Сегодня:

19 октября 2017 г.
( 6 октября ст.ст.)
четверг.

Апостол Фома.

Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Глас 2.

Поста нет.

Апостола Фомы (I). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).


Утр. - Ин., 67 зач., XXI, 15-25. Лит. - Флп., 244 зач., III, 1-8. Лк., 31 зач., VII, 17-30. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Ин., 65 зач., XX, 19-31.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Крест Господень – наше знамя и наше оружие

Архиепископ Аверкий (Таушев)

«Не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа,
и Сего распята
»
(1Кор. 2:2).

«Мне же да не будет хвалитися токмо
о кресте Господа нашего Иисуса Христа…
»
(Гал. 6:14).

«… Вменяя вся уметы (сор) быти,
да Христа приобращу
»
(Флп. 3:8).

ic053-1m

Посреди Великого поста возвышается износимое св. Церковью для поклонения на середину храма древо Честного и Животворящего Креста Господня — то великое и дивное знамение, чрез которое Воплотившимся Единородным Сыном Божиим совершено искупление человеческого рода от греха, проклятия и смерти — великое таинство нашего спасения.

Это — в высшей степени символично и глубоко для нас поучительно!

Мы проходим подвиг поста — подвиг борьбы со страстьми и похотьми, ради наследования того вечного спасения, которое стяжал для нас Господь Своею Кровью — Своими страданиями на кресте. Распиная плоть свою со страстьми и похотьми, по заповеди Апостола (Гал. 5:24), мы сами становимся крестоносцами, подражая Крестоносцу-Подвигоположнику Господу. Созерцая Крест Господень, мы получаем новые благодатные силы, которые излучаются из него, и воодушевляемся на дальнейшее крестоношение и эту столь необходимую для нашего спасения духовную брань — распятие себя со страстьми и похотьми.

Вместе с тем, торжественно износя Крест среди проходимого нами подвига Великого поста — подвига покаяния, ради избежания вечной погибели и наследования вечного спасения, — св. Церковь напоминает нам, что со времени совершения Господом Иисусом Христом Его искупительного подвига — вне Креста нет спасения, а только вечная погибель.

Крест, таким образом, для нас, воинов Христовых, борющихся с врагом нашего спасения, есть наше воинское знамя, наша святейшая хоругвь, вокруг которой все мы, христиане, единственно и должны объединяться, если желаем себе спасения — спасения, как временного здесь на земле, так и вечного в ожидающей всех нас вечности.

Вот почему св. Апостол так решительно и говорит, что Он ничего не желает знать, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1Кор. 2:2), что Он ничем не желает хвалиться, разве только Крестом Христовым (Гал. 6:14) и что Он все почитает за сор, лишь бы приобрести Христа (Флп. 3:8).

Так, собственно говоря, и должны быть настроены все христиане!

Не странно ли, не противоестественно ли, после этого, что современные христиане, большей частью, в чем-то другом ищут для себя спасения, чем-то другим хвалятся и всякий подлинный «сор» предпочитают Христу Спасителю!

Или забыли они слова Христовы: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:4)?

Или не оправдала себя тысячекратно русская поговорка: «Без Бога ни до порога»?

«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145:3) — ясно учит нас Слово Божие.

«Проклят человек, иже надеется на человека и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его… и благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его» (Иер. 17:5-7) — так вразумлял избранный народ Божий еще в Ветхом Завете великий пророк Божий Иеремия.

Тем более должны знать и помнить это теперь мы, Новый Израиль, в Новом Завете! Ведь мы только благодатью Божиею и живем и дышим, и ею только и спасаемся. Тою именно благодатию Божиею, которая дарована нам через Крестный подвиг Христов.

«Сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем» — так восклицал в Ветхом Завете боговдохновенный Псалмопевец, в годы нежной юности своей поразивший Силою Божиею гордого Голиафа.

А для нас, христиан, единственная надежда наша и никогда не посрамляющее упование — сила крестная, как и поет об этом св. Церковь: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу Его, яко мертвыя возставляет и смерть упраздни»… (Стихира 8-го гласа).

«С нами Крестная Сила!» — так обыкновенно говорил в минуты смертельной опасности, в прежнее доброе старое время, православный русский человек, благоговейно осеняя себя крестным знамением. И твердо веровал, что только эта крестная сила и может спасти его. И она действительно спасала его! Мы не говорим уже о безчисленных частных случаях такого спасения: спасалась силою своей веры вся Русская Земля в целом, о чем можно привести сколько угодно поражающих душу фактов из нашей отечественной истории.

Теперь — увы! — не то! Забыл, в значительной массе своей, православный русский человек единственно могущую спасать его силу Честного и Животворящего Креста Господня и в чем-то ином стал искать себе «спасения».

И мы видим до чего — до какого невероятного ужаса докатилась наша несчастная Русская Земля вследствие этого пагубного забвения и обращения к «иным богам», иным кумирам!.. А как следствие этого, – и весь мiр стоит теперь перед угрозой явной и несомненной гибели.

Но вот что особенно печально. Даже те православные русские люди, которые так жестоко от всего этого, стрясшегося 50 лет тому назад на нашей несчастной Родине, пострадали, как часто оказывается теперь, ничему не научились и, несмотря на все ими с тех пор пережитое, продолжают искать себе спасения все в чем-то ином, а не в Кресте Господнем. Увлекаются какими-то иными учениями и теориями, зачастую совершенно вразрез идущими с истинным Христианством — Святой Православной Верой, создают себе всевозможные организации и центры объединения вне Креста Господня, возлагают, вопреки ясному учению Слова Божия (см. выше!) все свои упования на людей и на деньги и на всякого рода чисто-земные средства и соображения.

Невольно с большой горечью вспоминается тот несчастный белый генерал, последователей коего, по подобной же безумной идеологии и теперь еще немало, который в свое время (период гражданской войны в России) обронил крылатые слова: «Хоть с диаволом (было сказано грубее, какового слова мы не хотим употреблять, как не принятого у людей верующих и церковных!), но против большевиков!»

И вот — результат: диавол полностью овладел всей Россией и измывается над ней, уничтожая и искореняя все святыни русского народа и проливая, яко воду, кровь несчастных русских людей вот уже почти 50 лет!

Какое это подлинное безумие — и произносить такие слова и быть на самом деле так настроенным!

Разве можно с диаволом идти против диавола?

Те, кто так думают, не знают или, по неверию своему, не хотят знать слов Христовых, сказанных в свое время неверовавшим в Него иудеям: «Как может Сатана изгонять Сатану?... И если Сатана востал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его»(Мк. 3:23-26).

А у нас — увы! — и теперь многие готовы идти «с диаволом» и действительно идут, прикрывая и оправдывая это разными благовидными предлогами и всевозможными лукавыми доводами.

Недостойно это истинных христиан, а для людей, принадлежащих к Церкви Христовой, просто преступно!

А по отношению к вере и Церкви — это настоящее предательство!

Никакая помощь, а в особенности деньги, идущие от «диавола», не могут принести никакой пользы, а только один вред.

А главное, о чем обычно забывается: что это — счет, по которому рано или поздно, так или иначе, придется платить.

И вот свобода потеряна: на место ее тяжкий и губительный духовный плен!

Нет! Такой путь, какими бы благовидностями он ни прикрывался, для нас недопустим и нетерпим. Мы должны идти прямым и честным путем. Никаких сделок и договоров с «диаволом», в каком бы самом невинном и привлекательном виде он нам ни являлся, у нас не может и не должно быть!

«Блюдите, како опасно ходите!..», ибо такого лукавого времени, как сейчас, еще никогда не было, ибо в наши дни — в полном разгаре уже то «действо льсти» («действие заблуждения» — хитроумный обман и обольщение), от которого так предостерегает нас Слово Божие (Еф. 5:15; 2Сол. 2:11).

И в самом деле: разве было когда-нибудь в прошлом, чтобы люди так верили лжи, часто столь, казалось бы, явной и очевидной, и чтобы так безстыдно ложь называли правдой, а правду — ложью, да еще так настойчиво и с ожесточением внушали это другим?

Ведь до какого ужаса дошло: даже проповеди церковные со священного амвона, официальные акты церковных властей, журнальные и газетные статьи церковных органов печати — все это обращается нередко теперь у многих в средство защиты лжи и оправдание всякой неправды!

И самое страшное это то, что такое умонастроение труднее всего врачуется покаянием: кто так тесно связал себя с диаволом, обезпечивающим ему все столь вожделенные для многих блага жизни: карьеру, высокое положение, славу, деньги, легкодоступные безнаказанные удовольствия и наслаждения всякого рода, тот как разстанется со всем этим, согласившись всего лишиться и обратиться в «ничто»? Вот почему так важно не сделать первого шага, заблаговременно застраховать себя от всего этого, помня мудрую русскую поговорку: «Коготок завяз — всей птичке пропасть!»

Трудно покаяться таким еще потому, что диавол тем, кто слишком тесно успел себя связать с ним, мстит особенно жестоко — вплоть до самой смерти того, кто осмелился ему изменить и отойти от него. Но тут нужно всегда помнить, что смерти телесной все равно никому не избежать, и что эта телесная смерть для искренно покаявшегося совсем не так страшна, как действительно ужасная — «смерть вторая», о которой говорит Откровение и которая постигнет всех тех, кто в этой жизни связал себя так или иначе с диаволом и не успел принести искреннего покаяния (Апок. 20:14).

Двери покаяния, однако, ни для кого не закрыты, а Великим постом они открываются для всех особенно широко. А сила Честного и Животворящего Креста Господня защитит каждого, от служения диаволу обращающегося к служению Спасителю нашему Богу, на Кресте нас ради человек и нашего ради спасения Распятому и тридневно победно из гроба Воскресшему, — лишь бы только покаяние наше было искренним, а не лицемерным, подлинным внутренним обращением к Богу, а не одной проформой — соблюдением для приличия известного церковного обычая и обряда.

«Скорей же, с покаянием к Богу!»... как неустанно призывал несчастных заблудившихся русских людей наш великий всероссийский праведник св. Иоанн, Кронштадтский чудотворец. Да звучит этот призыв постоянно в наших ушах, а особенно в ушах тех, кто слишком глубоко погрязли в тине диавольской, дали себя неосмотрительно, под влиянием похоти плотской, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2:16), совершенно запутать в сети диавольской!

И будем твердо помнить, что «без покаяния нет спасения» и что для нас, христиан, не может и не должно быть никакого другого объединяющего нас и вдохновляющего знамени, никакого предмета упований и надежд, никакой другой опоры в жизни, кроме единственно-спасительного знамения Честного и Животворящего Креста Господня.

vn001

Источник: Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия.
Слова и речи. Том 2
(1961 – 1968 гг.).

См. также: