Сегодня:

18 ноября 2017 г.
( 5 ноября ст.ст.)
суббота.

Патриарх Тихон.

Седмица 24-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы , архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона , патриарха Московского и всея Руси. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).


Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9-16. Ряд.: 2 Кор., 191 зач., XI, 1-6. Лк., 40 зач., IX, 1-6.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Суббота

Суббота пред Рождеством Христовым

Протоиерей Александр Шаргунов

nt040-1m

Лк., 72 зач., 13:18-29

Христос предлагает две притчи подобия Царства Божия. Чему подобно Царство Божие? С чем его можно сравнить? Царство Божие будет совершенно отличным от того, что вы ожидаете. Вы думаете, что оно явится великим, сразу обнаружит свое совершенство. Вы ошибаетесь. «Оно подобно зерну горчичному», крошечному на вид и мало что обещающему. Но посаженное в землю, оно вырастает и становится большим деревом. Многие были настроены с предубеждением против христианства, потому что его начало было столь незначительным. Христос говорит, что хотя начало его малоприметное, в будущем оно процветет. Так что множество душ обретут покой под сенью его. «Вы хотите, чтобы оно было впечатляющим внешне, — говорит Господь, — но его действие будет тихим и незримым». Малая закваска квасит все тесто — так учение Христово таинственно распространится во всем человечестве. Но для этого требуется время. Вы увидите, какие оно совершает чудеса. Постепенно им будет проникнуто все.

И вот, мы слышим новый вопрос ко Господу. Неизвестно, кто его задает — друг или враг. «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся?» Может быть, это был очередной вопрос-ловушка. Если Он скажет, что спасающихся много, Его можно будет обвинить в снисходительном отношении ко греху. Если скажет, что мало, — значит, его учение о Боге немилосердно. А может быть, это был род отвлеченного богословствования. Многие слишком интересуются, кто спасется, а кто нет, вместо того, чтобы задуматься, что они должны делать, чтобы спастись. А может быть и то, что у кого-то просто вырвалось невольное изумление. Видя, как строг закон Христовой любви, и в каком ужасном состоянии находится мир, сопоставив все это, кто-то воскликнул: «Как мало спасающихся!» У нас есть основания удивляться, что столь немногие из тех, к кому обращено слово спасения, воспринимают его как поистине спасительное слово. И, может быть, кто-то с отчаянием спросил: «Если так мало спасающихся, то что тогда? На что такие, как я, могут рассчитывать?»

Спаситель не дает прямого ответа на это вопрошание. Ибо Он пришел для того, чтобы пробудить совесть каждого человека, а не для того, чтобы удовлетворить чье-то любопытство. Господь ясно показывает, в каком направлении следует идти. «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата», — говорит Он. И это относится не только к тому, кто вопрошает его, но ко всем. Приложите все усилия. Всякий, кто хочет спастись, должен помнить, что узок путь, ведущий в жизнь, и от нас требуется строгое самоограничение. Кто хочет войти сквозь тесные врата, должен подвизаться ради этого. Причина, по которой многие лишаются благодати, — расслабленность и лень. Недостаточно желать вечного блаженства, высоко ценить святость, и даже предпринимать кое-какие усилия для достижения их. Требуется решимость, по слову преподобного Серафима Саровского, без которой наша вера может стать теплохладной и вялой.

Мы должны помнить о приближающемся дне разделения и о том, какой суд будет изнесен о нас, когда «хозяин дома встанет и затворит двери». Сейчас двери открыты для всех желающих. Но придет время, когда они затворятся. И только те, кто внутри, останутся внутри, а те, кто вовне, останутся вовне. Двери милосердия и благодати были долго открыты для всех. Но те, кто не захотел пройти через них, надеясь на собственные заслуги, увидят, что им нет пути в Царство. Оказывается, можно дойти до самых врат небес, и стоять вне, и стучать, как если бы это был их дом, говоря: «Господи, отвори нам!»

Какие же у них основания для этой уверенности? Послушайте, о чем они говорят: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Они слушали Евангелие и, может быть, причащались святых Христовых Таин, и неужели Он не спасет их? Но Господь скажет: «Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды». Господь знает тех, кто Его, а тех, кто не Его, Он не знает. В том их гибель, что они только имели вид благочестия, и в одежде воинов Христовых служили диаволу. Как страшно будет их наказание! «Там будет плач и скрежет зубов» — предел горя и отчаяния. «Соедините тысячу геенн, — говорит святой Иоанн Златоуст, — это ничто по сравнению с лишением благодати Христовой». Они будут извергнуты вон, как не имеющие части с Господом. Одно зрение славы святых будет для них непрестанным мучением.

В Царстве Божием будут неожиданности. Те, кто занимает очень важное место в этом мире, могут оказаться на весьма скромном в будущем. Небесные оценки отличаются от земных. Первые на земле могут явиться последними на небе, и последние — те, кто научился смирению, будут первыми. По тому, что говорит здесь Христос, можно подумать, что немногие спасаются. Но нет, проповедь о Христе Распятом и Воскресшем не была напрасной. Великое множество праведников, подвизавшихся во все времена и во всех народах, «придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием».

vn001 Пророчество Даниила

Господь дает два ярких образа Царства Божия, два заметных факта из обыденной жизни Галилеи. Маленькое горчичное зерно вырастает в дерево, закваска поднимает тесто. Две важных подробности: хозяйка положила закваску в три меры муки, что составляет сорок килограммов. Горчичное зерно становится деревом, в ветвях которого укрываются птицы небесные. Мы вспоминаем о большом и крепком дереве в пророчестве Даниила, высота которого «достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли» (Дан. 4:8). Речь у пророка идет о великом Царстве, собирающем все народы. В глубине этих двух притч – тот же процесс роста и созревания, который показан в книге Деяний поразительным распространением Евангельской проповеди. В Откровении даны измерения Святого Града, в котором есть место для всего мира, и даже больше (Откр. 21:16). «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» - слышим мы в сегодняшнем Евангелии.

Некто сказал Ему: «Господи, неужели мало спасающихся?» Спасающихся – от чего? Может быть, задававший этот вопрос думал прежде всего о умножении зла в конце времен и о трудности жить по заповедям Божиим. Господь не отвечает прямо на вопрос, но предостерегает от иллюзий. Некоторые думают, что идут вслед Христу, и даже рядом с Ним, но, тем не менее, обманываются. Они ошибаются дверью, потому что ищут для себя не то место в жизни, которое они должны занять.

Есть много заманчивых дверей, и многие к ним спешат, но эти двери не ведут никуда. В данный момент они закрыты, и тот, кто стоит и ждет пред ними, будет отвергнут Господом. «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды» (Лк. 13:27). Обман будет тем более жестоким, когда эти двери окажутся лишь внешней видимостью близости ко Господу. Те, кто был здесь, скажут с искренним возмущением: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Они напомнят даже, что именно они проповедовали во имя Его и изгоняли бесов Его Именем. Но всего этого будет недостаточно. Даже тот, через кого Господь проповедовал Свое слово, не обязательно будет спасен Им.

Из всех дверей, по видимости открывающих доступ ко Господу, только одна совершенно надежна. Но Господь говорит нам, что эта дверь – узкая, и требуется усилие, чтобы пройти через нее. И, может быть, даже исключительное бодрствование, чтобы найти ее. Если ученики Христовы рискуют ошибиться дверью, это часто происходит из-за того, что они заблуждаются относительно места, которое они должны занимать в служении Господу. Господь постоянно повторяет Своим ученикам: «Многие последние будут первыми и первые – последними». Нет никакого сомнения, что место, которое должен занимать христианин, ищущий встречи с Господом, – последнее место. Поскольку все двери закрыты, за исключением узкой двери, все другие места – обманчивы, кроме последнего, которое кажется мало привлекательным. Когда откроется Царство Христово, пусть никто не удивляется, увидев все наши земные звания перевернутыми вверх дном. Потому что никто не устоит перед славой Божией, кроме тех, кто был немощен и безумен в глазах мира. Все увидят, что «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1:28).

И это последнее место, которое станет первым, – место Господа нашего Иисуса Христа и Его служение среди нас на земле. Чтобы спасти человечество и вознести его с Собой на небо, одесную Отца, надо было Ему занять последнее место, оказаться исторгнутым из жизни человечества, до бездн смерти, откуда Он воскрес из мертвых и восшел на небо со славой. И вместе с Ним – все грешники, облагодатствованные Его любовью. Христос – первый из этих последних, которые стали первыми, Первенец из мертвых. Кто хочет быть там, где Он, должен прежде сойти до этого последнего места.

Поистине, путь к последнему месту – через узкую дверь, которая есть Сам Христос. «Аз есмь дверь», – говорит Он (Ин. 10:7-9). И в жизни, и в смерти. Эту дверь трудно найти, потому что она не только узкая, но также очень низкая. И верующие в Него должны умалить себя, свергнуться своего мнимого величия, чтобы сочетаться уничижению Христову в Его послушании людям и Богу даже до смерти. Они будут избавлены от зла, восхищены из глубин ада до славы Воскресения, до высот неба, за то, что они были со Христом на последнем месте, совлекшись всего, осознав, что погибают от грехов, но в то же время предав себя до конца милосердию Божию и силе Его благодати.

vn001

См. также:

Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня.
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки