Сегодня:

22 ноября 2017 г.
( 9 ноября ст.ст.)
среда.

Нектарий Эгинский.

Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария , митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Четверг, 30 ноября / 13 декабря

Седмица 28-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов


a059m

Лк., 100 зач., 20:9-18


Эту яркую притчу мы все хорошо знаем. Она в немногих словах раскрывает судьбу Израиля, и не только его. Но прежде всего — Израиля.

Виноградник, который насадил Господь, возлюбленный виноградник, как говорит пророк Исаия (Ис. 5:1), есть Израиль. А Господин виноградника — Сам Бог. И Бог отдает виноградник делателям — духовным вождям Своего народа. Слуги, которых посылает Бог в виноградник — пророки. Одних из них избивают, других убивают. А Господь, долготерпеливый и многомилостивый, снова и снова посылает слуг, чтобы устыдились виноградари и вспомнили о том, что им надлежит делать. И, наконец, Сын, Которого посылает Господин виноградника, есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос.

Самое страшное заключается в том, что люди, к которым был послан Сын Господина виноградника, абсолютно точно знали, что это Сын. Это самое поразительное в притче. Они ищут убить Сына Божия не потому, что не знают, что Он Мессия, а потому что знают, что Он Мессия. Тут нет никакой путаницы, каких-то случайных совпадений. Они точно знают, что Он Собой представляет, не сомневаются в Его чудесах, видят силу Божию, которая в Нем действует. И именно оттого, что они знают, что это не лжемессия какой-нибудь, а подлинный Мессия, они ищут Его убить.

Эти люди думают, что появилась реальная возможность убить Бога и стать свободными. Мы с вами часто говорим о той свободе, которая сейчас проповедуется в мире, как о новом всепобеждающем учении XXI века. Это та самая свобода, когда человек хочет, чтобы Бог ему не мешал, чтобы Бога можно было изгнать из своей жизни, убить в конце концов, и остаться с дарами, полученными от Бога. Суть этой свободы, говорят они, заключается в том, что человек, если он хочет осуществить себя, раскрыть свою природу до конца, не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений. Ради такой свободы совершилось злодеяние, о котором слышим мы сегодня в Евангелии.

Мы знаем, что это пророчество исполнилось, когда первосвященники и книжники-фарисеи взяли Христа и предали Его на смерть. Но мы должны также знать и то, что все продолжается до последнего раскрытия «тайны беззакония», как в истории Израильского народа, так и в истории всех народов, которые не приняли Христа. Святой Иоанн Златоуст говорит, что дары Божии непреложны. И когда богоизбранный народ направляет свои дары исключительно на земное, он может больше всех преуспевать в земном. «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в роде своем» (Лк. 16:8). Мы видим, как осуществляют сегодня сыны века сего свое господство во всем мире.

Слушая притчу, мы думаем, что мы, православные христиане, являемся как раз тем народом, которому передан этот виноградник, и он должен принести стократный плод. И это действительно так. Но вот о чем нам нельзя никогда забывать. Если мы, зная Христа, зная о тайне Его смерти и Воскресения, причастные благодати Христовой Церкви, не живем по нашей веремы сознательно отвергаем Бога. Зная путь Божий, избираем свободно и сознательно свой собственный путь. «Тайна беззакония» совершается на разных уровнях — не только во внешнем мире, но и внутри самой Церкви.

«Камень, который отвергли строители, — говорит Христос, — сделался главой угла. От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших». В течение всей истории происходит это отвержение Христа. Мы видим попытки уничтожить Его, истребить имя Его из памяти человеческой в нашем Отечестве в минувшем веке. Но всегда Христос, распятый и поруганный, оказывается Господином истории, Он в центре всего, что происходит, Судия и Царь мира.

Господь говорит, что всякий, кто преткнется об этот камень, — разобьется, а тот, на кого этот камень упадет, того он сокрушит (Мф. 21:44). Речь идет о двойном падении. Камень — это Христос и заповеди Его. Сознательное отвержение заповедей Божиих подобно попытке пробить головой каменную стену. Это есть не что иное, как беснование, безумное самоуничтожение человека.

Падения и соблазны могут быть иногда как бы по неведению, когда человек внезапно претыкается. Но бывает и сознательное противление Христу. И тогда этот камень, который есть Христос, всей правдой, всей любовью Своей падает на всякую неправду, на всякое сознательное отвержение правды и любви, и сокрушает противящихся Ему.

Страшно преткнуться о камень заповедей Божиих, но бесконечно страшнее — когда это становится окончательным выбором. Когда человек принимает сторону того, кто обладал некогда всеми дарами света, а стал падшим ангелом, тьмою и врагом Божиим. Таинственно совершается Промысел Божий в истории, и одновременно он слишком очевиден.

«Горе тому, через кого соблазн приходит», — говорит Господь. И не меньшее горе тому, кто без сопротивления поддается соблазнам. Но всякому, кто устремляется строить жизнь по правде Христовой, подается неодолимая крепость от Господа и радость, которой никто не может отнять.



vn001

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки
Святитель Николай Сербский. Проповедь: Евангелие о злых виноградарях.