Страница 4 из 7 |
 |
 |
Иеромонах Мефодий (Савелов-Иогель)
3. ПАСХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Пасха. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…
Кончилось тяжкое время торжества злобы и тьмы, загорелось Солнце Воскресения. И ученики Христовы, испуганные, бежавшие в страшный день Распятия, со смущением и трепетом уже слышат первую весть о том, что казалось невозможным, о том, что — восстал Господь из Гроба.
И муки, и гонения, смерть мученическая еще предстояли апостолам. Но уже никогда больше не будет у них той скорби, того ужаса, которые владели душой их в ночь Распятия Христова. Ибо всякая скорбь, всякая мука и самая смерть освещаются и побеждаются светом Воскресения Христова.
И в наше время, мучительнейшее, быть может, из всех времен, среди скорби и муки так же ярко сияет свет Христов. Свет Пасхальной Радости. И каждый христианин может зажечь этой радостью душу свою в святую Пасхальную ночь, чтобы осветить ею всю жизнь свою.
«Христос царствует во веки!» — восклицали мученики христианские, идя на муки, на смерть. И среди зла, среди мрака, среди мук современного мира в навечерие Пасхи торжественно победно Возглашает святая Церковь: «Воскресни, Боже, яко Ты царствуеши вовеки!» И мы повторяем это вместе со всею Церковью.
Ибо победа наша победила мир,
ибо воскрес, яко Победитель,
Христос Бог наш.
Неделя 2-я по Пасхе: Фомино неверие.
Христос воскресе! Закончились дни светлой пасхальной радости. Заключила Святая Церковь священные врата алтарей и устремила мысленные и сердечные взоры наши к тому, как встретил мир весть о Христовом Воскресении.
И первый образ, который представляет Она нам — это образ Фомы Неверного.
Великая и непостижимая истина Христова Воскресения не могла быть постигнута ограниченным человеческим рассудком и поистине могла явиться для него камнем преткновения и соблазна. Но вот здесь и раскрывается пред нами природа неверия.
Вот как говорит об этом один христианский мыслитель:
Обыкновенно, истины веры отвергаются заранее не по грубости ума, а по лукавству воли. Нет сердечного влечения к таким предметам, как Бог, спасение души, воскресение плоти, нет желания, чтобы эти истины, действительно, существовали, без них жизнь легче и проще, лучше о них не думать, — а тут уже уму нетрудно найти предлог, чтобы не думать об них, или, по крайней мере, не считаться с ними серьезно …
Такое неверие, в сущности неуверенное в самом себе и потому более или менее озлобленное против тех предметов, существование которых оно отрицает, — этим озлоблением и выдает себя, потому что нельзя же в самом деле сердиться на то, чего и нет совсем, — такое неверие недобросовестно …
Не таково было неверие, вернее недоверие, вспоминаемого ныне нами Апостола. Он хотел верить, стремился к вере, искал удостоверения этой веры своей.
И Христос Спаситель, никогда не являвший Себя там, где было злостное и упорное неверие, снизошел к немощи апостола Фомы, Сам засвидетельствовал ему Свое воскресение.
Для всех нас, конечно, поучителен этот образ, но особенно обращен он к тем, кто страдает от неверия, кого преследует соблазн немощной и не утвержденной веры. Надо беречься больше всего, чтобы наша греховная воля не искала бы себе выхода в этой духовной немощи. Ведь без веры легче жить. Вера требует напряжения, требует подвига, а неверие развязывает руки на многое.
Итак, брат-христианин, если чувствуешь ты, что оскудевает вера твоя, сознавай, что причина тут не в предметах веры, а в твоей ограниченности. И если это поймешь, то просветит тебя Бог, как просветил апостола Фому, и снизойдет к тебе, как снизошел и к его немощи.
Неделя 2-я по Пасхе: Путь апостола Фомы.
Христос Воскресе!
Следующее за днем Святой Пасхи воскресенье на церковно-богослужебном языке именуется «Неделей о Фоме».
В этот день Церковь вспоминает и предлагает нам в назидание евангельский образ сомневавшегося Апостола, по милости Христовой нашедшего удостоверение недостаточно твердой веры своей.
В наше время, когда так много говорят о вере и неверии и так часто жалуются на скудость веры и маловерие, пример апостола Фомы особенно поучителен.
Вера — тайна духовной жизни, радость, которую Бог дает человеческой душе. Неверие — болезнь духа, его уязвленность, его ущербность. Между этими двумя состояниями, поистине, «утвердися пропасть великая». Верующий не может понять неверующего. Для того, кто верит — жизнь без Бога — кошмар. Неверующему недоступны переживания верующего, так, как свет — для слепца, и музыка для лишенного музыкального слуха.
Но неужели так безнадежно предопределение веры?
Неужели для невера навсегда закрыты двери, ведущие к небесному свету?
В этом смысле утешителен образ апостола Фомы.
Если ты колеблешься, сомневаешься и даже порой чувствуешь себя неверующим, но в сердце твоем осталось еще стремление к Богу, не унывай — ты еще можешь быть спасен. Бог «трости надломленной не преломит и льна курящегося не угасит».
Посему и ты, брат-христианин, не пугайся соблазнов неверия. В находящие на тебя минуты искушений старайся всегда уходить в себя, собирать там крупицы веры твоей и молись словами евангельской молитвы: «верую, Господи, помоги моему неверию».
Верь, услышит Бог молитву твою.
Но так молясь, помни, что «истина познается по силе жития» и вернейший путь к Богу — путь духовного опыта и деятельного исполнения заповедей Божиих.
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам.
(Иоан. 14:21).
Неделя 3-я по Пасхе: Вечная верность.
Христос воскресе!
Из всех примеров постоянства любви и нелицемерной преданности, которые имеем мы в священном Писании — один из самых высоких — подвиг жен-мироносиц.
Торжествует зло… Поруган, распят и умерщвлен Учитель… Кажется все кончено, нет больше никаких надежд. Почти все апостолы оставили Его и бежали. Только один преданный и любящий Иоанн с Пречистою Девой Марией стоят у креста.
Ведь, человеческая преданность знает предел. Вчера Его окружали толпы, — сегодня, когда Он уснул смертным сном, Его окружают и заботятся о Нем лишь немногие.
И среди этих немногих — жены-мироносицы, которых ныне вспоминает и прославляет Святая Церковь. И поистине к самым глубинам наших отношений к Богу и людям ведет нас этот пример. Любовь не знает полумеры. Тот, кто любит — должен любить до конца. Любовь — не корыстное чувство, она не ищет и не требует ничего — она сама готова все отдать, всего лишиться, все принести в добровольную жертву, ради любимого.
Любовь не знает испытаний, вернее тех соблазнов, которые рождают испытания. Она имеет удостоверение в самой себе. Ей не страшны никакие обстоятельства, — ибо, все равно, она останется верной до конца. И это раскрывается нам особенно в подвиге мироносиц. Ведь, все надежды погребались вместе со Спасителем, все упования для человеческой немощи кончились со смертью Его.
Но они пребыли верными до конца.
И они, в этой верности своей, озарены были радостью Воскресения, поклонились живому Богу и благовестили миру вечную Пасху Его.
В наше слабое и немощное духовно время, образ мироносиц непосредственно обращен к каждому из нас. В этом образе — сила любви и преданности, которые все более и более оскудевают у нас.
Когда, при Тивериадском море, Господь призывал отвергшегося от Него апостола Петра, Он обратился к нему с вопросом: «Любишь ли ты Меня?» (больше, нежели они). Тот, кто хочет служить Богу, не может только быть убежденным в существовании Его, но должен возлюбить Его личною любовью, как Господа и Спасителя своего.
А эта любовь поистине просияла в подвиге воспоминаемых ныне нами Евангельских жен, которые и нас зовут задуматься над нашими любовью и верностью Богу и над тем, насколько они прочны и непоколебимы.
Неделя 3-я по Пасхе: Мироносицы.
Христос воскресе!
Вспоминаемые ныне нами, братие, святые жены-мироносицы являют собою пример подлинных христианских верности и постоянства.
Учитель во гробе. Все оставили его и бежали.
И среди немногих оставшихся с Ним до конца были эти смиренные иудейские женщины, пред лицом смерти сохранившие любовь к Божественному своему Учителю.
Сила этого евангельского примера действенна и в наши дни.
Как часто в жизни религиозной наблюдаем мы обстановку смерти, страданий и погребения Спасителя. Ведь Христос ежечасно распинается в мире. Скрывает Божественный Лик свой за завесою страданий и испытаний, чтобы почувствовал Его любовь человек, чтобы эта Христова любовь раскрылась бы в страданиях человеческих.
И как мало здесь подобных святым мироносицам. Как трудно представляется человеку сохранить полную верность Господу и Спасителю своему в минуты постигающих его испытаний… А вот здесь-то именно и открывается истинная Христианская верность.
Легче веровать и молиться, когда жизнь твоя идет гладко и спокойно. Так можно прожить с верой, оторванной от жизни. Но спасет ли тебя такая немощная вера во дни искушений, когда Бог потребует от тебя твоего сердца.
Брат, христианин! Не бойся испытаний и скорбей. Они не страшны сами по себе. Из них страшное — изменить Богу.
А от этой измены да сохранят тебя молитвы и примеры святых жен-муроносиц, за вечную и неизменную верность свою удостоившихся встретить воскресшего Господа и поклониться Ему.
Неделя 4-я по Пасхе, о Расслабленном: «Не имею человека».
Христос воскресе!
Нынешний воскресный день в воспоминаниях своих посвящен евангельскому расслабленному, исцеленному Спасителем от многолетнего недуга при Овчей Купели.
Тридцать восемь лет лежал этот несчастный около целительных вод чудесного источника и здесь остро чувствовал горькое свое одиночество, так как не имел человека, который погрузил бы его в купальню в редкие моменты чудесного возмущения ее.
И Спаситель мира, пришедший озарить мир лучами правды и любви, Сам протягивает мощную руку Свою изнемогшему в страданиях расслабленному, исцеляет его от тяжкой болезни и является для него тем «человеком», которого так долго не мог он найти.
Евангелие, как не один уже раз говорили мы, братие, — книга жизни, книга, отражающая нашу жизнь на священных своих страницах.
В этом его сила, его жизненность, его вечная и живая назидательность. Жизненно, из жизни взято все, что написано в Евангелии. И особенно выразительна в этом смысле история ныне вспоминаемого нами расслабленного при Вифезде. «Не имею человека»… Как часто, и особенно теперь, в условиях нашей обострившейся и духовно и материально жизни приходится нам слышать эту жалобу, этот почти вопль.
Человек остался один… Жизнь ушла вперед в каком-то ином направлении. Научный прогресс и практическое применение его в жизни не дали счастья человечеству. Естественно, оказались дети и пасынки жизни, — и последних, конечно, больше. В то время, когда в мировых лабораториях создаются прививки и сыворотки, спасающие человечество от телесных недугов и немощей, — миллионы людей гибнут и нравственно и физически, всеми оставленные, всеми брошенные, оказавшиеся за пределом благодеяний науки, ибо и ее плоды не для всех, а только для избранных. Больше того, творческий гений человека утратил понятия истинного блага, и приближается час, когда на истребление и ужас будут брошены все достижения его. Таков мир, оставшийся без человека.
И в эти дни, когда поражаются пастыри и рассеиваются овцы, Святая Церковь особенно настойчиво предлагает в назидание нам образ расслабленного, тридцать восемь лет пребывавшего в горьком одиночестве и обретшем, наконец, «Человека» в лице Спасителя мира — Господа Иисуса Христа.
Невелико и немногочисленно стадо Христово, сохранившее верность Небесному Жениху, «в духе и истине» Ему служащее. И вот этим-то верным Христовым овцам в нынешний день должны придти на память слова Божественного Агнца:
Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и моль не съедает. Ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
(Лук. 12:32-34).
