Сегодня:

10 декабря 2018 г.
( 27 ноября ст.ст.)
понедельник.

Икона Божией Матери Знамение.

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Пища с растительным маслом.

Иконы Божией Матери, именуемой "Знамение" . Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия Александрийского (VI-VII). Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода , во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Свт. Иакова , еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца (V). Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937). Икон Божией Матери "Знамение": Курской-Коренной (1295), Абалацкой (1637), Царскосельской, Верхнетагильской (1753), именуемой "Корчемная" (XVIII), Серафимо-Понетаевской (1879).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19. Лк., 97 зач., XIX, 37-44. Богородицы (под зачало): Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Вмч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Ин., 50 зач., XV, 1-7.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Кладбищенская юстиция вместо ювенальной

Протоиерей Геннадий Беловолов

Как сообщалось, Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство поправки в закон о похоронном деле. Положения законопроекта комментирует в интервью «Русской народной линии» известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов.


Во всех этих законотворческих инициативах относительно похоронного дела не учитывается то обстоятельство, что кладбище — это не просто территория для погребения умерших, а особое сакральное пространство, место последнего упокоения человека. Этот сакральный смысл кладбища выражен в самом его названии в русском языке, происходящем, кстати, из церковно-славянского языка. Мы как-то не обращаем внимания на то, что слово «кладбище» происходит от слова «клад». Здесь уместно спросить: какой клад и для кого клад? Этот клад — останки тела человека, которое в Православии мыслится как храм Духа Святаго по слову апостола Павла, как освященный сосуд души, начаток будущего всеобщего воскресения. Тело христианина в Церкви всегда почиталось как духовная ценность. Высшее воплощение этой идеи мы видим в почитании мощей святых угодников. Поэтому и после смерти оно имеет определенные права. Прежде всего право на неприкосновенность и покой. Кладбище — это место упокоения, место особого сна наших предков до всеобщего восстания (отсюда слово «успение» — то есть «усыпание, сон»), в конце концов, — это место встречи второго пришествия Христова.

Кроме того, кладбище — это клад памяти народа. Ведь у каждого человека есть предки, почивающие в земле. Кладбище должно надежно хранить свой клад. Не случайно и сам процесс предания тела земле в русском языке называется похоронами: «хоронить» — происходит от слова «хранить».

Поэтому Церковь всегда была неравнодушна к этому месту. Издревле существует чин освящения кладбища. Оно освящается при основании, также отдельно освящается могила каждого христианина в чине погребения. Именно по этой причине при кладбищах всегда строили храмы или часовни. Большинство старых кладбищ обязательно имеют на территории церковь. Поэтому, можно сказать, что нет более заинтересованного лица в этом вопросе, чем Церковь Христова.

Не претендуя на открытие, напомню, что уровень культуры общества лучше всего определяется по его отношению к кладбищам. На Руси всегда любили свои кладбища. Это было составной частью патриотизма. Как здесь не вспомнить слова великого поэта:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Впору спросить, где же теперь эта наша «любовь к отеческим гробам»? Как хранят нынешние кладбища сокрытые в них «клады»?! Пожалуй, более варварского отношения к кладбищам, чем то, которое было в советское время, в истории человечества неизвестно. Усопшие также подверглись репрессиям наряду с живыми. Тем могилам, которые не подверглись осквернению, можно сказать, повезло. Тем не менее, эта инерция пренебрежительного отношения к кладбищам как к месту по статусу близкому к мусорным ямам, сохраняется и поныне. Многие старые кладбища напоминают скорее свалки мусора. А те, которые процветают, как правило, схвачены фирмами ритуальных услуг и криминализированы.

На этом фоне как раз и удивляет, что предложенные законопроекты совершенно игнорируют христианский смысл кладбища в России, традиции народного почитания мест упокоения. Нам в очередной раз навязывается евростандарт, теперь уже не в ювенальной, а в кладбищенской юстиции. Похоже, и за гробом нам не избавиться от влияния западных норм. Удивительно, что в нашей стране, где большинство русского народа исповедует себя православными, отношение к кладбищам со стороны государства совершенно нехристианское. Большинство кладбищ по факту являются христианскими, поскольку там захоронены христиане, но в законотворческой практике это важнейшее обстоятельство никак не отражено. Права умерших христиан не защищены. Они нарушаются в том смысле, что не дают никаких гарантий усопшему его неприкосновенности, не обеспечивают покоя его останкам, узаконивают возможность перезахоронения или даже ликвидации захоронения.

h009-1m

Русский человек должен знать, что после его смерти его тело будет почивать в родной земле и с его могилой не обойдутся как ненужным местом. Это должно стать непреложным фактом нашего националь­ного бытия: каждый из нас должен быть уверен, что его могила останется нетрону­той независимо ни от каких обстоятельств. Земли в нашем необъятном Отечестве, слава Богу, много, поэтому странным кажется намерение узаконить положение о повтор­ном (многократном) захоронении на одном и том же месте. Странно, что сохранность могилы связывается только с уходом за нею родственников. Неужели если по каким-то причинам у человека нет родственников, он теряет право на могилу?! Я понимаю, когда эта норма существует в какой-нибудь небольшой европейской стране, но в России можно себе позволить хотя бы после смерти рассчитывать на достойное пребывание в русской земле.

Проблему наведения порядка на кладбищах, проблему декриминализации похоронного дела невозможно решить без участия Церкви. Нужно признать, что кладбища — это область пастырской заботы Церкви, признать за кладбищем статус сакрального пространства, как продолжения храма, как священное место, требующее особого отношения. Как программу-минимум, необходимо разрешить церкви открывать свои кладбища, чтобы они могли существовать наравне и параллельно с государственными погостами. Думаю, что сама такая практика покажет состоятельность церковных кладбищ. Она даст возможность увидеть, где преодолена криминализация и где лучше быть захороненным.


19 октября 2012 г.



Источник: «Русская народная линия»



 

 

Добавьтe Ваш комментарий

Ваше имя (псевдоним):
Ваш адрес почты:
Заголовок:
Комментарий:
  Картинка с секретным словом
Секретное слово: