Сегодня:

22 ноября 2017 г.
( 9 ноября ст.ст.)
среда.

Нектарий Эгинский.

Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария , митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Понедельник

Протоиерей Александр Шаргунов


ic007m

Лк., 65 зач., 12:13-15, 22-31


Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство, — обращается ко Христу некто из народа. Этот человек ошибся дверью, ибо Христос — не из числа раввинов, в обязанности которых входило решение подобных юридических вопросов. Христос пришел не для этого. Он пришел не для того, чтобы вершить на земле земной суд, Он пришел спасти нас. Обратите внимание на ценности Его суда: «Смотрите, берегитесь любостяжания, — говорит Он, — ибо жизнь человеческая не зависит от изобилия его имения». Мы все склонны вольно или невольно думать, что ценность жизни измеряется тем, что человек имеет или тем, что он делает, — все зависит от богатства его дарований, материального богатства, богатства возможностей. Господь же видит жизнь иначе, совершенно противоположно этому. Служение Господа — в благовестии Царства Небесного и в призыве к покаянию в грехах, корнем которых является сребролюбие.

«Деньги не пахнут» — так ли это? Что сказать о Ветхом Завете, где деньги — благословение, прежде чем стать проклятием? Сребролюбие — не в богатстве, а в преувеличенном желании материальных благ, в том, что человек не думает о других. На языке и в мыслях у него — только деньги: как умножить их и что можно сделать с этими деньгами для своей выгоды. Сребролюбие — бесчеловечно, противно Евангелию Христову, потому что оно ожесточает сердце. Оно — бессердечно. Оно несовместимо с верой, с доверием Богу. Когда деньги становятся абсолютной ценностью, в жертву им приносится все остальное. Временные блага имеют относительное значение для тех, кто хочет достигнуть жизни вечной. Иначе говоря, ни за какие деньги нельзя купить спасение. Может быть, и для этого человека богатство будет означать невозможность идти вслед Христу. Может быть, и для него за этим вопросом о наследстве стоит выбор — Бог или богатство. Сутяжники по наследству, потерпевшая сторона — это, увы, во все времена, всегда! Как всегда — люди, не понимающие, что Христос — Судья не по наследству. Сколько требуется проповедей, молитв, Божественных литургий, чтобы все христиане хорошо это поняли! И начали познавать Христа таким, каков Он есть, — в Его истине, в Его Крестных Страданиях, в Его любви к нам. Ибо Он пришел, чтобы имели жизнь и жизнь с избытком.

«Посему говорю вам, — говорит Христос, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды». Однако жизнь земная, как мы знаем, это пища и одежда. Как же мы обойдемся без них? Господь предупреждает Своих учеников против греха, в котором отделение земного от небесного, столь же страшное, как отделение души от тела, то есть смерть. Пища и одежда необходимы для жизни, но цель, к которой мы идем, несравненно более прекрасна, чем средства, употребляемые для этого. Самая прекрасная пища и одежда, какая есть на земле — из земли. А жизнь наша — от дыхания Божия. Бог дал нам душу и тело, и Он всего Себя отдает нам на Кресте.

Если мы воспримем эту тайну и будем заботиться о наших душах, о вечности — о том, что больше, чем земная жизнь — тогда нам станет понятно, что Бог, несомненно, позаботится об остальном. Мы знаем чудесные примеры из Священного Предания — как преподобная Мария Египетская ушла в пустыню всего с несколькими хлебами на много лет подвига. Вообще все жизнеописания святых полны рассказов о том, как малое количество пищи при благодати Божией, иногда несколько зерен, оказывалось достаточным, чтобы поддержать телесные силы человека.

Кто-то скажет: это же святые, а как же так может жить простой человек? Святые потому и святые, что научились от Господа, услышали эти Его слова: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54:23). Господь не обещает, что жизнь у нас будет в роскоши, в пирах, но Он твердо обещает все, необходимое человеку для жизненной дороги. Эти пиры и роскошь только мешают человеку идти, а то, что полезно ему, что укрепляет его силы, чтобы достойно проходить путь, ведущий к Богу, Он, несомненно, нам даст.

Некоторые говорят: что стало бы, если бы все стали жить, как эти пустынники, монахи, перестали бы трудиться, только молились бы — что бы стало с миром? «На земле наступил бы рай», — отвечает преподобный Силуан Афонский. Господь бы явил Свое чудо, мы бы все увидели, как Он может и сегодня, и всегда пятью хлебами не только пять тысяч напитать, но пять миллионов, и пять миллиардов. Но Он хочет прежде, чтобы мы исцелились пятью Его ранами от той тяжкой болезни, которой все мы больны. И научились принимать от Него Хлеб Небесный — все, что у Него есть, всю жизнь, которую Господь предлагает нам.

Но так горестно наше ослепление, так велико падение человека, что Бог посылает человека учиться у низшего творения. Он говорит: «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их». Бог питает их, и они поют среди ветвей. Вот жизнь какая! То есть, они непрестанно молятся и возносят Господу своему хвалу. И если бы мы не были угнетены многозаботливостью о завтрашнем дне, мы бы точно так же радостно пели среди небес, находясь на земле. Мы бы доставали небо уже сейчас. Не о птицах же небесных столько промышляет Господь, а о том, чтобы мы стали существами и земными, и небесными.

И посмотрите с размышлением на цветочки полевые. Есть много доброго и полезного, чему они нас научают на каждый день. Задумайтесь о том, какие они хрупкие. Они — трава полевая. Но и всякая плоть — трава, говорит нам слово Божие. Завтра эта трава полевая, пройдет немного времени, засохнет и будет брошена в огонь.

Мы не должны думать, во что мы оденемся завтра, потому что завтра, может быть, нам понадобятся совсем другие — погребальные — одежды. Цветы не трудятся, не прядут, но посмотрите, как прекрасны они! Посмотрите, как и из чего они растут! Корни их зимою погребены под землей, и кажется, уже вообще никаких цветов не будет, но когда наступает весна, они восходят из-под земли, из этого холода и мрака, вырастают таким сиянием и красотой, что даже Соломон во всей славе своей не имел таких одежд, говорит Господь. Он говорит о том, чтобы мы облекались в Его совершенство и красоту, потому что мы не хотим совлечься со смертью нашей, но облечься, чтобы смертное было поглощено жизнью, как говорит Апостол (2Кор. 5:4).

Но пусть никто не настраивается на мечтательность. Христос нигде не говорит, что мы не должны для земного трудиться. Это не только законно, это наш христианский долг. Праздность — искушение Бога, вместо детского доверия Ему, какое должно быть у души человеческой. Мы должны трудиться для земного, но есть несравненно более надежный и легкий, хотя трудный путь для того, чтобы все получить нужное нам, — это искание Царствия Божия и правды Его.

Святитель Феофан Затворник говорит, что мы должны исполнять свои каждодневные труды, но — добавляет он образно — как бы прикасаясь к ним только кончиками пальцев. Это не значит, что мы должны их исполнять небрежно. Нет, мы должны так смиренно исполнять земное служение, чтобы кончиками пальцев касаться тайны жизни.

Слово Христово — «не заботьтесь» — великая красота и высота, к которой призван каждый человек. Это и есть заповедь: «ищите прежде всего Царства Божия, и все остальное приложится вам». Следуя этой заповеди Господней, мы можем постигнуть тайну творения мира и человека, тайну Божия воплощения, Креста, Воскресения и Вознесения, тайну преображения всей твари. Все совершил для нас Господь, и нам дается радость — жить с Ним на земле и участвовать в этой тайне, восходя к бесконечно большему.



vn001

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки