Сегодня:

7 октября 2022 г.
( 24 сентября ст.ст.)
пятница.

Святой Владислав, краль Сербский.

Седмица 17-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Первомц. равноап. Феклы (I). Прп. Коприя (530). Св. царя Стефана Сербского (1224) и сына его св. царя Владислава Сербского (после 1264). Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581). Прмч. Галактиона Вологодского (1612). Сщмч. Василия диакона (1918). Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937). Мирожской иконы Божией Матери (1198).


Еф., 226 зач., IV, 17-25. Лк., 14 зач., IV, 22-30, и за субботу (под зачало): 1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25. Лк., 15 зач., IV, 31-36. Первомц.: 2 Тим., 296 зач., III, 10-15. Мф., 104 зач., XXV, 1-13.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Море житейское: Ответы на вопросы читателей. Часть 16

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

Архимандрит Рафаил (Карелин)

?Обратил внимание на то, что после периода активного (возможно, это не то слово) занятия Иисусовой молитвой наступает период испытаний. Причем они неожиданны, суетны и отнимают без пользы много душевных сил. Исходя из того, что я читал, явление это вполне нормальное. Но я не знаю (может, был невнимателен при чтении), как поступать в подобных случаях – усиливать молитву, прекращать или, стараясь сохранить мир в душе, продолжать? И еще: батюшка, можно ли на церковной службе держать руки перед собой или за спиной? Благочестиво ли это? Или все же стараться «по швам», хоть это и неудобно?

— 1. Святой Нил Синайский писал: «Когда помолишься как должно – жди того, что не должно». Не молитву надо оставлять, а не расслабляться после молитвы и быть готовым к искушениям. 2. Небрежная поза во время молитвы отражается на самой молитве, поскольку тело связано с душой. На молитве тело должно быть в состоянии легкого напряжения, как у человека, готовящегося приступить к труду, например к поднятию тяжести.

?Во втором томе «Аскетических опытов» (в «Духе молитвы новоначального») св. Игнатий Брянчанинов в Слове 20 говорит: «Имей глаза на устах, или закрытыми». Меня интересует смысл слов: «Имей глаза на устах». То есть внимание ума из головы сводить к губам, то есть внимать словам на уровне губ? Это можно, это безопасно? Можно «брать на вооружение» новоначальному? Сделайте, пожалуйста, несколько уточнений по этому поводу.

— Покойный схиархимандрит Серафим (Романцов) советовал начинающему заниматься Иисусовой молитвой – сосредотачивать внимание на движениях губ. Некоторые старцы благословляли читать Иисусову молитву в полутемной комнатке или с закрытыми глазами, разумеется по временам.

?Прошу простить мое скудоумие и настойчивость. Дело в том, что я очень давно мучаюсь вопросом о словесной форме Иисусовой молитвы, начинал я с классической восьмисловной, по благодати Божией данной мне в неофитстве, и по моей ревности получалось, даже было время, когда молитва совершалась во сне, были многие слезы. Потом я поделился этим с одним иеромонахом, и все исчезло. Не могу собрать ум, часто оставляю молитву, иногда в день только сотню прочитаю. Стал пробовать пятисловную формулу молитвы, получается лучше в плане внимания, но начинают бороть тонкие помыслы тщеславия. Пробовал читать просто «Господи, помилуй», но чего-то не хватает, и долго не могу держать внимание. Укладывать восьмисловную молитву в один вдох и выдох плохо получается, внимание быстро рассеивается, читаю механически.

— Попробуйте читать молитву без всяких приемов, стараясь только вникнуть в смысл слов и отгоняя посторонние помыслы. Со временем такая молитва сама найдет себе место и ритм. Пусть Господь поможет Вам.

?В продолжение нашего диалога о молитве Иисусовой: боюсь, что совсем не обращать внимания на дыхание я уже не смогу, так как за 7 лет своего молитвословия уже привык сочетать молитву с дыханием, не могу только остановиться на каком-либо определенном ритме, так как молитва по-прежнему большей частью внешняя. Постоянно укладывать молитву в один вдох и выдох не получается, так как в течение дня дыхание часто меняется, то же самое происходит и со словесной формой молитвы, держать всегда полную восьмисловную трудно. Еще очень хотелось бы узнать Ваше мнение: равнозначны ли по своей благодатной силе, содержащейся в них ввиду присутствия в них имени Божия, такие молитвы, как «Господи, помилуй» и «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Простите мое неразумие.

— Подвижники, жившие в пустыне или особо подвизавшиеся в монастырях, могли влагать в слова: «Господи, помилуй» – содержание всей Иисусовой молитвы, а мы не можем, поэтому нам надо придерживаться той формы Иисусовой молитвы, которая передана от святых отцов и зафиксирована в церковном Уставе. Что касается других вопросов о молитве, то советую прочитать пятый том «Добротолюбия», особенно творения святых Григория Синаита, Григория Паламы и Симеона Нового Богослова.

?Перед Иисусовой молитвой произношу «чин», то есть от «Молитвами» до «Отче наш». Всегда ли этот «чин» соблюдать на домашней молитве или иногда, желая скорее перейти к самой Иисусовой молитве, можно опускать этот «чин»?

— Если Вы читаете Иисусову молитву непосредственно после утреннего, вечернего или других правил, то можно не повторять начальных молитв, а в других случаях следует начинать Иисусову молитву ими. Заменять другие молитвы Иисусовой молитвой надо осторожно, когда Иисусова молитва сама возникает в сердце.

?Как Вы считаете, мирянин, который хочет молиться больше, то есть читать Иисусову молитву, Псалтирь, например днем, может установить по мере сил – дневное правило? Не есть ли это в миру проявление гордости и прочего зла? Сейчас так мало опытных духовников, а молиться душа хочет, ей приятно изучать Писания, читать Псалтирь, молиться мало-помалу Иисусовой молитвой. Каково Ваше мнение?

— Иисусова молитва дана не только для монахов, но и для мирян. Псалтирь была любимой книгой древних христиан, по ней они учились грамоте. Поэтому читайте Иисусову молитву и Псалтирь без сомнения. Если молитва произносится с Покаянием, то она не может ввести человека в гордость, как не может нищий гордиться тем, что он просит милостыню. Мы видим людей, которые вообще не молятся, но очень горды. Советую вам прочитать первый и второй тома сочинений святого Игнатия Брянчанинова, которые помогут Вам избежать отклонения в молитве. Правило можно назначить себе условно, а не как взятое обязательство.

?Прошу Вашего совета и помощи в разрешении моего очень давнего смущения (около 5 лет), которое связано с соединением молитвы Иисусовой с дыханием. Я говорю не о психосоматической технике, используемой для сведения ума в сердце посредством дыхания, ей я не дерзаю заниматься по причине отсутствия у меня духовного отца, имеющего опыт в этом. Я говорю об использовании дыхания в качестве вспомогательного средства для скорейшего навыкновения молитве и установления определенной ритмичности при ее произношении. Схиигумен Савва (Остапенко) советовал читать слово молитвы на вдох, слово на выдох, но тогда на прочтение 100 молитв уходит около 50 минут. Очень долго, устает ум, внимание рассеивается, и помыслы легко вклиниваются между словами, а в течение дня вообще не получается так читать молитву (суетная работа, разве только когда идешь куда-то). Помогите, отец Рафаил, разрешить это недоумение!

— Прочтите книгу «Откровенные рассказы странника...», благословленную святым Амвросием Оптинским. Там Иисусова молитва разделяется на две части для соединения с дыханием. Схиигумен Савва мог советовать читать Иисусову молитву медленно тому, кто только что начинает упражняться в ней, чтобы осмыслить слова молитвы.

?Я читал книгу «Откровенные рассказы странника...», но там говорится о пятисловной молитве. Я не знаю, можно ли мне, грешному, сокращать молитву до пяти слов, как это делают на Афоне и как благословляют многие афонские старцы (отец Порфирий, отец Иосиф, отец Ефрем и отец Паисий); знаю, что святой Варсонофий Оптинский на аналогичный вопрос святого Никона Оптинского ответил отрицательно и советовал при произношении ударение делать на слове: «грешнаго». Некоторые духовники, с которыми я советовался по этому вопросу, также советовали мне не сокращать, но были и другие (их меньше). «У семи нянек дитя без глаза» – это обо мне. Простите и благословите, как мне читать.

— Выберите такую форму молитвы, при которой Вам легче уединять ум с ее словами. В Греции принята пятисловная молитва. Советую Вам прочитать творения святого Григория Синаита.

?Может быть, я забегаю вперед, но я не знаю, будет ли у меня возможность еще связаться с Вами, поэтому я прошу разъяснить мне, неразумному, один момент. Вы меня благословили временно читать восьмисловную молитву, когда я один, и пятисловную во всех других случаях. Значит ли это, что потом, по мере навыкновения пятисловной формуле молитвы, мне можно будет полностью перейти на нее или как? И еще: можно ли сокращать пятисловную формулу вообще до «Господи, помилуй» или же все-таки необходимо упоминать в молитве имя Спасителя непосредственно?

— Святой Григорий Синаит советовал: когда человеку трудно произносить полностью Иисусову молитву, то можно разделить ее на две части: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и «Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» – и произносить их по отдельности, нечасто меняя друг с другом. Когда ум укрепится в этих молитвах, то переходить к восьмисловной молитве. Некоторые из отцов сокращали ее до двух слов: «Господи, помилуй», – но вместе с тем они сокращали все внешние впечатления. Здесь допускается определенный индивидуальный выбор. Об этом Вы можете прочитать подробно в пятом томе «Добротолюбия».

?Пользуясь Вашим советом о соединении молитвы Иисусовой с ритмом дыхания, как об этом написано в «Откровенных рассказах странника...», разделяю молитву на две части: одну половину читаю на вдох, вторую на выдох, – но такой ритм не получается держать постоянно, особенно сбивается он при быстрой ходьбе; или, когда ложусь спать, стараясь засыпать с молитвой, именно в этих случаях больше всего подходит ритм дыхания: слово на вдох, слово на выдох. Посоветуйте мне, неразумному, как лучше и полезнее. И еще: я думаю, что для меня лучше будет не сокращать молитву до пяти слов, а стараться усвоить восьмисловную, так как переход на пятисловную формулу вызывает много смущения и тщеславия (дескать, я молитвенник); в течение дня, когда среди людей, думаю читать просто «Господи, помилуй». Если я на правильном пути, благословите и помолитесь о моей грешной душе.

— Попробуйте молиться полной Иисусовой молитвой, разделив ее пополам, так чтобы при вздохе произносить пять слов, а при выдохе три слова. При работе, требующей напряженного внимания, или при беседе с людьми можно заменять Иисусову молитву словами: «Господи, помилуй».

?Что делать, если при усилиях творить Иисусову молитву непрестанно или просто часто начинается такой силы мысленная брань, что буквально сходишь с ума?

— При усилении мысленной брани надо временно переходить на Молитву мытаря «Боже, милостив буди мне грешному».

?Когда читаешь молитву Иисусову перед иконой Спасителя, то взор устремлять непосредственно на Его пречистый лик и заключать ум в слова молитвы? Или нельзя так прямо смотреть, я бы назвал – дерзновенно?

— Можно начинать Иисусову молитву перед иконой, но затем обращать взор внутрь себя и заключать ум в слова молитвы.

?Во время чтения словесной Иисусовой молитвы «заключать ум в слова молитвы». Как это правильно понимать? Понимать, что нужно умом видеть следующее слово, например, после «Господи» видеть «Иисусе» и так далее? Или умом слушать само звучащее слово? Ум сводить к видению следующего слова или к губам? Читал, что ум можно сводить в точку, чуть ниже впадинки, что под кадыком; можно при словесной молитве ум туда сводить? Расскажите, пожалуйста, относительно первой ступени – словесной, не касаясь умной и сердечной.

— В словесной молитве надо стараться соединить ум со словами молитвы, но при этом не представлять ничего. Что касается технических приемов молитвы, то здесь нет единого метода. Лично я советую Вам пользоваться творениями святого Игнатия Брянчанинова, где эти вопросы разъяснены достаточно подробно.

?Когда молишься о других, например Иисусовой молитвой, то возникают мысли: «Зачем по многу раз напоминать Господу о своем прошении, достаточно один раз от всего сердца попросить, а Он всегда слышит нас по милости Своей и человеколюбию, и если надо, то Он всегда поможет тому, о ком просишь!». Отче, как мне быть?

— Дело в том, что Иисусова молитва помогает нам добраться до нашего собственного сердца. У Иисусовой молитвы, постоянно повторяемой, есть еще другое значение: она предохраняет ум от помыслов. А если бы Вы даже смогли сказать от сердца молитву, то потом чем был бы заполнен Ваш ум?

?У меня есть благословение от духовного отца на Иисусову молитву. Хотя в основном молюсь, так сказать, автоматически, думая о постороннем, но тем не менее молитва помогает (мне так кажется). Вообще очень часто во время каждодневной молитвы думаю о постороннем. Стоит ли продолжать молиться «автоматически»?

— Молитву ни в каком случае оставлять не следует.

?Мне посоветовали, чтобы избежать конфликта с кем-либо, читать Иисусову молитву со словами: «Помилуй нас грешных» (то есть меня и того, с кем конфликт назревает). Допустимо ли это?

— По временам можно читать Иисусову молитву, вставляя слово: «нас», – но не постоянно, так как мы должны придерживаться формы, данной нам святыми отцами и вошедшей в церковное Предание.

?Прошу поподробнее разъяснить значение фразы: «Иисусова молитва, соединенная с посильным молчанием, откроет Вам содержание Вашего сердца.

— Мой духовный отец категорически утверждал, что нельзя оторвать молитву от жизни и рассматривать молитву и евангельские заповеди в отрыве друг от друга. Иисусова молитва является сокращением всего Евангелия, поэтому посильное исполнение евангельского учения – необходимое условие для молитвы, образно говоря, это русло, по которому течет молитва. Но исполнение заповеди невозможно без помощи Божией, а мы испрашиваем ее в молитве. Поэтому молитва и жизнь представляют собой единое целое.

?Прочитал, что нужно молиться Иисусовой молитвой во время богослужения. Ответьте, пожалуйста, если можно, подробнее.

— Святой Серафим Саровский советовал во время богослужения читать Иисусову молитву тогда, когда на клиросе читают невнятно и человек не может соединить своего ума со словами богослужебных молитв. Тогда он может читать Иисусову молитву, которая является основой всех молитв. Если же у человека притупляется внимание к Иисусовой молитве, то святой Серафим советовал некоторое время смотреть на горящую свечу. Можно также заниматься Иисусовой молитвой во время богослужения, когда она сама идет в сердце.

?У меня вопрос о молитве. Очень хочется научиться молиться внимательно. Но я ловлю себя на том, что когда стараюсь читать про себя Иисусову молитву, то, даже если уста мои и сомкнуты, языком я все равно ее проговариваю. Также и с другими молитвами. Мне как-то так легче и проще читать молитву, когда я проговариваю ее внутри (и язык при этом двигается). А когда я пытаюсь молиться только «в уме», то мне гораздо тяжелее сосредоточиться на словах молитвы (хотя и в первом случае тоже непросто), мысль часто теряется, или «вязнет», или уходит куда-то «в сторону», и очень бывает трудно сосредоточиться и собрать свою мысль. И ещё получается почему-то очень медленно, пока я умом проговорю каждое слово. Как правильно молиться? Может быть, внешние признаки (говорю я про себя молитву языком или нет) – это не главное, а главное вникать в смысл произносимого? И все-таки, как правильно молиться и к чему стремиться: стараться учиться произносить молитву умом или молено молиться как удобнее? И еще: когда я что-то делаю и пытаюсь молиться, то Иисусова молитва для меня кажется такой длинной, и мне трудно произносить ее всю, не теряя нити смысла, чаще произношу ее просто «заученно», думая порою о другом. Чувствую, что произношу ее как попугай, и только устает ум, и смысла никакого в этом, видимо, нет. Можно ли в таких случаях произносить много раз просто «Господи, помилуй»?

— Вы читаете Иисусову молитву правильно. Ощущение движения языка и губ старцы (схиархимандрит Серафим [Романцов]) считали положительным фактором, способствующим выработке правильного ритма молитвы, особенно в начале. Главное в молитве – соединять ум со словами молитвы, а когда он уклоняется в сторону, то возвращать его. Молиться умом – это вовсе не значит держать молитву в голове. При работе можно произносить «Господи, помилуй» или читать Молитву мытаря или Иисусову молитву, сокращенную до пяти слов, – как Вам удобнее и легче. Старцы говорили, что со временем молитва перейдет от губ и языка к нижней части гортани, а затем – к сердцу, но это должно произойти как бы само собой. Когда молитва постепенно очистит сердце, то ум сам соединится с ним. Иисусова молитва представляет собой сокращенное Евангелие и требует от человека посильного исполнения евангельских заповедей в своей жизни. Желаю, чтобы Иисусова молитва, как духовный свет, озаряла Ваш земной путь!

?Раньше молился, не вникая в смысл. Сейчас переучиваюсь молиться внимательно. Вы говорите: «Ощущение движения языка и губ старцы... считали положительным фактором, способствующим выработке правильного ритма молитвы». Я же, когда даже медленно, ритмично произносил слова молитвы, иногда терял смысл фразы, и он не доходил до ума. Вместо этого, сей час медленно читаю каждую фразу, стараясь следить за движением губ, затем, во время паузы, мысленно повторяю ее и так далее. То есть не вырабатывается ритмичное произношение слов молитвы. Прошу Вашего совета.

— Святой Иоанн Лествичник считает первым условием молитвы соединение ума со словами молитвы. Без внимания молитва превращается в мертвые для души слова. Поэтому продолжайте молиться так, как Вы молитесь. Что касается движения губ, сочетания с дыханием и так далее, то это технические приемы, способствующие тому, чтобы сама молитва стала привычным деланием для человека, но они не обязательны. Во всяком случае, старцы советуют по временам говорить Иисусову молитву вслух.

?Сколько раз в день должен творить Иисусову молитву православный христианин?

— Апостол Павел пишет: Всегда молитесь (1Фес. 5:17). Иисусова молитва – это путь к беспрерывной молитве. Однако здесь нужна последовательность и постепенность. Можно начать со ста молитв утром и ста молитв вечером, а в течение дня молиться сколько придется, а затем постепенно увеличивать число молитв. Еще лучше, если Ваш духовный отец даст Вам молитвенное правило, так как все, что мы делаем по благословению, более угодно Богу, чем наши собственные решения, только надо, чтобы духовный отец сам занимался Иисусовой молитвой.

?Я полгода назад, по благословению священника, стал читать Иисусову молитву в уме, 200 раз перед вечерним правилом и 100 раз после утреннего. В принципе мне не трудно сосредотачиваться на словах молитвы и не допускать рассеяния в помыслах. Но батюшка посоветовал мне сосредотачивать ум в сердце. И вот тут проблема: если я сосредотачиваюсь в сердце, то тогда не могу сосредоточиться на словах молитвы. К тому же, например, святой Игнатий Брянчанинов не советует самому стремиться в сердце, а ждать Божиего дара, а вот святой Феофан Затворник, наоборот, советует побыстрее миновать устную и умную молитву и прийти к сердечной. Как правильно продолжать молиться: в уме или стараться свести ум в сердце?

— У святого Феофана опыт затворника и безмолвника, при котором ум во время молитвы сам собой соединяется с сердцем. Но мы живем в миру, наш ум загружен информацией, он как бы растолстел от нее и не может пройти сквозь узкую дверь сердца. Поэтому нам безопаснее руководствоваться советами святого Игнатия Брянчанинова, который снизошел к нашим немощам, поставил себя на наше место, почувствовал нашу оторванность от духовной жизни и написал для нашего времени свои книги, где он советует от внешнего постепенно идти к внутреннему. Советую Вам также прочитать главу о молитве в книге святого Иоанна Лествичника «Лествица».

?Люблю Бога больше умом, чем сердцем, чувствую и понимаю ущербность этого. Что делать?

— Занимайтесь Иисусовой молитвой; поступайте с людьми так, как если бы любили Бога сердцем, и Господь за труды даст Вам любовь.

?Прочитал Вашу беседу, состоявшуюся в Сестричестве во имя святителя Игнатия Ставропольского. По поводу внутренней сердечной Иисусовой молитвы Вы говорите: «Если монахи и миряне будут считать Иисусову молитву главным деланием своей жизни, я надеюсь, что тогда совершится чудо Божие», – следовательно, как я понял, творить эту молитву нужно как монахам, так и мирянам. В то же время Вы предупреждаете; «Но для молитвы необходимо послушание» (иначе новоначальный может повредиться). Послушание для монаха понятно – это подчинение своей воли воле духовного наставника. Относительно мирянина (православного, живущего церковной жизнью) непонятно: в чем должно выражаться послушание, если нет духовного наставника и если его в принципе никак не найти? Можно ли пытаться творить непрестанную сердечную Иисусову молитву такому мирянину?

— Монаху и мирянину необходимо творить Иисусову молитву. Но без послушания духовному отцу молитва не достигнет той сердечной глубины, которая открывается послушнику как дар Божий за послушание. Если нет духовного отца, то надо руководствоваться духовной литературой и стараться жить по евангельским заповедям. Но степень Иисусовой молитвы все равно будет иная, чем у тех, кто отсекает свою волю и этим смиряет свой дух.

?Недавно прочитал книгу «Посмертные вещания Нила Мироточивого». Святой Нил говорит, что правильнее произносить Иисусову молитву так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Слове Божий, Богородицы ради, помилуй мя», – далее он говорит, что в будущем христиане выкинут из молитвы слово: «Слове», – потом «Богородицы ради», потом «Христе» и так далее. Митрополит Антоний Сурожский в беседах говорит, что молитву Иисусову нужно читать так, как в данный момент настроен у тебя дух. Можно прочитать: «Господи Иисусе, помилуй мя» – или «Господи Иисусе Христе, Богородицы ради, помилуй мя грешнаго» – и так далее, добавляя или отнимая части молитвы, конечно же, оставляя неприкосновенным главное. То есть молитву творить по духу, а не по форме. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу.

— Книга «Посмертные вещания Нила Мироточивого» в свое время вызвала много споров, и ее подлинность отвергается большинством афонских монахов, тем более что она заключает в себе ряд исторических искажений. По отношению к святоотеческой литературе она является как бы апокрифом. «Сыне Божий» и «Слове Божий» являются синонимами и у святых отцов как дополнение друг к другу не употребляются. Нельзя ориентироваться на спорный или сомнительный источник. Сокращать или видоизменять Иисусову молитву можно только в редких случаях, так как четкая формула молитвы способствует ее постоянному повторению и припоминанию, а разнообразие слов похоже на частую пересадку растения, при котором оно не может пустить глубокие корни. Святой Григорий Синаит, снисходя к немощи новоначальных, допускал разделение Иисусовой молитвы на две отдельные молитвы, но на определенное время, а затем благословлял переходить к полной молитве из восьми слов.

?Мысленно при каждом произнесении Иисусовой молитвы накладываю на себя крестное знамение. Обратил внимание, когда уже немного привык к этому. А при ходьбе молитва иногда непроизвольно «поется». Не вредно ли это? Может быть, пока не закрепилось, надо убрать эти привычки?

— Существует практика мысленного наложения на себя крестного знамения при каждом произнесении молитвы, в частности в румынских монастырях, но она не имеет под собой свидетельства древности. При мысленном наложении крестного знамения ум не может находиться в сердце и пребывать в словах молитвы. Здесь происходит как бы одновременно два действия, но такой образ молитвы иногда оказывается действенным во время сильных внутренних искушений. Если пение Иисусовой молитвы появится само собой, то не прерывайте ее, а смотрите как на отдых ума.

Вернуться к содержанию

vn001

См. также: