ИгуменНектарий(Морозов)
Мы всетакилииначечего-топросимуБога.Просимпо-разномуивразныхслучаях.Просим,когдаоказываемсявкаких-тосложныхжизненныхситуацияхиобстоятельствах,когданампомощьБожияособеннонужна;иногдапросимуБогачто-то,оказавшисьвтакомположении,когда,кромеНего,намипомочь-тониктонеможет;поройпросимЕгоочем-то,когдадолжныбылибычто-тосделатьсами,ноделатьэтогонехочется.Иконечно,каждыйдень,еслимычитаемутренниеивечерниемолитвы,еслимыходимвхрам,мыпросимосамомважном–просимотом,чтобыГосподьнаспомиловал,спас,просимотом,чтобыдалнамвсепотребноедлянашейземнойжизниидлянашеговечногоблагобытия.
Когдачеловекчего-тождетотБога,то,во-первых,исполнениеэтогопрошениябываеточеньважнымсамопосебе,аво-вторых,этооченьзначимодлянас,какоткликнанашимолитвы,каксвидетельствоотом,чтоБогдействительноесть,чтоОнслышитнас,чтоОнмилосердипоСвоемумилосердиюилюбвинашипрошенияисполняет.Ивместестемпрактическипостоянноприходитсяслышатьвопрос:почемуямолюсь,ноГосподьнеисполняетмоихпросьб?ПочемуямолюсьиГосподькакбынеслышитменя?Вотобэтомяихотелбынемногопоговорить.
Во-первых,наверное,преждечемсудитьотом,слышитлинасГосподьилиженеслышитимилосердОнилиженемилосердиз-затого,чтонеисполняетнашихпросьб,нужнобываетразобраться:адействительнолимыпросимто,чтонамполезно,чтонамнеобходимо,чтопослужиткоблагуинепричинитвреда?Частобываеттак,чтомы«вымаливаем»уБогачто-либопострасти,понеразумиюиприэтомхотим,чтобыГосподьисполнилнашумолитвувочтобытонистало.Конечно,человекцерковный,имеющийопределенныйопытхристианскойжизни,скореевсего,небудетпроситьотом,чтонапрямуюгреховноивредно.Небудеттребовать,чтобыГосподькому-тозанегоотомстил,небудетискатьтого,чтобыГосподьпомогемуудовлетворитькакую-топостыднуюстрасть;небудетмолитьсяотом,чтоявляетсяпроявлениемкорыстолюбия,сребролюбия,тщеславия.ИтемнеменеедажееслипороймыпросимуБогаовещахкаких-то,напервыйвзгляд,богоугодных,тонужновсегдапоразмыслить:аточнолиэтовнастоящиймоментполезнонам?
Пороймыпросимотом,чтобыГосподьдалнамвозможностьжитьспокойно,бесскорбноипредаватьсяподвигамхристианскогоблагочестиябезпомех–чтобынамнемешаливэтомнинашиблизкие,нинашиближние,никакие-тообстоятельстванашейжизни,ниработа.ИГосподьнамэтогонедает,аеслимыпопытаемсяуразуметьпочему,топоймем,чтокакразвсето,чтокажетсяпомехой,ивыявляетнекоенамерение,стремлениенашегосердца:действительнолимытакхотимтого,чемуоно«мешает»?Иеслихотим,товсеэтипомехиудастсяпреодолеть.Акрометого,свойствопомехтаково,чтопосредствомпреодолениямыстяжеваемопыт,приобретаемхристианскоемужествоистановимсяискуснымивдуховнойжизни.ЕслибыГосподьСамустранялтепомехи,которыеестьнанашемпути,точтобытогдаоставалосьделатьнам?Получать«готовоеспасение»?Ноонотаковымнебывает,потомучтонадовсейсвоейжизньюдоказать,чтомыегодействительноищем,жаждем.Этоспасениедолжностатьдлянаскакбы«родным»,«нашим».Идлякого-тоонодействительностановитсяродным,адлякого-тотакиостаетсячем-точужим.
Нуиконечно,то,чтомыпоройвоспринимаемкакпомехи,нередкоявляетсятем,мимочегоГосподьнехотелбы,чтобымыпроходили.Так,например,«помехами»мыоченьчастосчитаемлюдей–людей,которыеочем-топросят,людей,которыеочем-тоговорят,людей,которыетребуютвниманияксебе,нонасамомделенашеспасениечерезэтихлюдейисовершается.Вотлишьодинизраспространенныхпримеровтого,из-зачегоГосподьможетнеоткликатьсянанашимолитвы.Итакихвещейнасамомделеоченьмного,вещей,которыхмыждемотБогаикоторыенамвданныймоментнасамомделененужныилидажепротивопоказаны.Ипоэтомупросить-то,можетбыть,инадо,новместестемнадоБогудоверятьинадеятьсянато,чтоЕгомудростьилюбовьпомогутизбратьто,чтонамдействительнополезно,инедатьнамтого,чтовредно.
Бываетипо-другому.Бываеттак,чтомыпросимотом,чтонамдействительнонеобходимо–отомнасущном,безчегонеобойтись.Иопять-такиГосподьпочему-тонас«неслышит»ипочему-тонамэтогонедает.Втакомслучаевсегдабываетнеобходимопроверитьрасположениесердца,скоторыммымолитвуБогувозносим.Вот,например,говоритпреподобныйИсаакСиринотом,чтомолитвазлопамятногоподобнасеяниюнакамне.Идействительно,есличеловекзлопамятен,еслидержитнакого-тообиду,неговоряужотом,чтожелаеткому-тозла,тосколькобыоннимолился–дажееслионмолитьсябудетчасами,днями,ночами,суткаминапролет,–никакойпользыэтамолитваприноситьнебудет,ичеловектольколишь,какговорят,преуспеетнагоршее:пребываявтакоймолитвеинепонимая,чтомеждунимиБогомстоитегожеланиезладругомучеловеку,онбудетожесточатьсяиприходитьвещехудшеесостояние.
Нонетолькозлопамятность,аивсякаядругаястрасть,скоторойхристианиннехочетбороться,которуюонлюбит,которуюонпринимает,которуюоннеотвергаетинеотторгаетотсердца,тожевстаетмеждунимиБогом,какстена,когдаонприступаеткмолитве.Однодело,когдамымолимсясосознаниемсвоегострастногосостояния,когдакто-тоизнасговорит:«Господи,японимаю,чтогрешенивэтом,ивтом,ипрошуТебя,чтобыТымнепомогсэтимигрехамисправиться,но,помимоэтого,прошуещеиотом,чеготребуетвэтотмоментмоесердце».Другоедело,когдамыоставляемвсе,чтоСамБогсчитаетпервостепенным,тоестьборьбусострастями,ипросимочем-то,чтобеспокоитнас,забываяотом,чтовнашейжизни,скажемтак,беспокоитБога.Втакомслучаемолитванашатожеоченьчастоостаетсябезответа.Естьиещеоднапричина,почемуГосподьнеисполняетнашихпрошений.Ноздесь,наверное,нужноговоритьименноотехслучаях,когдамымолимсяочем-то,хотяинужном,нотемнеменеежитейском.Просимотом,чтобыГосподьисцелилболезнь,помогнамвкаких-тосемейныхилирабочихобстоятельствах.Поройбываеттак,чтоодниверующиелюдиобэтомпросяткакочем-тосамособойразумеющемся,адругиелюди,такжецерковнойжизньюживущие,говорят:анадолиуБогаобэтомпросить?Ведьэтоженечто-тонеобходимоедлянашегоспасенияи,наверное,нужнопростостаратьсяприобрестито,вчеммынуждаемся,справитьсястем,счемнужносправиться,избавитьсяоттого,отчегонужноизбавиться,еслиречьидетокаких-тожитейскихвопросах.ИнебеспокоитьпоэтомуповодуБога.Какправильноздесьрассудить?ПреподобныйИсаакСиринговорит,чтонашамолитвадолжнабытьсообразнаснашейжизнью.Еслинасчто-тобеспокоит,тоэточто-то,насбеспокоящее,обязательнодолжнообращатьсявповоддлямолитвы.Еслимыможемочем-тонебеспокоиться–например,еслимыболеемисовершеннопоэтомуповодунепереживаем,–наверное,можнообэтомнемолиться,апростопоблагодаритьБогазато,чтоОннамэтуболезньпослал.Еслимыживемвнищетеитожесовершеннопоэтомуповодунепереживаем,–наверное,можнонемолитьсяотом,чтобыГосподьпослалнамработуиликого-то,ктобынампомог.Ночащебываетиначе.Мысталкиваемсяскаким-тожитейскимиспытаниемиприходимивсмятение,ивсостояниескорби,печали.Аразтак,то,значит,обязательноБогупомолитьсянадо.
Ивотбываеттак,чточеловекусердномолится,апомощьнеприходитиничеговжизнинеменяется.Иопять-такизадаетонвопрос:«Господи,гдеТыипочемуТынеотвечаешьнамоюмолитву?Илихужеявсехлюдей?».Оттакоймыслихристианинприходитпоройвсостояниенесмирения,ауныния.Апоройиещекакие-то,худшиемыслизакрадываютсявсердцечеловека.Апричинанеисполненияпрошенияздесьчастобываетоднаитаже:Господьнедаетпросимого,чтобынеуподобилисьмытемсамымпрокаженным,которые,будучиочищенными,тотчасжерадостноудалилисьпосвоимделаминевозвратились,чтобыпоблагодарить.Господьзаранеезнаетнашунеблагодарность,нашулегкомысленностьиведает,чтомы,получивпросимое,тотчасжеотНегоотойдемвсторонуили,покрайнеймере,уженебудеммолитьсястольжеусердно.ИвотзаэтунашупотенциальнуюнеблагодарностьГосподьоставляетнаспребыватьвсостояниипрошения,потомучтосамаэтамолитва–молитвапрошения–уженашейдушеопределеннуюпользуприносит.Ивместестемстрашныйвреднаммоглобыпричинитьнеблагодарноеоставлениемолитвыпослеисполненияпросимого.ТотжепреподобныйИсаакСиринговоритотом,чтонеттакогодара,которыйГосподьбыдалчеловекуикоторыйосталсябыпотомнеумноженным,крометогодара,закоторыйчеловекбываетнеблагодарен.Господьготовнетолькодавать,ноидаватьгораздобольше,чемдалоднажды,ноеслимыЕгонеблагодаримзато,чтоОндал,торукаБожиякакбызакрываетсяимыуженичегонеполучаем,чтобыэтополученноенамнеобратилосьвосуждение.Ипоэтому,когдамыочем-топросим,вчемиспытываемпотребностьпо-житейски,надообязательноиспытатьсвоесердцеиспроситьсебя:абудулияБогублагодарен,когдаОнмнедастто,вчемясейчастакнуждаюсь?Иеслимынеможемсебедатьоднозначныйответ,то,наверное,можнопроверитьсебяещетак:абываюлияблагодаренвтакихслучаяхлюдям?Ведьчеловек,которыйумеетбытьблагодарнымлюдям,скореевсегобудетблагодарениБогу.Инаоборот,человек,которыйбываетнеблагодарнымпоотношениюктемлюдям,которыедлянегоделаютчто-тоблагое,иБогубудетточнотакженеблагодарен.
Еслиговоритьотехутреннихивечернихмолитвах,которыемычитаемкаждыйдень,иотехпрошениях,скоторымимывнихобращаемсякБогу,тонасамомделе,наверное,нужноудивитьсявотчему.Мыпросим,читаяежедневноеправило,овещахсамыхважных,самыхвеликих–отом,очемпросилиБогасвятительИоаннЗлатоуст,святительВасилийВеликий,преподобныйМакарийЕгипетскийидругиевеликиесвятые,потомучтомолимсяихсловами.Понятно,чтоочем-топустом,суетномонипроситьнемоглиимолилисьоспасениииотехдобродетелях,которыедляспасениячеловекупотребны.Ивозникаетвопрос:почемумыкаждыйденьобэтомпросим,ноунасникакто,очеммыпросим,непоявляется?Ведьсовершенноочевидно,чтосвятые,которымэтимолитвыпринадлежат,просимоеотБогавконцеконцовполучили–стяжалиэтидобродетелинетолькосвоимитрудами,ноипоблагодатиипомилостиБожией.ОченьхорошоговорилобэтомвсвоихпоученияхсвятойправедныйИоаннКронштадтский.Онспрашивал:еслитымолишьсяБогу,ноприэтомсамогосебянеслышишь,тоимеешьлитыправонадеятьсянато,чтотебяуслышитГосподь?По-другомуможнобылобысказать,чтонаша«неуслышанность»вмолитвеимеетсвоипричинывтом,чтомысаминепонимаеминеберемнасебятрудпонять,насколькодействительнонуждаемсявтехдуховныхдарах,которыеуБогавутреннихивечернихмолитвахиспрашиваем.
Нуи,наверное,оченьважносказатьотомглавномправиле,котороенужноиметьввиду,когдамывообщекмолитвеБогуприступаем.ПреподобныйМиосКиликийскийговорил,чтопослушаниедаетсязапослушание:Богслушаеттех,ктослушаетсяЕго.Вот,всущности,самыйглавныйответ.Нашажизнь,далекаянетолькоотдухаевангельского,нодажеотстремленияследоватьнаделеевангельскимзаповедям,бываетсамымвеликимпрепятствиемктому,чтобыБогнашимолитвыисполнил.Инаоборот,еслижизньчеловекавсецелопосвященатому,чтобызаповедиБожииздесь,наземле,исполнить,тоГосподьвсюжизньтакогочеловекапростопревращаетвчудо,потомучтоосуществляетвсе,чтотолькооннипопросит.Вотзнаете,родители,которыевидят,чтоихребеноквседелает,чтобыимугодить,–иучитсязамечательно,иубираетсядома,иследитзасобой,–какправило,насвоегоребенканенарадуютсяиготовыбываютемусделатьлюбойподарок,окоторомонпопросит,аможетбыть,дажеинепопросит,аонисамидогадаются,чтоемуэтонужно.Почему?Потому,чтоонинебоятсяегоиспортитьихотятхотьчем-товознаградитьегоусердие.Такбываетиснами:Господьневознаграждаетлибопотому,чтонечеговознаграждать,либопотому,чтоэтопослужиткнашемувреду,анекнашейпользе. Нуиеще,наверное,нужнораззаразомсамимсебеидругимнапоминатьтакуюпростуюистину.Когдамычто-тоуБогапросим,никогданенадоусиливатьсячто-товыпросить.Кроме,пожалуй,однойситуации:когдамыпросимопрощениииспасениинасинашихближних.Вэтоймолитвеможноиколенистереть,исердцесокрушить,иничегонебудетлишним.Вовсехостальныхслучаях,когдамыпросимочем-либо,обязательнонужнодобавлятьтеслова,которыедобавлялвсвоеймолитвеСамГосподь:впрочемнекакЯхочу,нокакТы(Мф.26:39).Этонастолькодолжносоединитьсясдухомнашеймолитвы,чтобымымоглипоройэтисловаинепроизносить,нооникакбысамисобойподразумевались.И,какнистранно,именноэтооставлениеисполнениянашеймолитвынаусмотрениеБожие–нашотказоттого,чтобынастаиватьнатом,чтомыхотелибыдлясебяпопросить,являетсязачастуюзалогомтого,чтоГосподьнашумолитвуисполнит.Впрочем,исполнит,возможно,совсемнетак,какмытогоожидали.Мыпросим,еслиперефразироватьевангельскиеслова,нерыбу,азмею–Господьжедаетнамрыбу,просиммыкамень–Ондаетнамхлеб.Анасамомделемыпостояннопросимизмею,икамней,иещечто-тоболеевредноедлясебя,ноеслиговоримприэтом:«Господи,некакяхочу,нокакТыхочешь»,тоГосподьдаетнамто,вчеммынасамомделенуждаемся.
Вопросыпослебеседы ?Ужевдвухдуховныхкнигахявстретилатакойсовет:когдамолишьсясам,нужнодатьвозможностьБогусказатьчто-тотебе,тоесть,какяпонимаю,нетолькоговоритьводнусторону,акак-тослышатьиответотНего.Какпрактическиэтогодостичь?Медленнеемолитьсяиличтоделать?
—Ядумаю,чтоздесь,скореевсего,идетречьотомсовете,которыйдалмитрополитАнтонийСурожскийоднойстароймонахинеикоторыйзатемцитировалсямногимиавторами.Ноделовтом,чтоэтотсовет,неправильнопонимаемый,многимлюдямприноситсущественныйдуховныйвред,потомучточеловек,следуяему,подчаснепростостараетсядатьвсвоейдушедействоватьиговоритьБогу,аначинаетнетерпеливождатьнекоегоответа.Акогдачеловекчто-топодобноесильнождет,то,какправило,приходитврагидаетемуто,чтоонждет,авернее,то,чточеловекпринимаетзаожидаемое.Итакимобразомнетруднообмануться.
Этогоответаждатьненадо,простовмолитведолжнобытькакможноменьшечеловеческого«я».ГосподьнаполняетСобоювсе,крометогоместа,котороезанимаетчеловек:ничтовмире–нирастения,ниживотные,нинеживаяприрода–неможет«выталкивать»изсебяБога,ачеловекможет.ТольковчеловекеГосподьпостоянновстречаетсопротивление.Закаждымвсенощнымбдениеммыслышимвозглас:«Якосвятеси,Боженаш,ивосвятыхпочиваеши».Чтозначатэтислова:«восвятыхпочиваеши»?То,чтоГосподьможеткакбыотдохнутьвсердцахсвятых,потомучтосвятыесНимнеборются.АмыпостоянносБогомборемся.Икогдагордыйистрастныйчеловеквстаетнамолитвуиочем-топроситБога,тоонвовсемэтомимеетнастолькомногосамогосебя,чтоэтамассатребованийиусловийнеоставляетБогуместавегожизниивегомолитве.ЕслижемыоставляемБогуместовнасдействовать,еслидействительнохотимпоступитьтак,какжелаеттогоГосподь,тоответпоследует–невэтотмоментчто-тобудетсказаноилиоткрыто,авсяпоследующаяжизньбудетответомнаэтумолитву.
ЕслижеговоритьосоветемитрополитаАнтония,тоондавалэтотсоветпожилоймонахине,котораястараласьнемолитьсяпостоянноИисусовоймолитвой,аименнотвердитьее.Ионпонял,чтоонанастольконадеяласьначастотуповторенияэтоймолитвы,насвоеусердиевнейиприлагаластолькосил,чтобытвердитьеебезостановочно,что,судяповсему,молитвакактаковаясовершенноотэтогоушла.Онауженебылатемпокаяннымделанием,которымпосуществудолжнаявляться.Ионсказалчто-товроде:остановисьидайБогукак-тодействовать,анетолькосамавсевремячто-тоделай.Икогдаонаизэтогокруга,вкотором,какбелкавколесе,крутилась,намгновениевышла,тоееусердиеиревность,которые,безусловно,имелиместо,исталиоснованиемтого,чтобыГосподьдействительноеесердцеуспокоил.Аесливзятьсейчас«человекасулицы»,которыйоБогедаженедумает,идатьемусовет,которыйдалмитрополитАнтонийэтойженщине–воттысядьвкресло,ниочемнедумай,итыуслышишьответотБогавсвоемсердце,–янезнаю,чтоуслышитчеловек.Онапотомуиуслышала,чтоонавсевремяЕгоискала,нонезнала,чтодляэтогонужноупразднитьсяотсамойсебяхотябынамгновение. ?Еслимолишьсяивдругзазвонилтелефон,точтоделать?
—Лучшевсего,какпоказываетопыт,вбольшинствеслучаеввыключатьтелефон,начинаямолиться,тоестьсделатьтак,чтобыэтотвыборпростопереднаминестоял.Бываютисключения:допустим,еслимызнаем,чтоунасестькто-тоизнашихродныхиблизких,ктотяжелоболенивлюбоймоментможетнампозвонитьипопроситьопомощи.Да,наверное,тогдаможнотелефоннеотключать.Еслимызанятыкаким-тоделом–поцерковномупослушанию,наработе,подолгу–иунасвыдалосьвремяпомолиться,номызнаем,чтонасвлюбоймоментмогутпотребоватьвернутьсякделу,тода,тоженадобытьготовымпрерватьмолитвуиподойтиктелефону,потомучтомымолимся,воспользовавшисьэтимсвободнымвременем.Еслижемыдомаиничтонаснесвязывает,тонадоотключатьтелефонимолитьсябезоглядкинанего. ?Аеслинетелефонзвонит,акто-тоизблизкихзоветвэтотмомент?
—Чтокасаетсяблизких…Есличто-тосблизкимчеловекомслучилосьвэтойквартире,то,конечно,надооставитьмолитвуиидтиемупомогать.Нонадосвоихблизкихнаучить,чтовэтовремяпростоненужновасбеспокоитьбездействительнойнужды,чтонужноотнестисьсуважениемктому,чтовашейдушенеобходимо,темболеечтовремямолитвынетакоеужпродолжительное:нетри,нечетыреинепятьчасовона,ксожалению,унасзанимает,агораздоменьше. ?Аесливовремямолитвыначинаешьвспоминатьсвоигрехи,токакбыть?
—Продолжатьмолитву,молясь,втомчисле,иопрощенииэтихгрехов.Бросатьсяитотчасзаписыватьих,чтобызатемисповедовать,ненадо.Ничегострашного:еслинамнапоминаетобэтихгрехахГосподь,тоОннапомнитипослемолитвы,тоестьнедастонихзабыть. ?Можнолислушатьмолитвываудиозаписи?Сейчасестьразнообразныедискисутреннимивечернимправилом,последованиемкоПричащению…
—Длякого,впервуюочередь,предназначеныэтиаудиозаписи?Впервуюочередь,длялюдейслепыхислабовидящих;ещедлялюдейнеграмотных(таких,правда,мало,ноимтожеподходиттакойвариант);длячеловека,которыйлежитвсостояниитяжелойболезнииневсилахподнятьсяипомолиться;нуи,наверное,длятехлюдей,которыенастолькорасслаблены,чтодлянихмолитва–эточто-тоневозможное,ислушаниемолитввпотенциалеможетпостепеннопривестиихкмолитвенапрактике,вреальности.Мнеприходилосьнеоднократновидетьлюдей,которыепервыйразприходиливхрамнаслужбупослетого,какпосмотрелипасхальноебогослужениепотелевизору,–итакое,конечно,бывает.Новпринципе,еслимынеслепые,небольныеинесовсемрасслабленные,то,конечно,надомолитьсясамим.Ислушаниемолитввэтомслучаенезаменяетсобственноймолитвы.Наверное,человек,желающийлучшеузнатьпсалмы,можетслушатьзаписьпсалмов–этовполнебудетуместно.Ноименносцельюознакомительной,аневместочтенияПсалтири.Поэтомулучшедлясебятрадиционныйспособмолитвыизбирать. ?Скажите,пожалуйста,есличеловеканезнаешь,апросятзанегомолиться,какэтоправильноделать?Трудно,когдапочтинеимеешьпредставления,окоммолишься…
—ПреподобныйВарсонофийВеликий,когдаемуподобныевопросызадавали,говорил,чтоненадобратьнасебяименнонекийподвигмолитвыонезнакомом,неизвестномнамчеловеке,адостаточнохотябыоднаждыобратитьсякБогуспрошениемотом,чтобыГосподьэтогочеловекапомиловал.Еслиженашажизньтакова,чтомычастомолимсяоразныхлюдях–иознакомых,ионезнакомых,иэтоужекакое-тосроднившеесяснашейжизньюзанятие,то,наверное,можномолитьсяиболеепостоянно,нотогдаивопростакойневозникнет.ПосуществужеВыисполнитепросьбуомолитве,еслипомолитесьхотябыоднажды. ?Вотуменятожевозникаетэтотвопрос:какмолиться?Проситкто-топомолитьсяобобщемзнакомом,азнаешь,чтознакомыйэтот,допустим,алкоголик,наркоман,экстрасенс.Нужнолибратьблагословениедлятого,чтобымолитьсяотакомчеловекеилижеможнонеспрашивать?
—Япрошупрощения,этосовершенноразныевещи–алкоголик,наркоманиэкстрасенс.Чтокасаетсянаркоманаилиалкоголика,тоеслиестьвозможностьзадатьвопрособэтомсвященнику,которомуисповедуешься,ивзятьблагословениенатакоймолитвенныйподвиг,радиэтогочеловекаподъемлемый,лучшеэтосделать.Единственное,чтонужновсегдаиметьввиду,–этокогдамыочеловеке,втакойбезднепребывающем,молимся,Господьможеткаким-тообразомпотребовать,чтобымызаэтумолитвувсвоейжизниответили,потомучтокогдамыпростомолимся,этоимеетоднусилу,акогдамыготовымолитьсязаэтогочеловека,невзираянатеилииныескорби,нанасобрушивающиеся,тогда,конечно,совершеннодругуюсилунашамолитваимеет.Ачтокасаетсямолитвызаэкстрасенсов,ядумаю,нестоитнасебятакоебрать,ивтомчиследаженестоитнаэтоспрашиватьблагословениясвященника,потомучто,какправило,ничегохорошегоизэтогонеполучается.Можнопростосказать:«Господи,спасиэтогочеловекаиотведиегоотэтогозаблуждения,аменя,грешного,помилуй».Нобратьнасебярегулярнуюмолитвуонемнестоит.
Источник: ИгуменНектарий(Морозов).ЧтомешаетнамбытьсБогом.ШколажизнивоХристедлясовременногочеловека».—М.:Никея.—2014.
См.также:
ИгуменНектарий(Морозов).Отом,чтомешаетнамбытьсБогом. ИгуменНектарий(Морозов).Отом,какзаботитьсяосвоейдуше. ИгуменНектарий(Морозов).Овхождениивцерковнуюжизнь. ИгуменНектарий(Морозов).Отом,почемуБогнеотвечаетнанашимолитвы. ИгуменНектарий(Морозов).ОпромыслеБожием. ИгуменНектарий(Морозов).Огрехе. ИгуменНектарий(Морозов).Опокаянномделании. ИгуменНектарий(Морозов).Огенеральнойисповеди. ИгуменНектарий(Морозов).Орассеянностивдуховнойжизни. ИгуменНектарий(Морозов).Овниманииксебе. ИгуменНектарий(Морозов).Опонуждениисебя. ИгуменНектарий(Морозов).Одействиилукавыхдухов. ИгуменНектарий(Морозов).Опосте. ИгуменНектарий(Морозов).Одуховномруководстве. ИгуменНектарий(Морозов).Охристианскомчтении. ИгуменНектарий(Морозов).Одружбе. ИгуменНектарий(Морозов).Острахе. ИгуменНектарий(Морозов).Омученичестве. ИгуменНектарий(Морозов).Оделахверы.
Прп.СилуанАфонский.Словоомолитве. ИерейВадимКоржевский.Путиспасенияхристианина.Омолитве АрхимандритРафаил(Карелин).Умениеумиратьилиискусствожить.Омолитве АрхимандритРафаил(Карелин).Оприготовлениикмолитве АрхимандритРафаил(Карелин).Морежитейское:Ответынавопросычитателей.Омолитве. АрхимандритРафаил(Карелин).Морежитейское:Ответынавопросычитателей.ОмолитвеИисусовой. Свт.Василий(Кинешемский).Притчаосмоковнице.Какнадомолиться,чтобыбытьуслышанным? СвятительФиларет(Дроздов).СловонаПреображениеГосподне АрхиепископФеофан(Быстров).СлововденьПреображенияГосподня. МитрополитСурожскийАнтоний.Жизньимолитва—одно МитрополитСурожскийАнтоний.Мужествомолиться МитрополитСурожскийАнтоний.Можетлиещемолитьсясовременныйчеловек? МитрополитСурожскийАнтоний.Ступени Свт.Лука(Войно-Ясенецкий).Будеммолитьсявсегдаивезде Свт.Лука(Войно-Ясенецкий).БудьтедетьмиБожиими,инебудеттщетноймолитваваша Прп.ИсаакСирин.Словаподвижнические.Очистоймолитве Прп.ИсаакСирин.Словаподвижнические.Обобраземолитвы Прп.ИсаакСирин.Словаподвижнические.Омолитве,поклонах,слезах,чтении,молчании… ПротоиерейАртемийВладимиров.Омолитвенномправиле Свт.Феофан,затворникВышенский.Каксовершатьмолитвенноеправило Свт.ФеофанВышенский.Письмаодуховнойжизни Сщмч.митр.СерафимЧичагов.Омолитве. МитрополитЛимассольскийАфанасий(Николау).Духовнаяжизньначинаетсясослез МитрополитЛимассольскийАфанасий(Николау).Условиядлясовершенноймолитвы МитрополитАфанасий(Николау).Одушевноммире,неудачах,смыслежизниимолитве. ПротоиерейВладимирБашкиров.«Непрестанномолитесь»(1Фес5:17) ИеромонахМефодий(Савелов-Иогель).ПредочамиБожиейПравды.Молитва МитрополитСаратовскийиВольскийЛонгин.БеседысАрхипастырем.Омолитвеимолитвенномправиле. ИгуменНектарий(Морозов).Какживем,такимолимся,какмолимся,такиживем. ИгуменНектарий(Морозов).Отом,почемуБогнеотвечаетнанашимолитвы. СхиархимандритАвраам(Рейдман).Омолитве,сдвигающейгоругреха. АрхимандритАндрей(Конанос).Садвглубинедуши. АрхимандритАндрей(Конанос).Молитва–недолг,акислороддуши. АрхимандритКлеопа(Илие).Осилеобщеймолитвы.
|