Священномученик Фаддей (Успенский),
архиепископ Тверской
Вчера, братие, еще раз внимали мы призыву святой Церкви к покаянию, слушая в последний раз песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!», и изображению в церковных песнопениях высочайшего покаянного подвига преподобной Марии Египетской. Но как внимали? Некоторые с легкомыслием, иные даже как бы с осмеянием, немногие, по-видимому, так, как хотела бы сама святая Церковь.
Что же? Неужели время для покаяния уже прошло? Неужели люди нынешнего времени во всем правы пред Богом и не имеют нужды в покаянии? Неужели нынешние христиане исполнили все свои обязанности по отношению к Христу, своему Искупителю? Увы! Быть может, не потому ли прошло для многих время покаяния, что настало уже для них время суда, что сделались они неспособными внимать внушениям благодати Божией, непрестанно обращающей к ним призыв: «Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже (сыны Израилевы) в прогневании (Бога), во дни искушения (Его) в пустыни» (Евр. 3: 78; Пс. 94:78)?
И подлинно, не наступает ли время суда для современного мира, который в лице многих людей ниспровергает теперь открыто все заповеди Божии? Так, одна из заповедей запрещает самое страшное преступление — человекоубийство; ныне же многие люди считают вполне дозволительным и достойным похвалы делом убийство людей, им ненавистных, принадлежащих к иной партии; и вот они запятнали лице земли множеством зверских и жестоких убийств, в том числе, может быть, убийств людей, святых пред Богом, по слову тайнозрителя, упоили землю кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых Откр. 17:6). Другая заповедь говорит: «Не прелюбы сотвори»; люди же нынешнего времени все более и более стремятся разорвать узы установленного Богом брака, ограждающего целомудрие, проповедуют, даже устами подростков, совершенно свободную любовь, забывая слова Христовы: Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их
… что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:46). Еще иная заповедь говорит: «Не укради», люди же нынешнего времени постоянно занимаются воровством, грабежами, казнокрадством, считая это делом вполне правым и дозволительным, лишь бы совершалось оно во имя так называемого освободительного движения (не бюрократами, а революционерами и им подобными людьми). Затем заповедь говорит: «Не лжесвидетельствуй», люди же настоящего времени непрестанно (в газетах и прокламациях) пятнают злонамеренной клеветой людей честных, держащихся иных убеждений. Еще одна заповедь запрещает желать чужого, а люди нынешнего времени не только желают, но и отнимают чужое: обладающие меньшими правами непрестанно завидуют и отнимают права у высших, бедные завидуют и отнимают достояние у богатых. Заповедью внушается почитать родителей; но нынешним ли, исполненным чрезмерной гордости людям говорить о почтении к родителям? «За что почитать их?» слышим возгласы отовсюду. «Сердца детей» не только не «обращены к отцам» (Мал. 4:6) в наши дни, но скорее отвратились от отцов и матерей, так как слезы их перестали трогать многих детей.
Если так пренебрегается и сознательно отвергается людьми нынешнего века заповедь о любви к ближним, то что сказать о заповедях, напоминающих о долге любви к Богу? Об этой любви многие люди не только забыли, но дошли до крайнего богохульства: вместо того, чтобы воссылать Богу словами песни хваления, они (например, социал-демократы) оскверняют уста свои пением песен, содержащих проклятие Богу: «Проклятие Богу, пред Кем мы с мольбою склоняемся в холод и голод зимою: напрасно мы ждали, надежды полны; Он нас обманул, одурачены мы» («Церковный голос», 1906 г. № 9, с. 267). Чем отличаются подобные люди от людей последних времен, которые, по слову тайнозрителя, будут «хулить Бога небесного», призывающего их «раскаяться в делах своих» (Откр. 16:9-11)?
Если люди так дерзновенно попрали все заповеди ветхозаветные, Моисеевы, данные жестокосердому Израилю, то могут ли они исполнить заповеди Христовы, высшие? Если они нарушают непрестанно заповедь: «Не убий», то как исполнят заповедь Христову, чтобы не иметь совершенно и в сердце гнева на ближнего, не произносить о нем укоризненных слов? Если они считают за ничто нарушать заповедь о целомудрии самым делом, то как могут соблюсти заповедь Христову о том, чтобы избегать прелюбодеяния посредством взоров и даже мысленного? Если они постоянно крадут и грабят чужое, то могут ли отдавать безропотно свое обидчику? Если не считают гнусною клевету, то как будут благословлять даже врагов своих (Мф. 5:21-44)?
