Сегодня:

20 октября 2017 г.
( 7 октября ст.ст.)
пятница.

Мартиниан Белозерский.

Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Пища с растительным маслом.

Мчч. Сергия и Вакха (290-303). Свт. Ионы , еп. Ханькоуского (1925). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Прп. Сергия Послушливого, Печерского (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1514). Сщмч. Николая персвитера (1942). Иконы Божией Матери Псково-Печерской, именуемой "Умиление" (1524).


Флп., 245 зач., III, 8-19. Лк., 32 зач., VII, 31-35. Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 - XII, 2. Лк., 106 зач., XXI, 12-19.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Преображение Господне. Слово 1.

Митрополит Филарет (Вознесенский)
Первоиерарх РПЦЗ (22.11.1903 - †10.11.1985)

Мы знаем из святого Евангелия о том, какой трепет, какой страх охватил святых Апостолов на Фаворской горе, когда их осенило облако, а из облака они услышали тот глас, который тварь не может слышать, без содрогания, глас своего Творца, глас Бога Отца, Который свидетельствовал о Сыне Своем.

Но не только страх испытывали Апостолы: только что в Евангелии мы слышали слова Апостола Петра: «Господи, добро нам здесь быти» (хорошо нам тут быть) и мы сотворим здесь три палатки: Тебе, Моисею и Илии. Этот возглас вырвался из глубины души Апостола, охваченного духовным восторгом и радостью и в этот момент Апостол Петр и не помышлял о том, что действительно могло получиться если бы они там остались на горе, причем евангелисты отмечают, что Петр «не ведующи что глаголаше», т.е. не отдавал себе полного отчета в том, что он говорил, а только выражал свое непосредственное ощущение и радость. Это то блаженное ощущение Божия присутствия, о котором свидетельствовали те двое, которых Господь призвал: одного из загробного мира, а другого из таинственного потустороннего мира: пророк и боговидец Моисей и пророк и боговидец Илия.

Помните, как видел Его пророк и боговидец Моисей? Господь беседовал с ним, как с другом Своим, и сказал ему «Я знаю тебя (вем тя) больше всех», — ты Мне ближе всех. И тогда Моисей дерзнул вопросить: «покажи мне славу Твою». И на это милостиво отозвался Господь. Он только указал Своему верному слуге, что человек не может лицом к лицу стать со славою Божиею, видеть лице Божие и остаться в живых (ибо человеком тогда овладел бы такой восторг и радость, и трепет, что его состав разрушился бы, растаял, как тает воск от лица огня). Поэтому Господь сказал: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых»; но, говорит Господь, здесь есть место, стань в этом месте, этой расщелине, и Я покрою тебя рукою Моею, когда буду проходить, а когда пройду, то ты можешь встать и посмотреть вслед Мне (увидеть отблеск славы Моей) — только сзади увидишь Меня, когда Я буду удаляться.

Так и было: Святая Библия говорит, что после того, как Моисей поглядел вслед удалявшемуся Господу, то после этого, лицо его сияло всегда как солнце, так что невозможно было на него смотреть и когда он был с людьми, то полагал на лицо покрывало, и только тогда, когда молился Богу или был один, это покрывало снимал. Причем, по толкованию святых отцов, Тот, Кто явился ему, там, на этой горе и Кому он вслед посмотрел, был Господь Бог, второе Лицо Святой Троицы — Сын Божий.

Там увидал Его так Моисей, а потом удостоился лицом к лицу узреть Его на Фаворе, когда и сам Моисей явился уже во славе.

Пророк и боговидец Илия. Не так давно Церковь вспоминала его. Вот и сегодня читалось, как он сподобился ощутить блаженное Божие присутствие. Великий подвиг он совершил: привел Израиль к истинной вере; но возненавидела его злая царица Иезавель и стала ему грозить смертью. Устрашился Илия и удалился. Было бы ошибкой думать, что он удалился потому, что устрашился за себя лично, и испугался смерти. Это была бы ошибка. Мы знаем, что когда он ушел в пустыню, то он у Господа просил именно смерти: он говорил: «довольно мне Господи, я не лучше отцов моих». Он как бы говорил: я измучился до предела — возьми меня, я не лучше моих отцов. Он просит смерти, — следовательно, он ее не боялся, но боялся того, что если бы Иезавель схватила его и казнила, то получилось бы, что его дело получило нехороший конец; могло создаться впечатление, что он сделал что-то дурное, за что его заслуженно казнили. И чтобы не осталось у тех, кого он привел к Богу, такого впечатления, он и скрылся от гнева злочестивой царицы.

Но там в пустыне ангел сказал ему, чтобы он вышел утром из пещеры, в которой он покоил себя, и стал у входа.

Вот — Илья в пещере. Он слышит, как проносятся бушующие стихии мира: и страшный ураган, и грозное землетрясение и опаляющий огонь, — «но не тамо Господь», коротко и многозначительно говорит Святая Библия. И когда после всего этого повеял «глас хлада тонка», тихий, умиротворяющий, освежающий ветерок — именно в нем удостоился Илия этого чудесного таинственного ощущения Божия присутствия — «и тамо Господь…»

Так и он удостоился стать перед Творцом своим в этом боговидении и беседовать с Ним; а сегодня, на горе Фавор он, как и Моисей, уже лицом к лицу предстал пред преобразившимся Господом.

Вообще для твари, а тем более для человека, не может быть большего блаженства, чем удостоиться непосредственно предстать пред лице Творца своего, — в той мере, в какой он может это вынести, чтобы не разрушился его состав. Почему Церковь и поет в праздник Преображения, что Господь показал ученикам славу Свою «яко же можаху», насколько они могли ее воспринять. Не всю Свою страшную и нестерпимую славу, которой и ангелы трепещут и лицезреть не могут, а только часть славы Своей, которую могли восприять и пророки и апостолы.

А ведь первые люди в раю имели это блаженство: как Отец являлся им Господь, как с детьми беседовал с ними в раю. И только тогда они поняли, что они имели и что потеряли, — когда сбылось над ними то, о чем говорила поговорка, которую и теперь русские часто повторяют: «что имеем не храним, потерявши плачем…»

Но помните, что Господь каждого призывает к вечной жизни. Там, когда человеческая душа перейдет в область вечности, она сподобится в меру свою — этого блаженства, ибо вечное блаженство, блаженство небесного царствия, в том и будет заключаться, что человек всегда уже будет с Богом и у Бога. А это, конечно, нам напоминает, как и всегда должно напоминать, о наших грехах и о нашем несовершенстве. Ничто нечистое и скверное не войдет в царствие Божие и поэтому каждый должен здесь себя очищать от всякой скверны плоти и духа, как говорит священное писание, иначе он не узрит славы Божией, и душа его пребудет в вечном мраке и отчуждении от Бога, от чего Господь да избавит нас грешных. Каждый из нас грешен и многогрешен, но все же мы уповаем, что Господь по милости Своей, и нас не лишит Своего небесного царствия. Аминь.

vn001

Источник: Митрополит Филарет (Вознесенский). Проповеди.
© Holy Trinity Orthodox Mission.

См. также: