Первого Вселенского Собора.

В первый после Вознесения Господня воскресный день Церковь творит молитвенную память богоносных Отцев Первого Вселенского Собора.

Этот Собор, как знаем мы из церковной истории, был созван попечением о вере Христовой Равноапостольного Императора Константина Великого, в 325 г., в г. Никее.

Предметом соборного обсуждения была ересь Ария — лжеучение, по которому Сын Божий не единосущен Отцу, т. е. не одной с Ним божественной природы, а только высшее из Его творений.

Всякий удар, направляемый на Сына Божия, направлен на всю Церковь, ибо в Нем средоточие всей христианской жизни, и всякое неправомыслие о Нем есть искажение этой жизни в самой ее основе.

Это поняли богоносные отцы Собора Никейского. Они утвердили истину единосущия Сына Божия с Богом Отцом, и плодом догматической деятельности их явился нам Символ Веры в первой и большей части своей.

В наше время образ никейских отцев содержит для нас весьма поучительное назидание. Современное христианское общество почти утратило сознание важности и первостепенной значимости церковных догматов — истин веры.

Истина для нас стала чем-то далеким и нежизненным. Мы перестали любить ее. Забыли то, что всякая подлинная истина должна раскрываться в жизни и каждый догмат церковный имеет свое нравственное содержание, дает пищу не только для нашего ума, но и для нашего сердца.

Красоты церковного ведения оказались закрытыми для нас. Мы сами отбросили себя от этой сокровищницы. И как нередко приходится наблюдать в наши дни людей образованных и культурных, но совершенных невежд во всем, что касается жизни церковной. Поистине «блудными сынами», не умевшими сохранить наследие Отчее и ушедшими на страну далече, в этом смысле оказались многие из нас.

И вот, творя память возлюбленных, и любящих сынов Истины Христовой, на подвиг хранения этой Истины зовет нас Святая Церковь. «Дни лукавы есть»… Соблазны ума, воли и чувств стерегут нас на каждом шагу нашего жизненного шествования.

И посему нам надо быть ближе к Церкви, надо опереться на несокрушимую Ее твердыню.

В ней — Христос.

А Христос путь и истина и жизнь для всех любящих свет и побеждающих в сердце своем духовный холод и религиозное безразличие.

vn001

Троица: Утешитель.

В день сошествия Святого Духа на Апостолов Святая Церковь подводит нас к порогу своей благодатной жизни. «Да молчит всякая плоть человеческая»… Здесь нечто большее. Здесь то, чего не может понять, принять и вместить в тесные свои рамки разум человеческий.

Принесена великая последняя кровавая жертва. Подвиг жертвенной любви открыл миру необъятные просторы Отеческого благоволения.

«Вы друзья Мои… Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего», — говорил Господь в прощальной беседе Своим ученикам (Ин. 15:4-15).

И дальше: «Еще много имею вам сказать, но вы теперь не можете вместить; когда придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:12-13).

И вот ныне — день пришествия Духа Истины, день встречи Божественного Утешителя с алчущей и жаждущей утешения человеческой душой, торжественно празднует Святая Церковь.

В Сионской Горнице были апостолы… «Бысть шум, якоже носиму дыханию бурну» – свидетельствует стихира церковная. В виде огненных языков сошел и почил над главами Христовых учеников Дух Истины и Утешения Божественного. Обрела наконец, душа человеческая, сущая по природе христианка, тот источник живой воды, по которому она тосковала и к которому стремилась, которого найти не могла.

«Приди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны», — стало молитвой почувствовавшей освобождение души.

«Стяжание Духа Святого Божьего», вот, в определении преподобного Серафима, идеал жизни христианина на земле. Молитва, бдение, пост, милостыня — все это только средства к приобретению божественной полноты бытия, к уготовлению души для встречи Утешителя.

Но слишком много преград стоит теперь, братие, между нами и духовным миром, чтобы не только взыскать, но иногда даже просто понять радость освящения. Осуетился мир… Слишком предался радостям и печалям житейским. Заглушили они в нем глаголы жизни вечной.

И в день сошествия Святого Духа на апостолов напоминает нам Святая Церковь о забытом нами утешении, призывает нас взыскать богатство духа, нами утраченное, почувствовать мир и его неправду. Взыскать Бога и Его правду — зовет она нас. За пределом нашего обыденного мира открывается мир Христовой благодати. Труден и тернист путь, лежащий между этими двумя мирами.

Но только там, в царстве Христовой Благодати, подлинное отечество каждого из нас.

Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящих ти ся.

vn001

 

 

Содержание

Пред очами Божией Правды

1. Недели перед Великим Постом.

2. Великий пост.

3. Пасхальный период.

4. Недели после Пятидесятницы.

5. Неподвижные праздники

6. Разные Темы.