Сегодня:

19 ноября 2017 г.
( 6 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Варлаам Хутынский.

Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (800-820). Прп. Луки , эконома Печерского (XIII). Свт. Германа , архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Историческая справка

Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбя­щих Радость» на Новом кладбище г. Козлова (ныне г. Мичуринск) была построена на средства козловского купца Ивана Ивановича Воронова. В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» протоиерея Георгия Хитрова, вышедшем в 1861 году, годом постройки церкви назван 1803 год. До 1808 года церковь была приписной, то есть не имела своего причта. Это следует из записи в «Памятной книжке Тамбовской губернии, 1894 год», где Скорбященская церковь упомянута как самостоятельная с 1808 года.

 Протоиерей Георгий Хитров указывает также, что церковь была трех-престольная. Два других престола были: во имя Казанской иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи («Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год». Запись в «Памятной книжке Тамбовской епар­хии, 1902 г.» говорит о том, что к тому времени в церкви осталось лишь два престола – престол во имя Казанской иконы Божией Матери был упразднён. К 1911 году церковь стала однопрестольной («Историко-статисти­ческое описание Тамбовской епархии, 1911 год»).

Иван Иванович Воронов скончался в 1805 году и был погребен у алтаря построенной им церкви. Рядом с ним погребена его супруга, Мария Леонтьевна, скончавшаяся в 1808 году в возрасте 55 лет.

В начале 20-го века Скорбященская церковь содержала церковную школу в одном из купеческих домов и выделяла на её содержание определённые годовые суммы (ГАТО.-Ф. 181, оп. 1, д. 2119).

Утверждение советской власти на Тамбовщине сопровождалось упразднением церквей и закрытием монастырей. К концу 1918 года официально завершилась ликвидация тамбовских монастырей. Городские власти докладывали: «Монашествующие до 55-летнего возраста, как элемент паразитирующий, выселены, старые и больные переданы в ведение отдела социального обеспечения». Началось закрытие церквей. Особенно усиленно уничтожалась епархия в 20–30-х годах «в связи с фактами выступления против советской власти при вспышке кулацко-эссеровского мятежа в Тамбовской губернии в 1920–1921 годах». Не помогло и обновленческое движение, начавшееся здесь весной 1922 года. К концу 30-х годов в Тамбовской епархии не было ни одной действующей церкви. В Скорбященской церкви в эти годы размещалась тракторная мастерская. В 1939 г.  церковь должны были разрушить, но успели разобрать только колокольню.

 В конце лета 1943 г. при церкви была создана община верующих Патриаршей юрисдикции во главе с митрофорным протоиреем Александром Лебедевым. Она стала первым православным приходом в Тамбовской епархии. Здание церкви было передано общине 30 сентября 1943 года решением исполкома Мичуринского горсовета. Состояние церкви было ужасающим.Вот как пишет об этом времени дочь протоиерея Александра Лебедева Вера Александровна Рябова:

 «Алтарь был пробит, стены облуплены, разрушены, холод, пола не было. Стройматериалы достать было невозможно. Папа, староста Изумрудов Леонид, его помощница Любовь Яковлевна с радостью принялись за работу.Народ ликовал. Несли в храм всё что у них было: кирпичики, дощечки, краски, железо. Нашлись рабочие-энтузиасты, те, что не годились на фронте, кровельщики, художники. Храм оживал очень быстро. Народ воспрял духом, радовался. С Божией помощью все было сделано. Запел хор, зазвенели колокола, художники сделали росписи. Появился иконостас».

Уже к 20 октября храм был подготовлен к богослужению. О получении церкви и окончании ремонта было своевременно сообщено Священному Синоду, однако ответ Синода почему-то не был получен. Уступая просьбам верующих, протоирей Александр Лебедев, избранный настоятелем храма, совершив малое освящение церковного здания, приступил к общественному богослужению и исполнению треб без благословения Святейшего Патриарха. Кроме просьб верующих, начать службу его понудило опасение, что храм могут захватить обновленцы. В свое время в г.?Мичуринске было большое обновленческое движение, возглавляемое архиепископом Алексием Буем. Со дня передачи здания храма верующим «буемцы» подняли яростную агитацию против Патриарха Сергия, убеждая подписавших ходатайство об открытии церкви отказаться от своих подписей и выйти из состава религиозной общины. Учитывая это положение и возможные вредные последствия, протоирей Лебедев принял решение начать богослужения, о чем он сообщил 1 декабря в своем прошении к Святейшему Патриарху Сергию, прося благословения, получения указаний и распоряжений. К прошению были приложены заявления и послужные списки митрофорных протоиреев Александра Лебедева, Георгия Успенского и священника Иоанна Свищева. Святейший Патриарх Сергий 13 декабря благословил служение всем троим — Лебедеву, Успен­скому и Свищеву.