Итак, христианин, всегда старайся для человека быть человеком, и тогда, в малом верный, над многим будешь поставлен, и еще при жизни своей внидешь в радость Господина твоего.
Неделя 4-я по Пасхе: о Расслабленном.
Христос воскресе!
Нынешний воскресный день на церковно-богослужебном языке, именуется «Неделею о расслабленном». Евангельское повествование передает нам историю чудесного исцеления расслабленного, тридцать восемь лет лежавшаго при Овчей Купели и не имевшего за этот долгий срок человека, который мог бы погрузить его в целительный воды чудесного источника. Горько жаловался несчастный на свое одиночество и говорил: «не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода».
В этих словах о том, что «нет человека», для нас раскрывается не только личная скорбь расслабленного. Здесь нечто большее. Здесь скорбь всего ветхозаветного человечества, — человечества, не имевшего Христа.
Бог… человек … и путь лежащий между ними…
Вот извечная, часто не осознанная тоска духа человеческого, не имеющего в своей среде человека, в полной мере достойного Божией Любви.
Душа человека, стремится к Богу, как лань к источнику вод, по образному выражению Псалмопевца и царя Давида. Только в Боге может открыться для нас полнота бытия, истинное счастье и подлинное блаженство.
Но прах и пепел человек. Не может он, обложенный немощами и оскверненный грехами, прикоснуться к ризе Безначального. Путь спасения открывается ему чрез Христа. Христос — Богочеловек.
Он — Вечная Жизнь, склонившаяся к преходящей жизни человеческой, и животворящая сила в законе Его, данном роду человеческому.
«Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовеки» (Иоанн. 8:51). Этот закон дан нам, как начаток жизни вечной, и в исполнении его путь к Отцу.
И, о, если бы мы, братие, любили слово Христово… Тогда и сами познали бы любовь Отца и к ней устремились бы всем сердцем своим.
«Вкусивший сладкого не захочет горького», — некогда по преданию ответили послы равноапостольного князя Владимира, побывавшие на православном богослужении и сравнивавшие Православную Веру с другими исповеданиями.
Так и всякий на опыте вкусивший совершеннейший в любви и духе Закон Евангельский, в нем обретет подлинную свою духовную отчизну и найдет Человека, могущего спасти его от смерти вечной.
Неделя 5-я по Пасхе о Самарянке: Источник Воды Живой.
Христос воскресе!
Нынешний воскресный день на церковно-богослужебном языке именуется неделей о Самарянке.
В том Евангельском чтении, которое читается за Божественной Литургией этого дня, Святая Церковь воскрешает перед нами образ женщины-самарянки, удостоившейся великого счастья — беседовать со Спасителем Христом.
Как знаем мы, Самаряне были в пренебрежении у правоверных иудеев тех дней. Даже и самое общение с ними почиталось грехом. Не сохранившие в полной чистоте ветхозаветный закон, рассматривались они евреями, как полуязычники, как нечестивцы и грешники. «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются» — в недоумении вопрошает у Христа самарянская его собеседница. Но, пришедший заблудшее и погибшее взыскать, не проходит Господь мимо и этой женщины, много согрешившей и в личной жизни.
Видя искренность ее, видя живущее в сердце ее стремление к истине, предлагает Он ей Свою беседу об источнике воды живой.
…Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Христова вода — Его учение, та благодать, которая снисходить в сердца тех, кто не на словах только, но и в действительной жизни возлюбил явление Сына Божия на земле.
«Неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Господе», — говорит блаженный Августин. И как раз этого-то «спокойствия в Господе» не достает нам в наши сумрачные и смятенные дни.
«Человеческая душа по природе христианка». Ее отечество, ее отчий дом — любящие Христовы объятия, вечный неотъемлемый покой Небесного Отца. А все остальное, все, что не построено на Христе и не ведет ко Христу — все это — призраки, обманы, подделки жизни, в которых раскрываются наши бессилие и суета.
Есть один источник истинной радости и подлинной жизни, источник воды живой — это Христос Господь и Владыка мира и Спаситель каждого из нас.
И к Нему, Святому и Животворящему, где бы ты ни был, как бы низко ни пал, всегда можешь ты припасть, всегда можешь покаяться, взыскать Его мира, Его любви, Его Святыни. Лишь бы только жило в сердце твоем стремление к истине и свету и желание как-то претворить их в жизни твоей.
«Трудна работа — Господня», – говорил, умирая, один христианин-мыслитель. Велик и труден путь к Богу, путь служения Ему. Но и вечную радость несет он, этот путь, тем, кто настойчиво и терпеливо, «от силы в силу», восходит по нему, ибо поистине ведет он к источнику воды живой, пьющий от чудесных вод которого «не возжаждет опять» и не взыщет иной радости и иного утешения, кроме тех, которые несут ему верность и любовь ко Христу.
Неделя 5-я по Пасхе: Самарянка.
Христос воскресе!
Различно открывал Господь людям Свое Божественное происхождение, но редко произносил прямо это великое и страшное известие.
Не потому, конечно, что скрывал Господь Божественность Свою, но потому что люди, во тьме и сени смертной сидящие, с неочищенным сердцем, с помраченной совестью не могли принять и узнать Христа.
Даже апостолам Своим сказал Господь Тайну Свою лишь в конце дней Своего служения.
А вот Самарянке, несмотря на все грехи ее, в ответ на ее слова: «знаю, что придет Христос», прямо говорит Господь: «это Я, говорящий с тобой».
Чем заслужила она такую честь?
Верой, конечно, глубокой верой своей в то, что «придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Чиста ее вера: не о земном думает она, не так, как фарисеи и саддукеи, представляющие Христа-Мессию лишь земным царем, дарующим народу Своему земные блага и земную славу. Женщина Самарянка ждет Христа, возвещающего все, дарующего откровение о Боге. И по вере ее было ей: Сам Христос открыл ей тайну Божью.
Несмотря на грехи свои, этой верой была она ближе ко Христу, нежели праведные фарисеи, забывшие, что не хлебом единым жив будет человек (Второзак. 8:3).
Христос Спаситель радуется этой обретенной овце, этой душе, вступающей на путь спасения, а она, взволнованная великим, страшным известием, бежит к своим ближним, к согражданам, чтобы и с ними поделиться величайшей радостью в мире, радостью обретения Господа-Спасителя. И тем показывает она еще одну сторону своей души, которой стала она близка Богу — любовь к ближним, доброту сердца, стремление всем своим достоянием делиться с неимущими.
Итак, — сердцу сокрушенному, душе милосердной и смиренной, человеку ищущему Бога, раскрывает Себя Господь. Поэтому, если во мраке и серости мира томимся мы невозможностью познать Бога, будем знать, что вина в этом на нас самих лежит. Огрубели и ожесточились сердца наши гордостью и самолюбием, земными привязанностями и земными интересами, холодностью к ближним своим.
Да избавит Господь нас от такого ожесточения и затемнения, и тогда услышим и познаем мы истину Божию с простотой Самарянки.
Неделя 6-я по Пасхе: Две истины.
Христос воскресе!
На двух истинах утверждается наша вера: на истине бытия Божия и на истине бессмертия человеческой души.
Это истины веры. Истины, которых нельзя доказать в общепринятом смысле этого слова.
Наша проповедь не «в убедительных словах человеческой мудрости», — говорил апостол Павел. Не в полемических спорах раскрывается человеку Образ Безначального.
Религиозная жизнь требует подвига. «Истина познается по силе жития». Только тот, кто употребляет усилия в борьбе с грехом, в деятельном восхождении к Царствию Божию может восхитить его.
В наше время часто жалуются на недостаток веры, на немощь ее… Мы слишком отошли от взыскания ценностей духа, слишком погрязли в сутолоке и суете.
И неизбежное совершилось… Духовное око утратило способность зреть «яже от Духа Божия». Неизменное и вечное стало чем то далеким, призрачным. Преходящее и суетное получило первое и, увы, часто, можно сказать, единственное место в нашем бытии.
И отсюда и явилась эта духовная беспомощность, которая так свойственна сынам века сего. Человек хочет верить, томится по вере, но не знает, за что взяться, как приступem-bЧеловеческая душа по природе христианкаить к/p class=images/stories/decor/vn001.png стяжанию ее.
И вот здесь-то звучит древний призыв Псалмопевца: «Взыщите Бога и жива будет душа ваша». Только надо искать Его всем существом… Искать, по слову апостола: «не совещаясь с плотию и кровию». Ес», — на Тайной Вечери обращается Господь к ученикам Своим. em-01pли так будешь искать, то всегда обретешь.
Обре/ppнет человекатешь Бога истинного и живого, познаешь и бессмертную душу свою — образ Его и подобие.
«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего», — говорил Господь Понтийскому Пилату.
Быть от истины — зависит от нашей воли к подвигу ее искания.
«Просите и дастся вам, ищите и обрящете»… А нет большей радости, как Бога обрести в жизни своей, с Ним встретиться, Ему поклониться всем своим существом.
Неделя 7-я по Пасхе Святых Отец: Единство во Христе (Иоан. 17:11).
В следующий за праздником Вознесения Господня воскресный день, Святая Церковь за Божественной Литургией предлагает нам в Евангельском чтении отрывок из прощальной беседы Христа Спасителя с учениками.
Приближаются минуты мироспасительной страсти …
Господь молится об апостолах: «Отче Святый! соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы».
Единство во Христе, взаимный союз любви во имя Христово… Вопросы, о которых так много говорят и пишут в наши дни. Но, увы, слишком мало любви находим мы в окружающей нас жизни. Современный мир утратил образ живого Христа, Христа, ради любви отдавшего Свою жизнь за «мирской живот и спасение» и зовущего каждого из нас на живой подвиг христианской любви. Мир позабыл своего Спасителя… Мы равнодушно проходим теперь мимо Голгофы, с холодным сердцем слушаем повествования о страданиях и смерти нашего Господа.
Огонь веры мерцает в немногих сердцах. В холодную, бездушную пустыню превращается жизнь человеческая — пустыню, в которой можно погибнуть в полном духовном одиночестве, в полном забвении. Никто не выйдет, никто не откликнется на стон. И в этом холоде и мраке духовно опустошенного бытия божественным призывом звучат Христовы слова: — Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.
Теснее в наши дни около ног Христа должны собраться те, кто чувствуют весь ужас лишенной единства духа и любви человеческой жизни. Ибо только в Нем, в Его Евангельском Законе Правды и Любви, может открыться радость подлинного, озаренного Божией благодатью бытия.
«Малым стадом» всегда проходила в истории мира Церковь первенцев, Церковь Христовых избранников.
Но не в количестве была ее сила. Ее сила была в духе единства во Христе, в союзе мира и любви во Имя Христово.
И в наши дни, больше, чем когда либо — задача каждого христианина восчувствовать силу и жизненную необходимость Христовой любви и всем сердцем послужить ей в жизни своей. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, – говорит Господь в другом месте прощальной Своей беседы, – тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Да сподобит же Господь каждого из нас этого Своего явления, озарившийся лучами Которого не пожелает славы и красоты суетного и преходящего мира.
Память отцов Первого Вселенского Собора.
В первый после Вознесения Господня воскресный день Церковь творит молитвенную память богоносных Отцев Первого Вселенского Собора.
Этот Собор, как знаем мы из церковной истории, был созван попечением о вере Христовой Равноапостольного Императора Константина Великого, в 325 г., в г. Никее.
Предметом соборного обсуждения была ересь Ария — лжеучение, по которому Сын Божий не единосущен Отцу, т. е. не одной с Ним божественной природы, а только высшее из Его творений.
Всякий удар, направляемый на Сына Божия, направлен на всю Церковь, ибо в Нем средоточие всей христианской жизни, и всякое неправомыслие о Нем есть искажение этой жизни в самой ее основе.
Это поняли богоносные отцы Собора Никейского. Они утвердили истину единосущия Сына Божия с Богом Отцом, и плодом догматической деятельности их явился нам Символ Веры в первой и большей части своей.
В наше время образ никейских отцев содержит для нас весьма поучительное назидание. Современное христианское общество почти утратило сознание важности и первостепенной значимости церковных догматов — истин веры.
Истина для нас стала чем-то далеким и нежизненным. Мы перестали любить ее. Забыли то, что всякая подлинная истина должна раскрываться в жизни и каждый догмат церковный имеет свое нравственное содержание, дает пищу не только для нашего ума, но и для нашего сердца.
Красоты церковного ведения оказались закрытыми для нас. Мы сами отбросили себя от этой сокровищницы. И как нередко приходится наблюдать в наши дни людей образованных и культурных, но совершенных невежд во всем, что касается жизни церковной. Поистине «блудными сынами», не умевшими сохранить наследие Отчее и ушедшими на страну далече, в этом смысле оказались многие из нас.
И вот, творя память возлюбленных, и любящих сынов Истины Христовой, на подвиг хранения этой Истины зовет нас Святая Церковь. «Дни лукавы есть»… Соблазны ума, воли и чувств стерегут нас на каждом шагу нашего жизненного шествования.
И посему нам надо быть ближе к Церкви, надо опереться на несокрушимую Ее твердыню.
В ней — Христос.
А Христос путь и истина и жизнь для всех любящих свет и побеждающих в сердце своем духовный холод и религиозное безразличие.
Троица: Утешитель.
В день сошествия Святого Духа на Апостолов Святая Церковь подводит нас к порогу своей благодатной жизни. «Да молчит всякая плоть человеческая»… Здесь нечто большее. Здесь то, чего не может понять, принять и вместить в тесные свои рамки разум человеческий.
Принесена великая последняя кровавая жертва. Подвиг жертвенной любви открыл миру необъятные просторы Отеческого благоволения.
«Вы друзья Мои… Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего», — говорил Господь в прощальной беседе Своим ученикам (Ин. 15:4-15).
И дальше: «Еще много имею вам сказать, но вы теперь не можете вместить; когда придет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:12-13).
И вот ныне — день пришествия Духа Истины, день встречи Божественного Утешителя с алчущей и жаждущей утешения человеческой душой, торжественно празднует Святая Церковь.
В Сионской Горнице были апостолы… «Бысть шум, якоже носиму дыханию бурну» – свидетельствует стихира церковная. В виде огненных языков сошел и почил над главами Христовых учеников Дух Истины и Утешения Божественного. Обрела наконец, душа человеческая, сущая по природе христианка, тот источник живой воды, по которому она тосковала и к которому стремилась, которого найти не могла.
«Приди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны», — стало молитвой почувствовавшей освобождение души.
«Стяжание Духа Святого Божьего», вот, в определении преподобного Серафима, идеал жизни христианина на земле. Молитва, бдение, пост, милостыня — все это только средства к приобретению божественной полноты бытия, к уготовлению души для встречи Утешителя.
Но слишком много преград стоит теперь, братие, между нами и духовным миром, чтобы не только взыскать, но иногда даже просто понять радость освящения. Осуетился мир… Слишком предался радостям и печалям житейским. Заглушили они в нем глаголы жизни вечной.
И в день сошествия Святого Духа на апостолов напоминает нам Святая Церковь о забытом нами утешении, призывает нас взыскать богатство духа, нами утраченное, почувствовать мир и его неправду. Взыскать Бога и Его правду — зовет она нас. За пределом нашего обыденного мира открывается мир Христовой благодати. Труден и тернист путь, лежащий между этими двумя мирами.
Но только там, в царстве Христовой Благодати, подлинное отечество каждого из нас.
Господи, иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас молящих ти ся.

|