Сегодня:

19 ноября 2017 г.
( 6 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Варлаам Хутынский.

Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (800-820). Прп. Луки , эконома Печерского (XIII). Свт. Германа , архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Жизнеописание схимонахини Серафимы (Белоусовой) - Часть 1

16.11.2009 16:02

Когда до кончины великого Оптинского старца Амвросия оставалось немногим менее года, в семье часто бывавших у него со своими духовными нуждами государственных крестьян Стрелецкой слободы города Лебедяни Липецкого уезда Тамбовской губернии Поликарпа Васильева и Екатерины Максимовой Зайцевых 1/14 ноября 1890 года родился восьмой по счету ребенок — на этот раз дочка, которую из-за свирепствовавшей тогда эпидемии холеры тут же и окрестили с именем Матрона. Таинство Святого Крещения над однодневным младенцем совершил священник Христорождественского храма Иоанн Златоверховников, а восприемниками будущей великой подвижницы стали государственные крестьяне Покровской слободы Петр Васильев Коновалов и Стрелецкой слободы Анна Тимофеева Дубинина [1].

Имея обыкновение брать с собой к преподобному Амвросию кого-либо из детей, привезли Поликарп и Екатерина к нему в Шамордино под благословение и свою девятимесячную Матронушку. Прозорливый старец взял ее на руки и предсказал, что сначала она поживет в благочестивом браке, а затем примет монашество и вся Оптина в ней будет. Последнее из этих пророчеств подразумевало то, что Матрона станет духовной дочерью последних Оптинских старцев и глубоко впитает в себя их заветы и преемственно сложившийся в Оптине благо­датный старческий дух.

Пришло время, и духовным отцом Матроны Зайцевой стал ученик святого Амвросия, преподобный оптинский старец иеросхимонах Анатолий (Потапов). Под его мудрым отеческим руководством и возрастала будущая схимница и старица.

 

Было, у кого поучиться Матроне самоотверженной любви и состраданию и в родном доме. С раннего детства довелось ей много и тяжело трудиться, чтобы чем-нибудь помочь своим родителям, братьям и сестрам. Для этого ей часто приходилось вставать ни свет, ни заря и отправляться на работу к зажиточным людям. Однажды Матрона проснулась оттого, что на нее упала горячая слеза матери, которой жаль было будить дочку. И чтобы впредь не терзать ее любящее материнское сердце Матрона старалась с тех пор просыпаться самостоятельно. Училась она у своей матери и драгоценным в очах Божьих смирению и терпению. Нередко приходилось ей трудиться целый день почти что даром. Так, отработав однажды у неблагодарных людей с раннего утра до позднего вечера, Матронушка принесла домой одни лишь желтые переспевшие огурцы как нищенскую плату за свой тяжелый труд. Придя домой, она села и расплакалась от досады, усталости и обиды. А Екатерина Максимовна утешала ее, говоря: «Не плачь, дочка, сначала тебе дали такие огурцы, а затем увидят, как ты хорошо работаешь — лучше дадут».

При всем трудолюбии дружной и многодетной семьи Зайцевых, еда в их доме была самая простая и постная — пустой кулеш на воде.

 

С детства выделялась Матрона в среде своих сверстников. Духовная дочь матушки Серафимы вспоминает, как та ей рассказывала: «Когда я была еще девчонкой, мальчишки кричали мне вослед: „Монашка, монашка!“ и бросали в меня камни. Я остановлюсь, спою им песню, спляшу, но они все равно меня дразнили». Старец Анатолий на это говорил, что когда Господь ставит на человеке печать Своего избранничества, враг внушает злым людям, показывает им, кто есть кто, и всячески через них истинным рабам Божьим досаждает.

Единственным утешением Матроны были посещения Оптиной пустыни и постоянные горячие молитвы.

Когда ей исполнилось двенадцать лет, Господь явил в Своей чистой сердцем рабе благодатный дар прозорливости. Открылось это, когда Матрона находилась на улице вместе с подругами и неожиданно для всех обратилась к бывшей с ними некрасивой восемнадцатилетней девушке: «Ты тут с нами бегаешь, а к тебе свататься жених из Москвы приехал». Удивленная девица пошла домой и то, что сказала ей отроковица, оказалось правдой.

Как и было ей предсказано преподобным Амвросием, в 19-летнем возрасте Матрона вышла замуж за глубоко верующего и горячо полюбившего ее 19-летнего крестьянина Стрелецкой слободы Кирилла Петровича Белоусова. Случилось это 10/23 февраля 1910 года. Благословил их под венец старец Анатолий, а венчал священник Христорождественского храма Владимир Бредихин с причтом [2].

В семье Кирилла и Матроны Белоусовых всегда царили единодушие, мир и лад. В 1910 году Господь благословил их брак рождением первенца Александра, а еще через два года у них появилась дочь Ольга. Перед трагическими для России событиями 1917 года все они переезжают в Козлов. И теперь в их хлебосольном доме часто останавливаются дорогие их сердцу монахи Оптиной пустыни, привозившие на продажу в Козлов труды своих рук. Любовь Матроны к Оптине была так велика, что она однажды вышла проводить монахов-гостей и, не предупредив домашних, отправилась к старцу Анатолию и пробыла здесь довольно продолжительное время, исполняя различные послушания. И это из ряда вон выходящее событие, хотя и заставило волноваться ее супруга, нисколько не омрачило их подлинно христианской, жертвенной взаимной любви.



 

 

Содержание

Жизнеописание схимонахини Серафимы (Белоусовой)

Часть 1

Часть 2. Чудесное видение в Оптиной обители

Часть 3

Часть 4. Война

Часть 5. Передача Свято-Никольского собора г.Воронежа

Часть 6. Восстановление Свято-Никольского собора

Часть 7. В Мичуринске

Часть 8. Воспоминания духовных чад

Часть 9. Воспоминания протоиерея Николая Засыпкина

Часть 10. Из воспоминаний духовных чад

Часть 11. Из воспоминаний духовных чад

Часть 12. Из воспоминаний духовных чад

Часть 13. Кончина матушки

Часть 14. Посмертные явления, исцеления и чудеса

Часть 15. Исцеления и чудеса. Продолжение

Часть 16. Исцеления и чудеса. Окончание

Часть 17. Фотографии