«Храм содержал много семей фронтовиков, кормил, одевал их сирот, покупал беднякам дрова, картошку. Помогал детишкам учиться, заботился о больных и престарелых. Папа очень любил детей и они его любили, доверчиво льнули к нему.

Папа без устали причащал, отпевал, служил на могилках панихиды, что было запрещено. Ходил в любую погоду, в дождь, метель, морозы по деревням с требами. Никогда не имел ни зимнего пальто, ни валенок. Отказа никогда не было ни кому.

В деревнях была нищета, холод, голодные дети. Папа (о. Александр) никогда ничего не брал за труды. Оставлял что у него было и уходил. Возвращался домой замерший, с сосульками в бороде, но с душевной радостью.

В Тамбовской епархии в это время был архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Он очень любил моего папу, был с ним очень дружен и ласков. Папа часто ездил к нему в Тамбов. У них было очень много общего. Даже места их ссылок были те же...» (Из письма дочери о. Александра Лебедева от 5 февраля 2005 г.)

В конце 1943 года в Тамбовской епархии имелось лишь два действующих храма — Покровская церковь в г. Тамбове, где богослужения начались лишь в конце декабря, и Скорбященская Новокладбищенская церковь в г. Мичуринске.

В тяжёлые годы войны, только за несколько месяцев 1944 г., прихожане Скорбященского храма, вместе с прихожанами двух других действующих церквей Тамбовской епархии (Покровская в  г. Тамбове и Никольская в г. Моршанске), собрали более 250 тысяч рублей на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского. Всего же за неполных два года церквями Тамбовской епархии в фонд Победы было перечислено около миллиона рублей.


 

dec2

О священнослужителях нашего храма

К глубокому сожалению, данных о служивших в храме священнослужителях практически нет. Предлагаем Вашему вниманию то, что удалось установить на сегодняшний день по различным источникам:

? – 1876 год – ?

Причт: священник, викарный диакон. и псаломщик.

Священник: Петр Кириллович Троицкий, рукоположен в 1869 г.

Церковный староста: козловский купеческий сын Прутцков, 1873 г.

Источник: «Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год».

? – 1897 год

Священник: протоиерей Феодор Шаров, рукоположен в 1857(?) г.

1897 — 1930

Священник: протоиерей Михаил Трофимович Богородицкий, рукоположен 7 июня 1898 г.

mbogorod-250

Священномученик. Канонизирован 24 декабря 2004 года.

Дни памяти: Собор новомучеников и исповедников Российских
(первое воскресение, начиная от 25.01/07.02);

24 ноября / 7 декабря — день мученической кончины (1937 г.).









? – 1902 год – ?

Диакон: Петр Иванович Полянский, 1847 г.р., рукоположен 6 декабря 1868 г.

Псаломщик: Иван Алексеевич Данилов, 1851 г.р.

Источник: «Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год».

? – 1910 – ?

Церковный староста: личный почётный гражданин Козлова купец Михаил Николаевич Прудской.

Источник: ГАТО.-Ф. 181, оп. 1, д. 2119.

1913 год

Настоятель: иерей Михаил Трофимович Богородицкий

Священник: иерей Петр Иванович Полянский

Источник: Адрес-календарь за 1913 год

1943 – 1948 гг.

Настоятель: митрофорный протоиерей Александр Лебедев.

Lebedev-1

– один из самых выдающихся церковных деятелей тамбовской истории этого периода (С. Чеботарев. Тамбовская епархия 40-60 гг. XX века.– Тамбов, 2004. С.147)
В 1948 г. – вручена медаль «За доблестный труд в ВОВ» (ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 109. Лл. 98-100).
Отношения с прибывшим на Тамбовскую кафедру епископом Иоасафом не сложились, в первую очередь из-за переписки о. Александра с архиепископом Лукой. Епископ Иоасаф, считая, что письма Луки в Тамбов подрывают его авторитет и настраивают против него определенную группу духовенства, обратился к уполномоченному с просьбой помочь прекратить эту переписку. По указанию Совета по делам РПЦ патриарх сделал соответствующее внушение архиепископу Луке, а в Тамбове тех, кто переписывался с ним, стали вызывать в НКВД и требовать прекратить переписку. В конце 1947-начале 1948 гг. патриарх Алексий I вызвал о. Александра в Москву, где о. Александр некоторое время служил со Святейшим в Богоявленском соборе.

1943 – 1953 гг.

Священник: митрофорный протоиерей Георгий Андреевич Успенский.

1874 г. – †12 сентября 1953 г., Мичуринск, Тамбовская обл. Источник: ЖМП, 1953. №11. С.67-68.
Родился в с. Головщино Грязинского района Липецкой обл. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию. На момент ареста, в 1936 г., служил священником в церкви с. Донское Мичуринского района Тамбовской обл. Приговором выездной сессии специальной коллегии Воронежского обл. суда в г. Мичуринске от 6 июля 1936 г. приговорен по ст.58-10 УК РСФСР к 5 годам тюремного заключения. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской обл. 28 сентября 2001 г.
C 4 октября 1949 г. - духовник Мичуринского округа (ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 109. Лл. 80-83).

 

1943 – 1954 гг.

Священник: иерей Иоанн Васильевич Свищев.

1890 г. – †14 мая 1954 г., Мичуринск, Тамбовская обл.
Родился в в семье псаломщика, духовное образование получил в Тамбовской духовной семинарии, а пастырскую деятельность начал в 1913 году.
Во время Первой мировой войны о. Иоанн служил полковым священником в 20-м Галицком полку.
По окончании войны он вернулся в свою родную Тамбовскую епархию и служил в Ильинской и Скорбященской церквях Мичуринска.
С 1945 г. - протоиерей;
с 1948 г. - настоятель Скорбященского храма и благочинный Мичуринского округа.
В 1949 г. епископом Иоасафом был снят с должности благочинного за «поддержание контактов» с епископом Рязанским Филаретом (Лебедевым – бывшим настоятелем Скорбященского храма), с которым у епископа Иоасафа отношения так и не наладились (справку о святых источниках прот. Иоанн от 24 ноября 1953 г. подписывает лишь как настоятель) (в октябре 1949 г. на епархиальном Совете в качестве Мичуринского благочинного присутствует прот. Иван Руднев).

Источник: ЖМП, 1954. №8. С.11.

1943 – 1949

Церковный староста: Леонид Изумрудов.

По настоянию епископа Иоасафа в 1949 г. церковный совет Скорбященского храма был полностью переизбран – за «поддержание контактов» с бывшим настоятелем храма, ныне – епископом Рязанским Филаретом (Лебедевым).

1945 – 1974 гг.

Диакон: протодиакон Митрофан Федорович Рыжкин.

ryzhkin-250

Родился 30 мая 1887 (1877 ?) г. в с. Волхонщина Пичаевского р-на в семье крестьянина;
1902 г. – окончил Волковскую второклассную школу
1906 г. – окончил ТМПШ, псаломщик в Преображенском храме с. Б. Пичаево
1914 г. – диакон, рукоположен архиепископом Тамбовским Кириллом (Смирновым) (†1941)
1920 г. – диакон в Сретенской церкви с. Вяжли Пичаевского р-на
1937 г. – судим заочно Тамбовской тройкой НКВД по ст. 58-10 на 10 лет ИТЛ, отпущен в 1942 г без поражения в правах.
1945 г. – диакон Скорбященской церкви г. Мичуринска
1951 г. – протодиакон
1962 г. – камилавка
1968 г. – умерла жена (венчался с Павлой Петровной Критской 1892 г.р. в 1910 г.)
1972 г. – награжден патриаршей грамотой
Умер 4 декабря 1974 г. в Мичуринске после непродолжительной тяжелой болезни.

Отец протодиакон был требователен к себе, отличался благоговением в совершении богослужений. За ревностные диаконские труды был удостоен награждения камилавкой. За душевную теплоту, внимательное отношение к людям его любили и уважали и клирики, и прихожане. В день его отпевания, 6 декабря, храм был заполнен молящимися, пришедшими отдать последний молитвенный долг усопшему. После заупокойной литургии и отпевания, совершенных причтом Скорбященской церкви г. Мичуринска, тело покойного отца протодиакона было предано земле.

? – 1945 год – ?

Диакон: В.Е. Асташев, 1877 г.р., рукоположен в 1920 г., закончил городское училище.

1946 – 1973

Священник: протоиерей Серафим Алексеевич Жданов.

Родился 1 августа 1904 г. в г. Липецке в семье священника. По окончании Липецкого Питиримовского училища некоторое время служил псаломщиком в Покровском храме в г. Липецке. С 1941 года находился на фронтах Великой Отечественной войны. Был тяжело ранен.
В 1946 году епископом Тамбовским и Мичуринским Иоасафом (Журмановым) был рукоположен во диакона, затем — во пресвитера Скорбященского храма г. Мичуринска, где и служил до выхода за штат в 1973 году.
1964 г. – В Списке священников епархии по сост. на 1 января 1964 г. упоминается как протоиерей.
Отец Серафим был отзывчив и мягок с сослужителями, безотказно совершал все службы, невзирая на болезнь, за что пользовался уважением и любовью прихожан.
Ско­ропостижно скончался 14 августа 1975 года.
Отпевание усопшего отца Серафима было совершено 17 августа после Божественной литургии в Скорбященском храме в г. Мичуринске при множестве молящихся. После отпевания гроб с телом покойного пастыря при пении ирмосов «Помощник и Покровитель…» был обнесен вокруг храма и предан земле на кладбище.

1949 – 1960

Священник: протоиерей Георгий Семенович Дарков.

Родился 22 мая 1880 г. в с. Унсор Можарского р-на Рязанской области.
1896-1900 гг. – обучение в Рязанской духовной семинарии. Окончил 4 класса.
1900-1902 гг. – учитель церковно-приходской школы Новокрасной Слободы Рязанской обл.
1902-1911 гг. – псаломщик Введенской церкви г. Рязани
1911-1913 гг. – диакон Николо-Бавыкинского женского монастыря Сапожковского уезда Рязанской области.
1913 г. – 6 сентября архиепископом Рязанским Димитрием рукоположен в иереи.
1913-1929 гг. – священник Троицкой церкви с. Романовы Дарки Сапожковского уезда (Путятинского р-на) Рязанской обл.
1929-1932 гг. – был репрессирован
1932-1937 гг. – священник Покровской церкви с. Агро-Пустынь Рязанской обл.
1937-1945 гг. – сторож фельдшерско-акушерской школы г. Тамбова
1945-1947 гг. – священник Преображенской церкви с. Семеновское Высоковского р-на Московской обл.
1947-1949 гг. – священник Покровской церкви с. Гавриловка Хоботовского р-на Тамбовской обл.
1949-1960 гг. – священник Скорбященского храма г. Мичуринска
1960 г. — почислен «за штат» по болезни

Награды: 1934 г. – наперсный крест, 1948 г. – протоиерей, 1955 г. – палица.
В списке священников Тамбовской епархии на 1 января 1964 г. не упоминается.

1953 г.– ? (ранее 1964 г.)

Настоятель: протоиерей Дмитрий Николаевич Нестеров.

nesterov-250

Родился в 1877 г. в г. Витебске. Рукоположен в 1905 г. Закончил семинарию.
На момент ареста, в 1937 г., служил священником в одном из приходов Калининской области. Постановлением тройки УНКВД по Калининской области от 20 августа 1937 года приговорен по ст.58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Освобожден из Локчимлага Республики Коми досрочно 20 сентября 1943 г.
В 1944 г. - протоиерей, настоятель Николаевской церкви г. Моршанска. В справке «О церковной жизни Моршанских горожан» читаем: «Особой популярностью пользуется протоиерей Дмитрий Николаевич Нестеров. Производит впечатление интеллигентного и корректного человека» (ГАТО Ф. Р-5220. Оп. 1. Д. 37. Л. 44).
В 1948 г. - протоиерей, благочинный Кирсановского округа;
В 1948 г. вручена медаль «За доблестный труд в ВОВ»;
В списке священников Тамбовской епархии на 1 января 1964 г. не упоминается.

1957 г.– ?

Священник: иерей Георгий Иванович Плужников.

Родился в 1928 г. Прибыл на приход после окончания в 1957 г. Московской Духовной семинарии. В списке священников Тамбовской епархии на 1 января 1964 г. упоминается в сане иерея. Есть упоминание, что в 1967 г. о. Георгий продолжал служить в Скорбященском храме, но уже в сане протоиерея.