Сегодня:

23 февраля 2020 г.
( 10 февраля ст.ст.)
воскресенье.

Сщмч. Харалампий еп. Магнезийский.

Неделя мясопустная, о Страшнем суде (икона).
Глас 3.

Поста нет.

Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и трех мучениц (202). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308). Св. Галины (III). Блгв. Кн. Анны Новгородской (1050). Прп. Прохора Лебедника, Печерского (1107). Прп. Лонгина Коряжемского (1540). Сщмч. Константина Верецкого пресвитера (1918). Сщмчч. Петра и Валериана пресвитеров (1930). Иконы Божией Матери "Огневидная" .


Утр. - Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9-20. Лит. - 1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2. Мф., 106 зач., XXV, 31-46.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О блудной страсти

Из наследия Оптинских старцев

Люди, живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами. Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе блудной страсти и учили бороться с ней.



a238-2m

Различие в согласии помыслов и преклонении воли

Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать невозможно, но надобно иметь различие:

Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие — в согласии помыслов и преклонении воли.


Причина блудной брани

Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость:

Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою.

О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы.

Преподобный Амвросий писал:

После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения.


Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так — что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой бы не достать тебя…

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:

Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу.


Как бороться с блудной страстью

Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял:

Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю?

Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» (Пс. 6:3). Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань.

Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе.

Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов:

Молись так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…» Ударяй на слово «грешную»... Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а «добродетели» лезут на ум, говори так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!»“ И сейчас же опять: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».

Старец напоминал о силе крестного знамения:

Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными – в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? — скажи: «Так вздумалось».

Преподобный Амвросий также предупреждал:

Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:

Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего — и минует искушение.


От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего — любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам.

Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов:

Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся — и от них страсти восстают.

Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом:

90-й псалом «Живый в помощи Вышняго» полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь.


Чистота возвращается покаянием

Преподобный Никон напоминал о том, что чистота возвращается покаянием: Господу всё возможно:

«... Здесь уже не язва, не болезнь, это не струп, а весь человек поражен болезнью — грехом. Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других... Господу все возможно».


Быть осторожным до самой смерти

Преподобный Лев на письмо своей духовной дочери о том, что она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию, а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности:

Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения.

И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя.

Преподобный Иосиф учил остерегаться блудной страсти и быть осторожным до самой смерти:

Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы.


Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!


Подготовила Ольга Рожнева



vn001


Источник: Православие.Ru



См. также:

Священник Павел Гумеров. Любодеяние – «демон нечистоты».