Итак, великую нужду в покаянии пред Богом имеет современный мир, так как многие совершенно уже отреклись от Христа или, называясь именем христиан, чтут Христа одними устами, а не от искреннего сердца. Конечно, многие скажут, что они далеки от изображенного выше попрания заповедей Божиих, но ведь многие ли неповинны в том, что они совершенно не восприняли тех противных Христу настроений и идей, которые создали вышеозначенные беспорядки в общественной жизни? Посему: «Скорее с покаянием к Богу! – скажем словами одного современного известного проповедника отца Иоанна Кронштадтского. – Скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!» Не дадим, братие, совершенно угаснуть в сердце нашем ослабевшей вере во Христа и любви к Нему, преданности уставам святой Церкви Его! Не дадим увеличиться ожесточению сердец наших! Убоимся суда Божия, знамения которого слишком явные даны нам и в бедствиях нашего отечества! Потщимся избегнуть участи вспоминаемого ныне в песнопениях церковных богача, по причине сластолюбия и чрезмерной привязанности к утехам земной жизни лишившегося возлежания на лоне Авраамовом, обещанного праведникам, над чем легкомысленно смеются многие люди и теперь, во время своей «более властолюбивой, нежели боголюбивой», земной жизни (2Тим. 3:4). Аминь.
Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 19 марта 1906 года.
(ОЕВ. 1906. № 7. С. 276–278.)
Житие преподобной Марии Египетской, ныне вспоминаемой святой Церковью, вероятно, большинству из вас известно. Вы знаете, что она была великой грешницей, блудницей, увлекшей в сети беззакония весьма многих. Знаете, как потом она, не будучи допущена к поклонению древу Животворящего Креста Христова вместе с прочими, раскаялась и удалилась в пустыню, где подвизалась 47 лет в посте, молитве и борьбе со страстями своими, – как она подвигами своими настолько победила страсти плоти, что уподобилась бестелесным Ангелам, во время молитвы своей возносилась от земли и легко переходила Иордан стопами своими.
Для чего же, подумает, быть может, кто-либо из вас, нам, столь еще юным и не знающим глубины страстей, напоминается о той, которая была великой грешницей, «в бездне зол погружаемою»? (Канон прп. Марии Египетской).
Для того, во-первых, чтобы никто не относился легкомысленно к грехам, которые совершаются в юности. А между тем большинство людей на грехи юности смотрят слишком легко, как на невинные, даже милые забавы, которые не оставят потом в душе никакого следа. Как глубоко заблуждаются эти люди! Вспомним, что ведь Мария на 12-м году жизни ушла из дома родителей в Александрию, чтобы предаться греховной жизни. А источником скольких бедствий послужили для нее эти грехи, которым начало положено было в юности! Как мучили ее в пустыне воспоминания об удовольствиях прежней греховной жизни, как в изнеможении от борьбы со страстями она падала на землю и целые дни лежала без чувств, как испытывала от этой борьбы еще на земле как бы муки ада, будучи опаляема огнем страстей, разгоравшемся в ее сердце, и совне терпя то холод, то зной в пустыне! Совершенно напрасно думают, что не юность, а старость – время, наиболее удобное для борьбы со страстями. Юность – возраст, в котором особенно часто определяется вся последующая жизнь или в сторону добра, или в сторону зла. Вот что говорит об этом возрасте святой Иоанн Богослов: «Пишу вам, юноши, потому что вы сильны и победили лукавого» (1Ин. 2:13-14), то есть сильны для борьбы со страстями и их виновником – диаволом и наиболее удобно можете побеждать их.
Люди, считающие маловажным грехи юности, забывают, что грехи малые легко превращаются в великие. Грех начинается с помысла, иногда совершенно невольно возникающего в душе, затем, если помысл не будет тотчас отогнан, является внимание к нему ума, еще далее услаждение сердца, далее решение воли и самое дело: из греховных дел рождаются страсти, которые, укрепляясь от повторения, становятся неодолимыми. Отсюда понятно, что как искру нужно гасить вначале, пока она не зажгла какое-либо горючее вещество и не воспламенила пожара, так и борьбу с грехом нужно начинать с первой ступени, с изгнания греховных помыслов из души. Особенно нужно это сказать о страсти, которой поработила себя Мария, страсти наиболее сильной и неодолимой. В какую бездну погибели ввергает эта страсть, если вовремя не начать вести с нею борьбу! Отсюда падения, отсюда муки и терзания душевные, отсюда взаимная ненависть и вражда, доходящая до убийства, отсюда измены, расстройство семей, гибель детей!..
Правда, вы возрастаете здесь под сенью святой Церкви и предохранены в какой-то мере от опасности впасть в страсти, которым предана была Мария, но ведь освящение душ наших Церковью не может совершаться против нашей воли – необходимо, чтобы любовь к Церкви столь же глубоко укоренилась в душе нашей, сколь глубоко укоренились в душе Марии страсти. Не тот проникнут духом церковности, кто лишь приходит в храм, иногда лишь по привычке и как бы против воли, но тот, кто, хотя бы и не бывая в храме, подобно преподобной Марии столь же глубоко, как и она, внедрил Христа в свое сердце, кто со столькими же слезами и воздыханиями, как и она, исторгнул из души своей боровшие ее страсти.
Исторгши великими подвигами из бездны погибели и направивши на путь спасения свою собственную душу, преподобная Мария сделалась образом покаяния для всех родов. Вот указание того образа, каким люди должны подготовляться к учительству других. Желающих сделаться учителями других всегда было много, весьма много их и из среды женщин, из которых одни хотят сделаться носительцами и распространительницами света Христова, другие же – распространять в народе и обществе идеи и понятия века сего. Первые уподобляются тем женам, которые в первое время христианства совершали служение апостольское, помогая апостолам. Но пусть желающие учить других и апостольствовать не забывают и того, как преподобная Мария соделалась образцом покаяния для народов, как апостолы, также не без подвигов, сделались распространителями света Христова на земле: За Тебя (Христа), – говорили они о себе, – умерщвляют нас всякий день (Рим. 8:36), усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор. 9:27). Без этого подвига желающие учить других женщины легко могут явиться в числе тех, которых апостол назвал «водимыми различными похотями, всегда учащимися и никогда не могущими дойти до познания истины» (2Тим. 3:6-7).
Да будет же памятен нам образ преподобной и да сделается воспоминание о нем источником всегдашнего назидания для нас! Да сделает это воспоминание более чувствительным наше сердце к грехам малым, превращающимся вследствие нерадения в великие; да не утрачивается эта чувствительность совести особенно в вашем, женском сердце, которое от природы более чувствительно! Да возбудит нас воспоминание о подвигах преподобной, 47 лет подвизавшейся в пустыне, к упорной и терпеливой борьбе со страстями нашими, а если кому-либо случится впасть в какой-либо грех и сделаться рабом страсти, то да сохранит падших от отчаяния воспоминание о великом милосердии Божием, извлекшем из глубины погибели величайшую грешницу! Аминь.
Опубликовано в Приложении к № 8 Олонецких Епархиальных Ведомостей (ОЕВ), 1907 г.
Сегодня в Евангелии слышали мы о том, как незадолго до конца земной Своей жизни Господь начал предсказывать ученикам о страданиях Своих, о том, как осудят Его на смерть, поругаются над Ним, подвергнут биению, оплеваниям и убьют. И вот после этой беседы о страданиях подходят к Господу ученики Иаков и Иоанн, прося, чтобы Господь одного посадил по правую, другого – по левую сторону в Царствии Своем. Ученики были еще столь юны – не летами, а возрастом духовным, настолько еще несовершенны, что и при напоминании о страданиях Господа помышляли о радостях и почестях в Царстве Христовом. В то время как Господь грядет в Иерусалим на страдания, о чем и говорит ученикам, они помышляют лишь о скорейшем наступлении желанного времени, когда прекратится их безвестная для «мира» (Ин. 7:4) жизнь, странничество, полное лишений, неимение, где главу приклонить (Мф. 8:20), и наступит торжественное открытие Царства Христова на земле, они же будут князьями и владыками в этом Царстве. И вот Господь говорит им, что не о почестях и радостях земных должны они помышлять, а о том, чтобы испить чашу страданий вместе со Христом, креститься крещением Его, то есть претерпеть гонения, преследования и все скорби, ожидающие апостолов при распространении Евангелия на земле и вообще в жизни. Не о владычестве над людьми должны они думать, а о том, чтобы послужить спасению многих, как и Сам Господь не искал служения Себе со стороны людей или славы человеческой, но во все время земной жизни служил людям, непрестанно благотворя им, исцеляя болезни их, не имея времени иногда даже для принятия пищи и покоя.
Это чтение евангельское имеет ближайшее отношение и к вам, юные питомицы духовного училища. В юности человеку свойственно иметь розовые мечты о будущей жизни, особенно мечтать о радостях и счастье свободной, лучшей жизни по выходе из школы. Вы не приучены, конечно, мечтать о богатстве и почете в последующей жизни, но все же человеку в юном возрасте кажется обыкновенно, что его ожидает по крайней мере довольство, любовь людей, блага и радости земной жизни в достаточной хотя бы мере. Даже если представляет он себя попавшим в самые тяжелые условия, например заброшенным в самый глухой и дикий край, то все-таки представляет себя на какой-то высоте, рисует в своем воображении картины общей любви к себе народа, почитания с его стороны и т.п. Однако, как бы ни были естественны подобные мечты, они, в сущности, ведь ничем не отличаются от странной просьбы апостолов Иакова и Иоанна, с какою обратились они к Господу в виду Его страданий. Поэтому как апостолам, имевшим незрелые мечты о радостях и почестях земных, Господь напоминал о чаше страданий, так и вам, мечты которых еще столь юны, полезно вспомнить о чаше скорбей жизни, какую придется испить некоторым по выходе из школы. Ведь и большинство из вас должно будет по вступлении в жизнь начать служение народу, как служить спасению народов призваны были апостолы. Но что значит служить народу? Для этого нужно прежде всего узнать народ, его бедность и духовную нищету, затем снизойти к нему, сродниться с ним и полюбить его во всей его черноте, бедности, темноте, иногда жесткости, грубости и порочности. Вот чаша горечи, которую необходимо испить ради служения народу. Время ли тем, кому в удел достанется пить эту чашу, думать лишь о собственных радостях земных? Да и возможно ли это для тех, кто будет заброшен в темный угол, куда едва достигает луч света, где приходится почти прервать общение с людьми просвещенными?
Однако не унывайте и не падайте духом, представляя себе подобную картину трудовой, по видимости совсем безрадостной, как бы беспросветной жизни. Ведь и здесь, в стенах духовного училища, воспитывались вы не для жизни праздной, веселой, роскошной, какая сделала богача евангельского жестоким и немилостивым к бедному Лазарю, но для жизни трудовой, далеко не похожей на широкие пути жизни светской с суетным весельем ее; не веселяся на вся дни светло (Лк. 16:19) воспитывались вы и в семьях своих, а среди лишений и трудностей всякого рода. Кроме того, пусть не будет наполнена жизнь многих из вас обычными, в сущности обыкновенно пустыми светскими радостями, зато разве не представляет источника высокого утешения сознание того, какое великое дело призваны вы будете совершать? Ведь вы будете воспитательницами народа для лучшей жизни, труженицами на благо народа, столь заброшенного мнимыми радетелями о благе его, потому что, хотя очень многие говорят о служении народу, слова их очень редко и в самой лишь малой степени обыкновенно приходят в осуществление. Вы же, выйдя из народа, станете действительно лицом к лицу с его нуждами и должны будете не писать книги лишь, а самым делом служить народу. Вы явитесь истинными ученицами Христовыми, исполняющими на деле великую заповедь Христову о том, чтобы полагать душу свою за други своя, — соучастницами служения апостольского, подобно Прискилле, Мариам, Персиде и другим женам благовестницам, о которых с такою любовью и похвалой отзывается святой апостол Павел за их соучастие в проповеди Евангелия (Рим. 16). Подобной похвалы достойны будете и вы, если, живя среди народа темного и грубого, служа его благу, извлечете, по слову пророка, «драгоценное из ничтожного»; вы будете пред лицом Господа, как «Его уста» (Иер. 15:19).
Отгоните же от себя уныние, являющееся при мысли, что придется вам жизнь свою посвятить на такое служение, пить чашу не одних радостей, о которых свойственно мечтать в годы юности, но и чашу горечей жизни! Да будут далеки от вас мысли о будущем служении народу как тяжелом ярме, чтобы не стать вам в ряды людей, которые несут свое служение лишь подневольно, воздыхая сердцем о более полной утехами и радостями жизни, питая в сердце горькую зависть к более богатым и знатным своим сверстницам! Пусть мысли о том, сколь велико служение ваше народу, будут светлым лучом для вас и в настоящей скромной, трудовой, небогатой пустыми, светскими утехами и радостями жизни, каких жаждут люди, особенно в годы юности! Пусть будет источником воодушевления для вас в ваших трудах и как бы окрыляет их сознание того, что очень кратки годы вашего подготовления к служению народу и как много в эти годы нужно вам сделать! Пусть явится источником бодрости и радости вера в то, что чем более забудете себя и отдадите все силы свои и способности на служение народу, тем большую любовь народа и учащихся детей вы встретите! Чем более любит мать детей своих, тем более забывает она об утехах юности. И вы, чем более забудете о радостях и утехах пустой светской жизни, тем большую найдете полноту высших радостей в любви народа, благу которого себя посвятите. Аминь.
Произнесено в церкви епархиального женского училища в г. Петрозаводске 30 марта 1908 года.
(Приложение к № 8 неофиц. отд. ОЕВ. 1908. С. 12.)
Источник: Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Творения.
Книга 1. Проповеди.— Тверь: «Булат».– 2002 г.
См. также:
|