Сегодня:

21 ноября 2017 г.
( 8 ноября ст.ст.)
вторник.

Собор всех архангелов.

Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила , Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.


Утр. - Мф., 52 зач., XIII, 24-30, 36-43. Лит. - Бесплотных: Евр., 305 зач., II, 2-10. Лк., 51 зач., X, 16-21.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова


ic028m

Тропарь, глас 2-й

Апостоле, Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны; приемлет тя припадающа. Иже падша на перси приемый, Егоже моли, Богослове, и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2-й

Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов.

Величание

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.


vn001

Святая Православная Церковь сегодня молитвенно творит память святого евангелиста Иоанна. Весь великий и святой дух этого апостола проявился в беззаветной, преданной до самопожертвования любви ко Христу Спасителю. Как только он услышал призвание к апостольскому служению — тотчас оставил все земное, мирское и всецело отдался своему Божественному Учителю, неотлучно следуя за Ним повсюду и внимая Его Божественным глаголам.

Святой апостол стал свидетелем важнейших событий в жизни Спасителя: он видел славу Его на горе Фавор во время преображения, присутствовал и в Гефсиманском саду во время Его скорбной молитвы о чаше. Во время Вечери, когда Господь установил Таинство Евхаристии, апостол Иоанн «возлежал у груди Иисуса» (Ин. 13:23) и спросил Его об имени предателя. Любовь святого апостола ко Христу не прекратилась и тогда, когда облагодетельствованные Спасителем, исцеленные от болезней, насыщенные в пустыне, друзья, избранники Господа, в страхе оставили Его и разбежались. Он один безбоязненно последовал за своим Божественным Наставником, пришел на Голгофу, сострадал Ему и молился с Ним Небесному Отцу.

Один из русских архипастырей XIX столетия, святитель Иннокентий Херсонский, сказал:

Я, когда представляю себе Иоанна, то представляю его стоящим у креста. Не может быть положения единственнее и святее! Если Иоанн совершал чудеса, изгонял бесов, воскрешал мертвых, то в сем нет еще для него особенного отличия; тогда было время чудес; все почти верующие или совершали чудеса, или видели их совершенными над собою. Подобным образом, если Иоанн проповедовал Евангелие, обращал ко Христу грады и веси, посрамлял идолов и их служителей, то над сим самым трудились и прочие апостолы; и один из них, по собственному, неложному отзыву его, потрудился паче всех (1Кор. 15:10). Самую честь быть писателем Евангелия (хотя Иоанново превосходит глубиною и высотою прочие) сын громов разделяет с другими тремя евангелистами, из коих два не принадлежали даже и к числу дванадесяти. Но на Голгофе Иоанн один и единствен; тут выше его, то есть ближе ко кресту, одна Матерь Иисусова и его!

Именно здесь он удостоился принять от умирающего на кресте Господа последнее Его завещание: быть сыном для Божией Матери. Любовь апостола Иоанна помогла ему быстрее других избранников поверить воскресению Спасителя, а затем и узнать Его при появлении на Тивериадском море. «Это Господь» (Ин. 21:7), — уверенно говорит он, увидев Воскресшего. Не ослабела любовь апостола ко Христу и после Его вознесения. Вся последующая его жизнь есть не что иное, как непрерывный ряд подвигов во имя этой любви, во славу Христову и для благосостояния святой Церкви.

Этой силой любви ко Христу проникнуты, дышат и все священные писания святого апостола, написанные им в напоминание и руководство верующим. В своем Евангелии святой Иоанн раскрывает те моменты служения Божественного Наставника, которые более всего возбуждают любовь к Нему. Это — свидетельство апостола о дружеском участии Учителя в недостатке вина у хозяина на браке в Кане Галилейской. Это — Его беседа с самарянкой у колодца, в которой Он постепенно с небесной кротостью возводит ее ум к духовному, к пониманию той «воды», которая течет «в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Это — рассказ апостола о неосуждении грешницы, великой грешницы, но кающейся. Это — свидетельство святого Иоанна о слезах Господа при виде печали Марии о кончине брата ее Лазаря. Это и описание событий Тайной Вечери — смиренное омовение ног учеников. А кто из нас не знает изложенной святым апостолом прощальной беседы Спасителя со Своими учениками? В ней мы видим и чувствуем сердце Спасителя, полное любви к людям. Так все вверенные святому Иоанну тайны этот апостол обращал во славу своего Учителя, распространяя и утверждая ее среди верующих.

Близки ли нам, дорогие православные христиане, эти тайны? Есть ли и у нас такая или подобная любовь ко Христу? Мы нередко жалуемся, что Господь не исполняет наши прошения, забыл, оставил нас. Но всегда, когда приходят такие мысли, нужно, прежде всего, спросить себя: а сами-то мы помним Его, любим Его всем сердцем, всей душой, всем разумением? Доказываем ли эту любовь на деле в подвиге добрых дел, в молитве, в частом посещении храма? Да будет же и для нас, как и для святого апостола и евангелиста Иоанна, любовь ко Христу нашим дыханием, жизнью нашего сердца, души, главной основой наших устремлений и чаяний.

«Православная газета», Екатеринбург,
№38 (263), 2003.

vn001

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19:26-27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым 14 дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

vn001

См. также: