Сегодня:

25 мая 2019 г.
( 12 мая ст.ст.)
суббота.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и вся Руси.

Седмица 4-я по Пасхе.
Глас 3.

Поста нет.

Свт. Епифания , еп. Кипрского (403). Свт. Германа , патриарха Константинопольского (740). Прославление сщмч. Ермогена , патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресвитера (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Собор новомучеников в Бутове пострадавших.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Брат Господень

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему.
Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

Это соборное Послание апостола Иакова (1: 5–8) — один из высочайших взлетов духовной мысли первохристианских времен. Память автора — Иакова, брата Господня, епископа Иерусалимского — 5 ноября. По традиции, в Саратовской епархии в этот день совершается Божественная литургия апостола Иакова, это самое раннее из известных нам чинопоследований Литургии.

Но кто он, апостол Иаков? И почему его так называют, что в данном случае значит — брат?..

Протоиерей Димитрий Усольцев,
секретарь ученого совета СПДС,
преподаватель Священного Писания Нового Завета.

Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти

?Отец Димитрий, начнем с установления личности, насколько это для нас возможно.

— Иакова, брата Господня по плоти, первого епископа Иерусалима, не нужно путать ни с Иаковом Зеведеевым (старшим братом Иоанна Богослова, который был убит Иродом, см.: Деян. 12: 2), ни с другим входящим в число двенадцати апостолов Иаковом — Алфеевым. Евангелие не сообщает нам ничего о жизни и действиях того Иакова, о котором мы с вами говорим; но о нём рассказывает книга Деяний апостольских. А апостол Павел в Послании к Галатам (1: 19) пишет: из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня; в следующей же главе называет Кифу (Петра), Иоанна и Иакова столпами Церкви (см.: 2: 9). Наиболее вероятным представляется, что Иаков был апостолом от семидесяти (см.: Лк. 10: 1).

?Но почему — брат, и вообще, кто такие братья Иисуса? Они упоминаются в Евангелии несколько раз, и, что примечательно — каждый раз чувствуется какое-то напряжение конфликта между ними и Христом.

— Да, евангелист Марк перечисляет четырех братьев Иисуса, начиная именно с Иакова (см.: 6: 3). Все три евангелиста-синоптика (см.: Мф. 12: 46–50; Мк. 3: 31–35; Лк. 8: 19–21) рассказывают об эпизоде, когда братья Иисуса вместе с Его Матерью желают поговорить с Ним, но не могут из-за собравшегося вокруг Него народа. А Иоанн Богослов, рассказывая нам о споре, возникшем между Иисусом и его братьями, сообщает, что братья Его не веровали в Него (7: 5).

Догмат о Приснодевстве Богоматери — неотъемлемая часть христианского вероучения; наиболее вероятным здесь представляется, что братья Иисуса — это сыновья Иосифа от первого брака. Вспомним книгу Бытия: все двенадцать сыновей Иакова-Израиля называются братьями, хотя они от разных женщин.

?Есть такой апокриф: Иосиф перед смертью решил поделить меж сыновьями принадлежавшую ему землю и включил в число наследников также и младшего, Сына Марии; а старшие были этим весьма недовольны, и лишь Иаков заступился за Иисуса.

— Это именно апокриф, мы можем допускать вероятность такого хода событий, но не более того. Никаких подтверждений этому нет. Иосиф Обручник был ревнителем Закона, его семья жила в ветхозаветной праведности, может быть, поэтому у братьев возникало недоверие к тому новому, что исходило от Иисуса. И это недоверие, эти сложности в отношениях, может быть, и не нужно называть враждой. Мы не можем сказать точно, когда именно Иаков уверовал и обратился ко Христу, но, как уже сказано выше, он стал одним из столпов Его Церкви.

?Обратимся к личности Иакова: что это был за человек?

— Это был строгий ревнитель иудейского Закона, человек весьма благочестивый, праведный, он пользовался огромным уважением не только среди христиан, но и среди иудеев. Уверовав, обратившись ко Христу, Иаков не отказался от соблюдения Закона: когда Павел, апостол язычников, вернулся в Иерусалим из миссионерского путешествия и пришел со своими учениками — Лукой, автором Деяний, и другими — к Иакову, Иаков и его ученики сказали: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона (Деян. 21: 20). Затем они попросили Павла пройти обряд очищения, дабы все убедились, что и он тоже соблюдает Закон (см.: Деян. 21: 18–26). И при всем этом именно слово Иакова становится решающим на апостольском Соборе (см.: Деян. 15), принявшем решение не затруднять обращающихся к Богу из язычников (15: 19), т. е. не принуждать их к обрезанию. Строго соблюдая Закон, данный его народу через Моисея на горе Синай, Иаков не навязывает Закона другим, тем, кто не родился в Законе, кому Сам Бог его не заповедал; в этом видна мудрость и смирение первого иерусалимского епископа.

Иерусалимской церкви, возглавляемой праведным Иаковом, принадлежала особая роль в раннехристианском мире: она для всех остальных была церковью-матерью, они пребывали не только в любви к ней, но и в послушании. Апостол Павел в своих миссионерских путешествиях собирал деньги для церкви Иерусалима.

?Епископа Иакова ждала мученическая кончина; расскажите об этом.

— Принятое Церковью житие апостола Иакова, брата Господня, говорит: поскольку авторитет его рос, иудеи весьма озаботились тем, что он слишком многих может обратить ко Христу. В 62 году по Р. Х. они воспользовались ослаблением римского контроля за Иерусалимом: правитель Фест, упоминаемый в Деяниях (тот самый, который сказал апостолу Павлу, что большая ученость довела его, Павла, до сумасшествия (см.: 26: 24)), был отозван в Рим, а сменивший его на этом посту Альбин в Иерусалим еще не прибыл. Фарисеи и саддукеи собрали толпу, вывели старца Иакова на портик храма и устроили ему допрос; он твердо исповедал Христа, распятого и воскресшего. Тогда его сбросили наземь и убили, несмотря на то, что многие в толпе протестовали против убийства праведника. Вместе с Иаковом в тот день многие иерусалимские христиане сподобились мученического венца. Иосиф Флавий, автор исторических хроник того времени, утверждает, что подавление иудейского восстания, взятие Иерусалима войсками Тита в 70 году и те страшные бедствия, которые за этим последовали, — Божия кара за убийство праведника Иакова, приходившегося братом Иисусу. Евсевий Кесарийский писал, что ярость фарисеев и саддукеев обрушилась на Иакова, поскольку Павла не было в Иерусалиме, его как раз вывезли в Рим, на суд кесаря (см.: Деян. 26: 32).

?Наконец, о Послании апостола Иакова: когда и при каких обстоятельствах оно было написано? В чём его особенности?

— Апостол Иаков написал своё Послание незадолго до смерти, обращаясь к иудеям рассеяния — евреям, живущим не в Иерусалиме, не в Иудее, а в иных землях. В нём лишь однажды упоминается Иисус Христос (Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак. 5: 6)). Из-за этого некоторые протестантские авторы утверждали, что Послание не может принадлежать апостолу Христа. Но апостол Иаков говорит о духовной и нравственной жизни учеников Христовых. К сожалению, из Послания Иакова часто цитируется лишь одно, можно сказать, общеизвестное место: вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (2: 17) или ниже: вера без дел мертва (2: 26). Здесь можно увидеть ложное противоречие с апостолом Павлом: человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа (Гал. 2: 16). На самом деле апостолы ведут здесь речь о разных делах: Павел — о делах Закона, Иаков — о делах любви. Однако Послание Иакова замечательно не одним только этим местом. По сути, это маленький учебник благодатной жизни — жизни во Христе. Чтобы убедить в этом всех читателей, приведем еще одну цитату (Иак. 1: 19–25):

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

?В чем особенность чинопоследования Литургии апостола Иакова?

— Это древняя Литургия, и она несколько пространнее более поздних, хорошо известных нам Литургий — Иоанна Златоуста и Василия Великого, хотя в целом построена так же, как они. За Литургией апостола Иакова диакон возглашает ектении, стоя лицом к народу; так же, лицом к народу, читается Священное Писание, причем духовенство в этот момент находится в середине храма. Малый и Великий входы совершаются таким образом, что процессия обходит весь храм. Вместо Херувимской песни на Великом входе поется «Да молчит всяка плоть человеча» — в нашем уставе этот тропарь положено петь только в Великую Субботу. Не только священнослужители, но и миряне, причащаясь, принимают Тело и Кровь Христа по отдельности, как совершалось это в древности: сначала священник (или архиерей, если служба архиерейская) влагает в уста причащающегося частицу Тела, затем диакон (или священник) дает ему испить Крови из потира. Литургия апостола Иакова замечательна и значима для нас тем, что позволяет нам прикоснуться к раннехристианской эпохе.

Беседу вела Марина Бирюкова.

vn001

Источник: Газета «Православная вера», № 20 (544)