Сегодня:

6 декабря 2022 г.
( 23 ноября ст.ст.)
вторник.

Св. блгв. князь Александр Невский.

Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Разрешается рыба.

Свт. Амфилохия , еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория , еп. Акрагантийского (VI-VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана , в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Сщмч. Сисиния, еп. Кизического (III), Мч. Феодора Антиохийского (после 363). Прп. Колумбана, игумена Люксейского (615). Прмч. Серафима (1931). Св. Иоанна исп (1932). Сщмч. Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937).


Утр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - 1 Тим., 279 зач., I, 8-14. Лк., 87 зач., XVII, 26-37. Блгв. кн.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Как совершать молитвенное правило

Святитель Феофан, затворник Вышенский

И молитве надо учиться, надо приобресть навык к молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным разговорам.

Свт. Феофан («Письма о духовной жизни», М., 1897, стр. 126)

vn001

Собираетесь вычитывать правило… Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение; чтобы это получалось, первое — никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… близко к тому. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь

Второе. Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.

Третье. Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь, сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

Четвертое. Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

Пятое. Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.

Шестое. Никогда не читайте без перерыва молитвы… а всегда прерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны… Это последнее правильце — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если иногда какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте… так до самого конца положенного времени. Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по нескольку поклонов без установлений на то часов.

Означенное в 5-м и 6-м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что.

(Собрание писем. Выпуск 5, стр. 31-33, письмо 773. Далее по тексту сокращения — Вып. 5, стр. 31-33, п. 773)

vn001

Старец или брат, который говорил вам: утренних и вечерних молитв довольно. Разумеется это для келейного правила, с быванием на всех службах. — Конечно довольно. Только надобно, чтоб и церковные и домашние молитвы совершаемы были со вниманием и от сердца. Промежутки же все наполнять надо памятью о Боге — со страхом и сокрушением сердца.

(Вып. 5, стр. 191, п. 912)

vn001

За мной еще остается один вопрос… о молитвенном вашем правиле. Прежде вы спрашивали часом раньше кончать правило. Не прозревая хитрости врага, я согласился на это. Теперь враг подсел к вам и натолковал, что можно молитвенное правило сократить еще, внесши в него рукоделие. Так совсем разорилось ваше обычное молитвословие. Не добре так. Потрудитесь восстановить его, как оно было в начале. Если для вас удобнее кончить правило часом раньше, то положите и начинать его раньше. Рукоделие же совсем выбросьте… Где нашли вы такое позволение?., нет, нет…

Преутруждать себя надо, а не льготы придумывать. Это широкий путь… недобрый…

(Вып. 3, стр. 224, п. 528)

vn001

Когда дела не позволяют вполне совершать молитвенное правило, то совершайте его сокращенно. А спешить никогда не должно. Бог всюду есть. Скажите Ему утром благодарение и испросите благословение своими словами, несколько поклонов и довольно! К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы… Вопль из сердца краткий и сильный, вот что доходно!.. А это можно походя делать… А следовательно и молиться непрестанно. О сем и заботьтесь и сюда все направляйте. У святого Епифания спрашивали: как нам править часы? Часы?! Для молитвы нет часов особых: она должна быть всечасна и всеминутна. У святого Василия Великого спрашивали: как непрестанно молиться? Он отвечал: имей в сердце молитвенное расположение и будешь непрестанно молиться. Руками работай, а ум к Богу возноси. Апостолы всю землю обошли, сколько трудов?! А между тем непрестанно молились. И заповедь эту они написали. Дух веры, упования и преданности в волю Божию, — вот что надо возгревать в сердце.

Правило молитвенное можете и сами сладить… Заучите молитвы, какие читаете, и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву свою; чем меньше зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов, и когда идете куда или другое что делаете, а голова не занята, читайте их… Се беседа с Богом. Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его.

(Вып. 2, стр. 78—79, п. 250)

vn001

Да у вас все идет добре. И что поправить, недоумеваю. Недоумеваю даже, откуда у вас мысль о том. Тяните, как завели и привыкли. Если иногда не сдюжите дотянуть чего (из правила) по старческой немощи, побраните себя немножко, пожалуйтесь пред Господом и успокойтесь. Если опять — так же поступите, и так всегда.

Мне кажется, что сна вы мало даете себе (с 10 — до 1 ч. по полун.). Можно бы ночное правило вечером исполнить и потом спать до утрени. Но как вы пишете, что привыкли (вставать с 1 часу и совершать правило), то вам трудно ломать порядки.

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, — коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже, милостив буди»… Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще — иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами… А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23:26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.

(Вып. 1, стр. 8-9, п. 2; Вып. 3, стр. 189, п. 509)

vn001

Когда я писал вам не сокращать времени молитвенного, то написал потому, что как мне подумалось, вы разлениваться стали молиться. Вот этого главным образом и избегать надо. Разленение означает ослабление или пресечение духовных движений: что очень достойно сожаления. Но как вижу, что у вас ревность к делу молитвы жива, то полагаю оставить на ваш произвол и время и правило молитвы, устрояйте и то и другое, как найдете лучшим и удобнейшим для себя. Только одно имейте неотложным, чтобы, когда стоите на молитве, молитва шла из сердца и с чувствами к Богу, хвалебными, благодарственными и просительными с упованием, и чтобы к сему не примешивалось никакое постороннее дело.

(Вып. 3, стр. 225, п. 529)

vn001

Правила желаете. Я писал вам — возьмите маленькие молитовки святого Златоуста 24. — Если мало, приложите из — Помилуй мя Боже — стихи с начала до — Воздаждь ми радость спасения… Это еще 12—13. Из просительной ектений составьте молитовки — 6… День совершенАнгела мирна… — Самим можно составить… — Мытарев глас: Боже, милостив будими грешному. — Возглас на корабле — Господи, спаси, погибаем!

Соберите их десятка три, четыре, пять… Повторяйте их по 10 раз… и это будет ваше правило — утром и вечером.

Произнося молитовки, — углубляйтесь в смысл, прилагая к себе… Первый плод… не заметите, как время пройдет.

А другие плоды после увидите. Ваши молитовки, что вы прописали, очень хороши, но длинны. Их можно вставлять между маленькими… но необязательно, и когда придут. Но главное, со всякою духовною нуждою обращайтесь к Спасителю. Восставьте веру, что Он близ есть и слышит… И изреките Ему свою нужду… Почаще так… делайте… и придет.

Если найдете удобным, учащайте бывать в храме Божием. Нигде так не раскрывается дух молитвенный, как в храмах, при внимательном и благоговейном в них пребывании. Если будете так делать, скоро увидите плод… однако ж не после первого и второго побывания в храме… Надо употребить месяцы… и показать постоянство и терпение в сем труде. — Но и здесь прибавлю — не вяжите себя. Если же чем свяжете, держитесь того: ибо этим условливается плодоносие такой сеятвы.

(Вып. 1, стр. 233—234, п. 191)

vn001

Благослови, Господи, и продолжать молитву по вашему правилу. Но никогда не вяжите себя правилом и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойным всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем. Другой говорил: «стоя на молитве, стой как на Страшном Суде, когда готово изыти решительное Божие о тебе определение: отойди или прииди»

Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве. Пусть это всякий раз будет делом обдуманного свободного решения, и совершать его с сознанием и чувством, а не кое-как. На случай надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни случайностей?.. Можно, например, утром и вечером, когда нет времени, прочитать на память только молитвы утренние и на сон грядущим. Можно даже и их не все читать, а по нескольку. Можно совсем ничего не читать, а положить несколько поклонов, но с истинною сердечною молитвою. С правилом должно обращаться с полною свободою. Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему.

(Вып. 2, стр. 77, п. 249)

vn001

Желаете иметь молитвенное правило. Доброе желание. И прежнее ваше правило хорошо; но как вы от него отвыкли, то вот новое. Вечером и утром совершайте утренние молитвы и молитвы на сон… К ним прилагайте краткие молитовки — 24 святителя Иоанна Златоустого, что находятся в числе молитв на сон, повторяя каждую по 5 раз. Затем призовите всех святых: апостолов, пророков, святителей, мучеников и мучениц, преподобных отец и преподобных матерей и всех всякого рода благоугождением благоугодивших Богу. Это вообще, а поименно: Господа Иисуса Христа, Матерь Божию, Ангела Хранителя, святую, коей имя носите, святых, коих в монастыре есть престолы; святых, вами, по вашим обстоятельствам, чтимых, как например, святителя Тихона… и других. Заключайте поминанием живых и умерших, о коих молитесь…

Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах. Пред началом молитвословия всегда приготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием своим стать пред Господом, Коему молиться приступаете. Главное расположение молитвенное да будет покаянное, ибо мы много согрешаем все… Дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит… На всяком правиле о своих грехах молитесь, в коих погрешите…

Чего достигнуть молитвою надо стараться? Того, чтоб сердце согрелось любовию к Богу и чувство к Богу не отходило… Для сего назначается молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешную»… Сию молитву чаще повторяйте и дойдите до навыка, чтоб язык повторял ее сам собою.

Извольте ведать, что для успеха в молитве надо стараться сердце украсить всеми добродетелями.., наипаче же: смирением, сокрушением, покорностию и своей воли отвержением.

Надо водрузить веру, что Бог все видит и слышит, и все сокровенности наши знаает. Почему внимать себе надо и все худое отревать, а коль скоро проторгается в мыслят или чувствах, тотчас извергать его, и тут же каяться и просить прощения.

(Вып. 3, стр. 10—11,*1—377)

vn001

Сколько я мог разобрать, вам желательно сократить келейное свое правило четырехчасовое, заменив его более краткою своеличною молитвою. И спрашиваете, как себя вам поставить?

Прямо на этот вопрос ответить вам не могу, не зная, как шла ваша жизнь и откуда у вас ваше правило и какова ваша внутренняя молитва, о коей вы так ревнуете. Если келейное ваше правило вы сами себе определили, то в вашей власти и изменить его всячески. Но если оно дано тем, с кем вы прежде советовались в делах своих, то об изменении сего правила с ним же и говорить надо. Изменить можно, но уже порядок того требует, чтобы спросить.

Правило не существенная часть молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело есть — молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением… и наконец с преданием себя Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитв нет, хотя бы вы целые дни простояли на правиле. У вас именно на это и обращено должное внимание. Так продолжайте стараться к сему прийти. Ищите и обрящете. Господь близ.

(Вып. 3, стр. 204, п. 515)

vn001

Правило ваше молитвенное хорошо. Только старайтесь всегда от сердца молиться; для сердца же такой закон: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Исправность молитвы вашей нарушают мысли. Заметили?! Теперь старайтесь это исправить. Первый шаг к сему есть — приступая к молитве, возбуждать в себе: страх Божий и благоговеинство; затем стать вниманием в сердце, и оттуда взывать к Господу.

И мысли сторонние будут лезть; как заметите, отгоняйте. Опять полезут, опять гоните… И все так. Не допускайте, чтоб язык молитву читал, а мысли не знать, где шатались… всегда прогоните их и молитесь.

Трудиться надо и Господа молить, чтоб помог сладить с мыслями. Есть ли у вас сборник отеческих уроков о молитве? Читайте и вникайте, к себе прилагайте. Непрестанно трудитесь над сим… и Бог, видя труд ваш, подаст вам искомое вами… Трудитесь усердно, но не думайте сами в чем-либо успеть без особой помощи Божией.

О ней и взывайте чаще.

(Вып. 3, стр. 155—157, п. 488)

vn001

Дать вам правило не умею. Да на что правило?! Одно то данное исполняйте и все тут.

К тому прибавить только: мало-мало что расстраивает и ослабляет действие внимания к Богу, — удалять то без жалости. Делать же только то, что способствует удержанию его и укреплению. К сему направлять и чтение, и размышление, и поклоны.

Всякий род и всякий порядок занятий хорош, коль скоро способствует сему. Нечего и расписывать занятия. Коль скоро одно занятие не питает молитвы, оставить его надо, и взять другое. Например, развернули книгу и стали читать — нейдет. Оставьте ее, берите другую. Если та нейдет, берите третью… Если и эта нейдет, — бросьте чтение и кладите поклоны, — или размышляйте. Надо иметь не развлекающее внимания рукоделие. Египтяне древние — весь день сидели за рукоделием, не бросая его даже и тогда, когда кто-либо приходил. По временам только клали поклоны. Главную же молитву совершали ночью. У одного написано: помолись с вечера два часа, потом поспи шесть часов, а там встань и молись до света.

Когда внимание к Богу живо, и внутренне молитва идет; тогда лучше ничего не начинать делать (дома-то), а сидеть, или ходить, или, лучше, стоять пред иконами и молиться.

Когда начнет слабеть внимание, подогреть его чтением или размышлением.

Правила нужны для поступающих в монастырь, чтоб они навыкали деланиям или занятиям монашеским. Потом же, когда они дойдут до внутренних неких ощущений и особенно до сердечной теплоты, — правила и им не строго нужны. Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободным в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило…

Выучите несколько псалмов на память, таких, которые больше по сердцу. И потом во время поклонов можете читать их и из каждого стиха составлять свою ко Господу молитву. Мне сказывал это один человек, который начинал с начала утрени — Помилуй мя, Боже и не успевал кончить ее до конца утрени. Этот способ больше всякого другого развивает дух молитвенный.

Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу с молитвенным в Нем пребыванием — се производители жизни духовной.

(Вып. 8, стр. 194—198, п. 1458)

vn001

Знаю одного, который особенным образом держит молитвенное правило… именно: оставил читать молитвы, что в молитвенниках, а избрал себе несколько кратких молитовок из псаломских стихов и воззваний на ектениях, какие более пригодны к его состоянию, расположил их своим образом… и затем, становясь на молитву, повторяет каждый стишок несколько раз со вниманием и чувством. Когда все переговорит Господу, и правилу — конец. Он уверяет, что как стал это делать, внимание не разбегается во все продолжение правила, и чувство держится. Но, конечно, не механическое повторение это производит, а сила мыслей, кои в стихах. Он говорит: «начинаю правило, положив пред собою все грехи свои, готовые за них суд, посрамление и осуждение, — и взываю о пощаде». Кроме этих стишков, он уже ничего не читает молитвенного. У вас есть домашнее молитвенное правило для всей семьи. Это святое дело не надо изменять или отменять. Но вам потом можно держать особое — для себя только правило… если вздумаете, по указанному образцу.

И вот что я хотел указать вам как дело. Если решитесь, наберите стишков… и правило готово.

Хождение в церковь — самое лучшее средство к раскрытию духа молитвенного, при коем не посмеет окаменеть сердце. Но вам едва ли можно этим всегда пользоваться.

Есть молитвенники, которые молятся одною Иисусовою молитвою… Но это для совершенных; а для нас начинающих эта единость мысли скоро наскучивает. Потому указанный прием лучше разнообразит содержание молитвы указанием разных нужд духовных. Между тем молитовки все обращаются к Господу. Следовательно, в духе и тут молитва Иисусова.

Вот вам — слово св. Исаака Сирианина — на случай охлаждения и нечувствия!

«Не смущайся мыслию и не подавай руки душевному расслаблению, но терпи, читай книги учителей, принуждай себя к молитве, и жди помощи. Она придет скоро, чего и не узнаешь».

(Вып. 1, стр. 232—233, п. 190)

vn001

На молитвенном правиле приутруждать себя надо. В монастыре святого Саввы на каждую молитву Иисусову кладут поясной поклон, а после каждого десятка — земной. Так и вам можно. Но, кажется, можно положить — известное число молитв говорить стоя, без поклонов. Это есть в правиле отца Серафима. Как, впрочем, применитесь. Только утруждать себя надо, хоть в меру. А то льгота малая поведет к большой, и все можно разорить. Когда станете на правило, а голова рассеянничает, так что с нею не управишься, понудить ее надо к порядку, сначала какими-либо мыслями остепеняющими: ибо это значит, что страх отошел и душа стала неукротимою. Если это не поможет, возьмитесь читать какие-либо молитвы, и читайте со вниманием, пока соберется в себя ум. Когда станет он в строй, тогда начинайте поклоны. Кладущий поклоны с рассеянною головою есть трость, ветром колеблемая. Впрочем, этот блаженный труд сам научит вас, как в каком случае действовать.

(Вып. 4, стр. 216—217, п. 729)

vn001

Благословим Господа и за сухость и за утешение. Где же ровно прожить? И в сердце, и снаружи все течет изменчиво. Стой, смотри и разбирай, как надлежит себя держать во всем. На то рассуждение дано человеку.

Да спеется молитва ваша! Вы переменяете нечто в правилах: хорошо. Болезненное в сердце к Богу обращение и припадание только да не отходит, а внешнее можно изменять, применяясь, как лучше. Вся искушающе, добрая держите (1Сол. 5:21).

(Вып. 4, стр. 217, п. 730)

vn001

Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле — большой поклон по четкам. То же и в конце правила. При поклонах — маленькие молитовки… Главная — Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов — назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50… Примерно — Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась… и на ходу и при работе… И другие молитовки можно всегда повторять… Боже, очисти мяБоже, милостивНастави мене, Господи Боже… и подобные.

… Но главное — старайтесь всегда помнить, что Господь близ… и все видит — и соответственно тому держите себя и внешне и внутренно.

(Вып. 3, стр. 154—155, п. 487)

vn001

Полюбились вам поклоны… И добре. Но не забывайте, что под поклонами должна идти молитва от сердца, — от сердца славословить Бога, от сердца благодарить, от сердца просить, своим ли словом, — что лучше — или заученным, только чтоб всюду было сердце…

Если хотите, чтоб псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их… Потом, никогда много не читайте… и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово. Когда разогреется от сего сердце, можно оставить псалмы… Помните сказание о некоем старце, что он только одну славу прочитывал, а потом уходил в сердце и созерцание… и так молился.

О поклонах, — поясные ли класть, или земные, — что толковать? Но так хорошо, как вы делаете: 10 поясных и один земной… Можно свободно класть, когда в пояс, когда до земли.

Поклоны поклонами, а главное — жизнь исправная. Исправная жизнь идет со страхом и трепетом, от памяти Божией не отходящей и всякий шаг сопровождающей. Отсюда трезвенность. Но вперед всего — ревность о спасении, сильная и безжалостная.

(Вып. 5, стр. 183—184, п. 908)

vn001

Молитвенное свое правило, по причине слабости зрения, вам можно ограничить временем, и часа, как вы делаете, для него достаточно. Вместо же читания молитв в молитвенниках можно вам молиться коротенькими молитовками. Дело сие состоит в следующем: изберите себе коротеньких молитовок, по вашим потребам духовным, десятка три-четыре-пять, заучите их на память и повторяйте их на правиле 5 и 10 раз каждую, как делают с молитвою Иисусовою, всячески стараясь, чтобы со словами молитовки шли неразлучно и помышления и чувства, выражаемые молитовками. Потрудитесь так час, и довольно. Главное дело в том, чтобы всякая молитовка произносимая исходила из сердца. Для этого при заучивании надо глубоко обдумать их. Содержанием молитовок должны быть: славословие, благодарение, прошение и особенно покаяние. Такие и молитовки надо подобрать. Садитесь, читайте псалмы…, и какой стишок падет на сердце, записывайте его. Потом возьмите Октоих, который весь состоит из умиленных воззваний к Богу, выбирайте подходящие вам воззвания и записывайте. Тоже и из молитвенников можно почерпнуть. Наберется много… Выберите из сего наиболее подходящее к вам, и молитесь сими молитовками.

Образчик коротких молитовок можно видеть в 24 молитовках Святого Златоуста, что помещаются в ряду молитв на сон грядущим. Их можете теперь заучить, обдумать и прочувствовать, и употреблять. Видно, что Златоуст ими молился.

Переделайте просительную ектению в короткие молитовки, так: день (или ночь, вечер) совершен, свят, мирен и безгрешен даруй мне, Господи, — и прочие 6 молитовок.

Возьмите из: «Помилуй мя, Боже» стихи — до «воздаждь ми радость спасения»… Все эти стишки глубоко покаянные.

Вот вам и правило на первый раз. Потом подобрать можете и более вам потребные молитовки. Помните, что молятся Богу не слова, а ум и сердце. Потому никогда не молитесь одними словами.

(Вып. 3, стр. 13—14, п. 379)

vn001

Как вы положили действовать относительно молитвы, добре. Попекитесь так устроиться и навыкнуть. Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы… Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное — внешнее.

Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвенного молитва не полна. То и другое надо иметь и по силе исполнять. Неотложный закон — внутренне молиться, и молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определенного времени, места и меры. Определение сих трех составляет правило молитвенное.

И тут руководитель — благоразумие; когда, где, сколько стоять на молитве, и какие употреблять молитвы… всякий может определять по своим обстоятельствам, — увеличивать, умалять, передвигать время и место… все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: непрестанно молиться.

Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно. Мысль о Боге — мысль о Его вездесущии, что Он везде есть, все видит и все содержит. Чувство к Богу — страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание всем угождать Ему одному, с таким же желанием избегать всего Ему неугодного, и главное — предание себя в Его святую волю беспрекословно и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно. Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружено в сердце.

Мысль может быть отвлекаема разными предметами; но и тут возможен навык не отступать от Бога, а всем заниматься при свете памятования о Боге. Вот об этих двух — о мысли и чувстве к Богу — всю заботу и иметь надо. Когда они есть, есть молитва, хотя нет молитвенных слов.

Утреннее молитвословие на то и назначается, чтобы водрузить в сознании и сердце сии две вещи… И с ними потом выходить на дело свое и на делание. Если вы утром восставите сие в душе, то вы помолились как следует, хоть и не все прочитаете молитвы…

Положим, что вы утром настроились так и вышли на дело. С первого шага начнутся впечатления от дел и вещей и лиц, отбивающие душу от Бога… Как быть? Надо поновлять мысль и чувство… внутренним к Богу обращением ума и сердца. А чтоб это удобнее было — надо навыкнуть какой-либо коротенькой молитовке и повторять ее как только возможно чаще. Всякая коротенькая молитовка идет к сему. Но пригожее всех молитва ко Господу Спасителю: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Трудитесь навыкать ей, и не отставайте, пока навыкните… Она, укоренившись, будет непрестанным двигателем и предстояния Богу мыслию и чувством к Нему. Вот вам вся программа молитвенного дела!

(Вып. 6, стр. 20—21, п. 947)

vn001

Моя мысль такая, что новоначальных прежде надо научить молиться как следует готовыми молитвами, для того, чтоб они усвоили себе и мысли и чувства и слова молитвенные. Ибо к Богу и слово должно быть обращаемо боголепное. Когда учитель заметит, что они достаточно в этом успели, тогда пусть скажет им, как молиться не чужими, а своими словами, — свои личные потребы духовные к Богу молитвенно вознося и моля Его милостиву быть к нему и помочь ему. В это же время можно им предлагать молиться коротенькими молитовками, указав образец их в 24-х молитовках святого Златоуста и разрешив ему набирать и другие подобные молитовки из псалмов, из молитв церковных и самому составлять их.

Сими коротенькими молитовками они добре навыкнут держать внимание не развлекающимся во время молитвы. Тут наконец можно им преподать уроки о молитве Иисусовой, не обставляя ее никакими внешними приемами и одно только внушая — износить сию молитву из сердца.

Молитва из сердца всякая должна исходить, — и другая какая молитва — не молитва. И молитвы по молитвеннику, и молитвы свои, и коротенькие молитовки все — должны идти из сердца к Господу, предзримому пред собою. Тем паче такою должна быть молитва Иисусова.

(Вып. 5, стр. 198, п. 917)

vn001

См. также: