Сегодня:

19 сентября 2017 г.
( 6 сентября ст.ст.)
вторник.

Чудо Архистратига Михаила в Хонех.

Седмица 16-я по Пятидесятнице.
Глас 6.

Поста нет.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила , бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Мчч. Ромила и с ним многих (ок. 107-115). Прп. Архиппа (IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250) Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прп. Давида (VI). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.


Гал., 212 зач., V, 11-21. Мк., 28 зач., VII, 5-16. Архангела: Евр., 305 зач., II, 2-10. Лк., 51 зач., X, 16-21.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

На изнесение честных древ Животворящего Креста Господня (1962)

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Крест — хранитель всея вселенныя,
Крест — красота Церкве,
Крест — царей держава,
Крест — верных утверждение,
Крест — Ангелов слава и демонов язва.

(Служба Происхождения древ Животворящего Креста Господня,
светилен по 9-й песни канона).

Распятие

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает и честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь наш Иисус Христос. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жителям Константинополя.

В древние времена в столице греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая множество человеческих жизней. После же того как по просьбе жителей города Древо Креста Господня в течение пятнадцати дней обносили по улицам столицы с молитвами и окроплением зданий и домов святой водой, губительная болезнь прекратилась, и все христиане принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу.

Впоследствии к этому чуду присоединилось также другое знаменательное событие, а именно: православный греческий император Мануил с преднесением пред войсками икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над сарацинами, а православный русский князь Андрей Боголюбский в то же время с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над волжскими болгарами. Свидетельством тому, что победы сии были одержаны силой сверхъестественной, служило небесное сияние, исходившее от икон и озарявшее находившихся там людей. В память этого замечательного события Православные Греческая и Русская Церкви установили присоединить к празднику изнесения Креста и празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице — в воспоминание небесных милостей, дарованных обеим православным странам.

Но, прославляя ныне силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе с тем воспоминает и страдания Христовы, понесенные Им на Кресте. В Евангелии, положенном на сегодняшний день, излагается повествование о последних часах и минутах земной жизни Сына Божия. Он, безгрешный, Святейший святых, приявши зрак раба, унижаемый, оскорбляемый шумевшей вокруг Него толпою яростных врагов, шествует на суд к Пилату, язычнику, грешнику. Книжники, старейшины и весь народ с непонятной ненавистью требуют от правителя смерти для Бессмертного, смерти позорной: Распни, распни Его (Ин. 19:6)! — кричат они.

Пилат, язычник, не знавший Богооткровенного учения, движимый чувством справедливости, колеблется, хочет спасти Его, говоря иудеям: Поимите Его вы и распните, аз бо не обретаю в Нем вины (Ин. 19:6). Но их угроза обвинить его пред кесарем заставляет Пилата предать Господа в руки Его врагов. И после множества новых унижений, оскорблений невинный Страдалец, оправданный на Пилатовом суде, восходит на Голгофу, здесь пригвождается ко Кресту и испускает дух Свой, вися посреди двух разбойников на древе. Какое унижение, какую ужасную смерть претерпел Господь в это время! И спрашивается: зачем такая ужасная потребовалась жертва?

Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, язвою Его мы изцелехом (Ис. 53:5), — отвечает святой пророк Исаия. Весь род человеческий пребывал во грехе. Ко времени пришествия Спасителя люди забыли Бога; забыли Его Божественный Закон и Пророков даже те иудеи, которым было вверено хранение Богооткровенного учения. Все согрешили, все преступили заповеди Божии, и потому все прогневали Бога и заслуживали вечного проклятия и смерти. Бог всеблаг и всемилостив, но Он и бесконечно праведен. Правда Божественная возмущена была людской неправдой, людскими грехами. Нужно было удовлетворить эту святую Правду. Из людей, зараженных грехом, никто не мог поднять на себя подвиг искупления человеческого рода, потому что грехи были чрезвычайно велики, и по тяжести грехов и жертва должна была быть величайшей. И вот этой-то высочайшей и святейшей жертвой соделался Сын Божий. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16). Крестной смертью Спасителя мы искуплены от греха, проклятия и смерти. На Кресте пролита кровь Неповинного, чтобы виновные могли избегнуть заслуженного ими гнева Божия: язвою Его мы изцелехом. Итак, Христос умре грех наших ради (1Кор. 15:3). Какая благость и какое неизреченное милосердие Божие к нам, грешным!

Пригвожденный на Кресте и проливший Свою пречистую Кровь стал вечным Ходатаем за нас пред Богом Отцом. Его изъязвленные длани с любовью обнимают весь род человеческий и приводят всех желающих к Отцу. То, что отделяло Творца от твари, Бога от людей, Отца Небесного от непокорных сынов человеческих, Голгофской Жертвой было уничтожено. Жало смерти притуплено, врата адовы сокрушены, сила диавола разрушена, верным людям дарована свобода и отверсты врата райские, так что Крест, орудие позорной смерти, стал теперь для всех верующих драгоценной и высочайшей святыней, несокрушимым орудием в борьбе с врагами нашего спасения.

Воздвигнутый на Голгофе, он ярко сияет над всей вселенной, согревая своими лучами захолодевшие от грехов и скорбей наши бессмертные души. Придите все к этому Кресту, воззрите на него и обрящете истинный покой. Подобно тому как Моисей древле воздвигал медного змия в пустыне и всякий, кто взирал на него, получал исцеление от угрызения змеиного и жизнь, так и Крест Христов, воздвигнутый на Голгофе, дарует исцеление и покой всем уязвляемым грехами душам нашим: Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:14-15). Такова неизреченная милость Божия к нам, грешным, что при одной только мысли о всем содеянном для нас Божественной любовью неиспорченное сердце человеческое невольно должно преисполниться величайшей благодарностью к Творцу.

Чествуя ныне Святой Крест, будем при этом, однако, помнить, что наше преклонение пред Крестом Господним должно заключаться не в одних только внешних действиях и словах, но должно совершаться и в глубине нашей души, нашего духа. Прежде всего нам необходимо сознавать, что Распятый на Кресте есть Богочеловек, Творец всей вселенной, и оттого чувство страха и трепета должно охватывать нашу душу, когда мы лобызаем Святой Крест.

Распятый на Кресте наших ради грехов Господь желал, чтобы мы, очищенные от грехов Его Кровию, жили для правды и были святы во всем житии своем и за то сподобились бы вечного блаженства в Царствии Отца Его. И потому, если мы будем грешить, то подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за Кровь Сына Божия, которую мы попираем, и за благодать, которой мы освящены в Таинстве Крещения и которой пренебрегли. Своими грехами не распинаем ли мы вторично Господа? Будем же всемерно блюсти себя от грехов и пороков и сохранять верность Господу, памятуя, что твердая вера привлекает к нам благоволение и милость Божию.

Образцом стойкого исповедания веры Божией Церковь представляет для нас сегодня светлую память святых мучеников Маккавеев, живших за полтора столетия до Рождества Христова. Это было тяжелое для иудейского народа время, когда нечестивый сирийский царь Антиох Епифан, ограбив Иерусалим и избив многие тысячи иудеев, воздвиг злое гонение на их веру, желая искоренить ее до конца. С этой целью он повелел иудеям под угрозой смертной казни прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники и приносить там жертвы языческие, отменить обрезание и вообще переменить все прежние религиозные убеждения, законы, нравы и обычаи отеческие.

В эту пору для утешения иудейского народа Господь воздвиг многих твердых исповедников веры в истинного Бога, которые, не желая отречься от отеческих законов, избраша паче умрети, неже осквернитися, и мужественно претерпели мученическую кончину. Среди них были девяностолетний старец Елеазар, семь братьев Маккавеев и мать их Соломония.

Старца Елеазара мучители прельщали возможностью принести жертву хотя бы притворно и этим сохранить свою жизнь, но он, убеленный сединами и исполненный благочестия, отвечал: «Недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малого жития дней моих…», — и затем был нещадно мучим.

Так же и святые братья Маккавеи, исповедуя свою веру и надежду на будущее воскресение, мужественно один за другим приняли мученическую кончину, укрепляемые упованием на то, что Господь оживит их в будущей жизни. После всех их предала дух свой в руки Божии и блаженная мать их Соломония.

Дорогие братия и сестры, с полным сознанием всей благости и милости Божией к нам припадем сегодня к Честному Кресту, этому знамени нашего спасения, с истинной сыновней любовью облобызаем пречистые стопы Спасителя, взывая к Нему:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!

Аминь.

1962 г.

vn001

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает страдания Христовы, которые Он претерпел на Кресте. Поводом к установлению сего праздника послужило необыкновенное событие, чудесно явленное жителям столицы греческого государства от Древа Животворящего Креста Господня.

В Константинополе разразилась сильная моровая язва, которая ежедневно уносила тысячи человеческих жизней. И вот жители города обратились с молитвой к Богу, присовокупив к тому и крестный ход с Древом Животворящего Креста Господня по улицам византийской столицы, окропляя все дома и здания святой водой. И как по окончании крестного хода моровая язва тотчас же прекратилась, то в память этого чудесного события и установлено было ежегодно 1 августа совершать празднование в честь Креста Господня. Кроме того, к этому событию присоединились и другие, в которых также чудесным образом явилась сила Божия: победа греческого войска над сарацинами, а русского — над волжскими болгарами, поскольку и эти события совершились также 1 августа силою Животворящего Креста и молитвами Пречистой Богородицы. Но, воспоминая эти события и прославляя силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе воспоминает ныне и страдания Христовы.

В Евангелии, положенном на сегодняшний день, вы слышали трогательное повествование о последних часах и минутах земной жизни Христа Спасителя. Святейший святых, Безгрешный шествует к язычнику Пилату, унижаемый и оскорбляемый шумящей вокруг Него неистовой толпой. С безумной злобой и ожесточением первосвященники, книжники, старцы людские и весь народ иудейский требуют для Бессмертного смерти позорной: Распни, распни Его (Ин. 19:6)! Пилат, язычник, не знавший Божественного учения, движимый чувством справедливости, пытается освободить Его: Поимите Его вы и распните, аз бо не обретаю в Нем вины (Ин. 19:6). Но их угрозы обвинить его перед кесарем заставляют правителя предать Господа в руки врагов для распятия.

После многих новых страданий и унижений Господь восходит на Голгофу, неся тяжелый Крест, здесь пригвождается ко Кресту и испускает дух, вися посреди двух разбойников. Такое безмерное унижение, такая страшная смерть! И спрашивается: зачем эта ужасная жертва?

Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, язвою Его мы изцелехом (Ис. 53:5), — отвечает святой пророк Исаия. Весь род человеческий ко времени пришествия на землю Спасителя пребывал во грехе, люди забыли Бога, забыли Его Божественный Закон, извратил и забыл Закон даже избранный Богом еврейский народ.

Все согрешили, все преступили заповеди Божии, а потому и заслуживали вечного проклятия и смерти. Бог всеблаг и всемилостив, но Он же и бесконечно правосуден. Правда Божественная была возмущена человеческой неправдой, людскими грехами. Необходимо было удовлетворить эту святую Правду. Но кто же из людей мог принять на себя ходатайство пред Правосудием Божиим, когда каждый человек сам заражен грехом? Притом и согрешения людские были чрезвычайно велики, и жертва за них должна была быть величайшей.

И вот такою-то высочайшей жертвой сделался Сын Божий. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16). Крестной смертью Спасителя мы искуплены от греха, проклятия и смерти. На Кресте пролита Кровь Неповинного, чтобы виновные могли избегнуть заслуженного ими гнева Божия. Какое неизреченное милосердие, какая благость Божия преподается со Креста грешному человеческому роду! Христос умре грех наших ради (1Кор. 15:3). Грехи всего мира пригвождены ко Кресту. Вознесшийся на Крест и пролиявший Свою пречистую Кровь стал вечным Ходатаем за нас пред Богом Отцом.

Изъязвленные Его длани с любовью обнимают весь род человеческий и приводят всех желающих к Отцу. То, что раньше отделяло тварь, непокорных сынов человеческих от Творца, уничтожено Голгофской Жертвой. И Крест из позорного орудия смертной казни соделался для верующих драгоценнейшим, почетнейшим орудием в руках их для борьбы с врагами нашей души. Воздвигнутый на Голгофе, он ярко светит над всей землей, согревая своими лучами охладевшие и очерствевшие сердца людские.

Придите, все скорбящие, к этому Кресту, воззрите на него и обрящете покой душам вашим. Как древле воздвигнутый Моисеем медный змей исцелял уязвленных змеем, когда на него взирали, так и Крест Христов подает уврачевание душам людским, когда к нему прибегают и с любовью перед ним молятся.

Святой Кирилл Иерусалимский говорит:

Крест есть великое предохранение, данное бедным в дар, и слабым без труда. Это благодать Божия: знамение для верных, и страх для злых духов.

Знаменуя себя крестом, мы предаем себя водительству Самого Господа и, как щитом, ограждаем себя от козней и сил вражиих. Так, например, в житии святого апостола Иоанна Богослова повествуется: один бедный христианин, не имея, чем заплатить долг своему заимодавцу, просил волхва-иудеянина дать ему яд. Дважды он принимал его, но яд не действовал, потому что христианин каждый раз знаменовал сосуд с ядом крестным знамением. Или другой пример: некоторый пастух умирал от змеиного уязвления. Но, когда некий благочестивый старец влил по кресту воду в уста его с призыванием великого имени Святой Троицы и имени великомученика Георгия, пастух выздоровел.

Также: напал однажды диавол на святого Киприана, стал бить и душить его. Киприан не мог ничем защититься от него, он только поднял руку и перекрестился — и диавол тотчас, как стрела, отскочил от него, потом, как лев, рыкнул и исчез. Такова сила крестного знамения, которое мы должны налагать на себя благоговейно и с живым воспоминанием о распятом на Кресте Спасителе мира.

Когда мы налагаем на себя крестное знамение, то облекаемся Божественной силой, которая в это время осеняет и ограждает нас от всякого зла. Поэтому-то крест возлагается на нас при рождении, с крестом на груди и в руках переплываем мы бурное море житейских треволнений, с крестом провожают нас до места последнего упокоения, и на самой могилке нашей поставлен будет крест, как знамение нашего спасения.

Совершая сегодня поклонение Животворящему Кресту Господню, будем лобызать его с искренней любовью и сыновней преданностью Господу, веруя, что распятый на Кресте Христос не простой человек, но Богочеловек.

Со страхом и трепетом пусть каждый подходит ко Кресту и с умилением устами своими прославляет Господа, взывая из глубины души:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!

Аминь.

1963 г.

vn001

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Ищите прежде Царствия Небесного.
Москва: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.