Сегодня:

24 мая 2022 г.
( 11 мая ст.ст.)
вторник.

Кирилл и Мефодий.

Седмица 5-я по Пасхе.
Глас 4.

Поста нет.

Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.


Утр. - Ин., 36 зач., X, 9-16. Лит. - Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12. Ин., 33 зач., VIII, 51-59. Равноапп.: Евр., 318 зач., VII, 26 - VIII, 2. Мф., 11 зач., V, 14-19.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Евангелие дня: Пятница

Седмица 8-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов

Исцеление бесноватого отрока

Мф., 71 зач., 17:10-18

Когда Господь сходит с горы Преображения со Своими учениками, Он заповедует им никому не говорить о виденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Они спрашивают Его, почему книжники говорят, что Илия должен придти прежде. Когда ученики не могут связать слова Христовы с тем, что они слышали в Писании, они просят объяснить им эти слова. Когда мы встречаемся с трудными местами в Священном Писании, мы должны обращаться ко Христу с молитвой, чтобы Он отверз наш ум Духом Святым к уразумению Писаний и наставил нас на всякую истину. И, прежде всего, к толкованию святых отцов, которые жизнью своей исполнили слово Христово.

«Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все». Христос пришел не для того, чтобы изменить или упразднить что-либо в ветхозаветных пророчествах. Иоанн Креститель предшествовал Ему, чтобы остановить духовный распад в богоизбранном народе, проповедуя покаяние. Это и есть устроение всего. «Учители Закона правильно говорят, что Илия должен придти. Но Я скажу вам то, что они не могут сказать, — что Илия уже пришел». Часто бывает, что обетования Божии исполняются, а люди не замечают этого, и продолжают ждать их. «Где обетование пришествия Его?» — скажут они о Самом Христе, а теперь говорят так о Предтече пришествия Христова. В то время как обетования о Предтече уже исполнились. Учители Закона посвящали много времени спорам о Писании, но не видели в знамениях времени исполнения Писаний. Так можно иметь Апокалипсис любимым чтением и не замечать Апокалипсиса, происходящего на наших глазах.

Легче объяснить общее значение слова Господня, чем уметь применить его к реальной духовной жизни. Оттого что «они не узнали его», то «поступили с ним, как хотели». Если бы они узнали Господа славы, то не распяли бы Его. Если бы они узнали Предтечу, то не совершили бы усекновения его главы. И Господь добавляет: «Так и Сын Человеческий пострадает от них». Когда они запятнали свои руки в крови Иоанна Крестителя, они уже были готовы поступить точно так же со Христом. Как поступают люди с Христовыми служителями, так поступили бы они с Самим Христом.

«Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». Господь не называет по имени Иоанна, но дает такое его описание, которое должно напомнить им о том, что Он говорил о Предтече до этого: «Иоанн пришел в силе и духе Илииной». И служение Иоанна заключается в возвещении Агнца Божия, вземлющего грехи мира.

И далее мы слышим повествование об исцелении бесноватого отрока. В нем — иллюстрация духовной самонадеянности не утвержденных в благодати учеников. Ранее Господь посылал их на проповедь и, возвратившись, они с радостью говорили, что и бесы им повинуются. А теперь, когда некий человек приводит к ним своего сына с просьбой исцелить его, они не могут изгнать беса. Исцеление бесноватого отрока произошло сразу же после сошествия Христа с горы Преображения, где ученики Его услышали глас Отца Небесного, коснулись вечной жизни, непостижимого покоя, радости, для которой и создан человек. И первое, что они встречают, сходя с горы, — мир, такой, какой он есть сейчас — в его непросветленности, подчиненности князю тьмы, с его беснованием, болезнями, маловерием. Слава небесная не может заслонить от Христа наши нужды и беды. И мы обманываем себя, если думаем, что после Воскресения и Пятидесятницы — все только свет. Нет, тьма мира сего, в которую Господь входит Своими Крестными страданиями, неотделима от света дня Господня. И мы призваны разделить с Господом до конца эту тьму, если хотим быть в свете.

Отец с плачем бросается к ногам Спасителя, прося исцелить своего ребенка, которого бес бросает то в огонь, то в воду. Сознание непоправимой беды заставляет людей преклонить колена. Диавол овладел душой и телом этого отрока, но кто, кроме Христа может победить диавола? «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его», – говорит потрясенный отец. «О, род неверный и развращенный!» – восклицает Господь. Эти слова обращены ко всему народу, и в особенности к учителям Закона. За неверие наше Господь не дает другим людям помощи, когда они обращают свой взор к Церкви. Сам Христос не мог совершить многих чудес там, где царствовало неверие. «Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Неверие и развращенность тех, кому Господь открывает Свою благодать, — великая печаль для Него. Однако о Боге нельзя сказать, что Он терпелив и милостив, говорят святые отцы, Он — долготерпелив и многомилостив. «Приведите его ко Мне сюда», – говорит Господь. Как бы ни гневался на нас за наши грехи Господь, Его любовь неодолима. Когда надежда на всякую человеческую помощь умирает, мы должны идти ко Христу, и Он не отвергнет нас.

Господь сокрушает силу сатаны как власть имеющий. «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час». Сатана не может противиться слову Господню, как бы ни велика была его сила, и сколь бы долго он ни господствовал над людьми. Это было немедленное и полное исцеление. Во все времена родители должны приводить своих детей ко Христу. И особенно в такое, как наше. Раньше подобное беснование было редчайшим явлением, а теперь это — наша повседневность. Как привести нам наших детей к таинствам Церкви и к просвещению словом Господним? Как научиться по-настоящему молиться за них, когда они отошли от Церкви? Если будет у нас переживание за наших детей, как у этого отца, и такое же, как у него, обращение ко Христу, Господь сокрушит сатану под ногами нашими вскоре.

vn001
См. также:
Протоиерей Александр Шаргунов. «Евангелие дня»