6 ноября — праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Протоиерей Александр Шаргунов
Этот праздник связан с событием, которое было в XVII веке, в 1688 году, когда родная сестра патриарха Иоакима среди молитвы на смертном одре вдруг услышала голос: «Почему ты не придешь ко Мне на Большую Ордынку в храм Преображения Господня, где образ «Всех скорбящих Радосте?» Когда она приложилась к иконе, совершилось чудо исцеления. Почему Божия Матерь избрала эту женщину для прославления святыни, которая самим своим именованием до скончания века (и чем ближе к концу истории, тем больше) будет символизировать главную тайну христианства? Несомненно, за ее особые скорби и за ее любовь ко Господу.
Часто жизнь разрывает нас между двумя полюсами: восторгом и страданием, славой и крестом. Наш дух бывает восхищен среди пасхального ликования в заполненном небесным пением храме, где веками возносится хвала величию Божию. И затем, почти в то же самое время, наше сердце внезапно пронзает печаль. Перед этим миром, где страдание для многих кажется бессмыслицей, перед нищетой и унижением целого народа, перед смертью, перед глумлением над человеческой личностью среди торжества греха, перед детьми, убиваемыми во чреве матери или выброшенными на улицу, или растлеваемыми, перед изгнанниками из собственного Отечества, перед умирающими в страшных муках. И мы не знаем, что нам делать с этим океаном человеческого горя, когда стоим перед ним в нашей внутренней потерянности.
Почти каждый проходит через эти переживания восторга и печали. Но наше призвание — войти в эту тайну, узнать, что одно ведет к другому, что страдание и сострадание встречаются. Попытка избегнуть страданий никогда не может дать радости. Спрятаться от скорбей, сделать вид, что они не существуют, закрыть их в памяти бесконечными картинками телевидения или воображением идеального мира, в котором им нет места, — будет самообманом. Потому не таись перед лицом страданий, говорят нам святые отцы, но найди в себе мужество войти в них, чтобы встретить там таинственное присутствие Христа Воскресшего и Божией Матери.
Наш Господь сокрыт, как свидетельствует святой Иоанн Златоуст, в таинстве брата — нашего ближнего, пребывающего в страдании. И там же Божия Матерь, Всех скорбящих Радосте, Которая всегда спешит туда, где беда, вместе со Своим Божественным Сыном.
И не отворачивайся от собственных скорбей, от твоей тоски, от твоего надлома, от твоего одиночества и твоей пустоты, не делай вид, что ты очень сильный. Входи в себя каждый день с молитвой, пока не найдешь в своей сокровенной глубине присутствие света во тьме. Это Господь, Который предстательством Божией Матери в Духе Святом ищет твоего спасения. Если ты сподобишься узнать эту благодать, ты исполнишься решимости идти путем святых, приносящих себя вместе с Господом за жизнь мира.
Этот путь не всегда легок. Будут искушения малодушия и гнева, будут позорные отступления и сомнения. Но постепенно, если тебе будет постоянно сопутствовать Божия Матерь, ты начнешь замечать свет, который светит во тьме, и тебе дано будет узнать, что значит напиться воды, струящейся из безводной земли всех скорбящих.
6 ноября 2011 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Радуйся, в скорбных обстояниях на помощь нас предваряющая.
Сегодня у нас праздник иконы «Всех скорбящих радосте». Промыслом Божиим из глубины веков просиял этот чудотворный образ в день, который однажды откроется кануном великой скорби нашей Церкви, когда начнутся небывалые в истории гонения. Заступничеством Пречистой обретут утешение в новых испытаниях миллионы православных людей. И приобщится вечной пасхальной радости Ее благословением сонм новых мучеников и исповедников российских. Мы знаем, что с не меньшей силой эта икона обращена к нашим дням. Потому что как никогда у нашего народа много скорбей. Никого из приходящих к Ней не оставляет без утешения Божия Матерь. И, может быть, самое главное Ее утешение в том, что Она открывает нам смысл всего, что сегодня совершается с нами.
Скорби не означают, что мы оставлены Богом. Они не то, что порой говорили о них в Ветхом Завете не достаточно просвещенные люди. Они — не знак того, что Бог предал нас в руки врагов наших. В самом деле, Тот, Кто страждет на Кресте, приемлет свидетельство Отчее: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих». Жизнь — это тайна служения нам Бога, Который распят. Если сравнить с тем, что переживали в Ветхом Завете перед лицом страданий многие праведники, голоса которых наполняют Писание, мы увидим, что после Крестной смерти Христа — все иное. Смысл страданий изменился — не потому, что появились новые теории и новые объяснения. Но благодаря тому, что совершил Христос, и что мир теперь живет в ситуации Христовой. Всякий, кто страждет, может всегда повторить последние слова Христа на Кресте: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой». Человек может оказаться в муках предельной оставленности, но и среди этого мрака он может узнать, что его жизнь — в руках любящего Отца. Он недалеко от Бога. Напротив, он тем ближе к Богу, чем большие скорби он переживает.
Этот взор веры необходим нам, чтобы мы могли истинно судить об обстоятельствах, которыми вызваны наши скорби. Речь не идет о том, чтобы у нас был мучительный деморализующий настрой предания себя враждебной судьбе или гигантскому бездушному механизму, который перемалывает нас, а мы не в состоянии ничего сделать. Мы не игрушки слепых сил. Ибо Отец Небесный, Чья любовь обнимает нас посреди наших скорбей, — Бог Творец, от Которого все зависит.
Мы должны всегда помнить, что Он — Тот, о Ком Христос говорит Своим ученикам: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий, и ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30). Великое утешение — сознавать себя среди скорбей окруженным любовью, даже если эта любовь бессильна и исходит от того, кто не может ни в коей степени изменить события. И разве не может быть источником глубокого благодатного мира — вера, что Тот, Кто попускает быть нашим скорбям действует бесконечной любовью? Только такая вера может вдохновить нас на предание нашей жизни воле Божией. И жить в верности правде Христовой и согласно водительству Бога.
Мы не должны допускать в наших скорбях ничего, что так легко среди нынешнего торжества зла может наполнить нас местью и злобой. И, тем более, не может быть у нас стоической покорности судьбе, которая не имеет ничего общего с христианским смирением. Ибо оттого мы непоколебимы в наших чувствованиях, оттого с такой уверенностью предаем себя любви Божией среди всех скорбей, что знаем, какие страдания принял ради нас Сын Божий. То, что является теперь символом скорбей, — Крест, одновременно есть символ любви Божией. Крест — жребий Того, Кого Отец Небесный любит больше всего. Наши страдания физические и нравственные, наши беды, разлуки, поражения, разочарования не умаляются и не усыпляются этим. Но они обретают иное качество и иное измерение. Они внутренне преобразуются и обретают новый смысл. И Та, Которая усыновила нас у Креста Господня, именуется Церковью Всех скорбящих радостью. Аминь.
6 ноября 2009 г.
Источник: Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества».
См. также:
|