Сегодня:

17 сентября 2019 г.
( 4 сентября ст.ст.)
вторник.

Святитель Иоасаф Белгородский.

Седмица 14-я по Пятидесятнице.
Глас 4.

Поста нет.

Прор. Боговидца Моисея (1531 до Р.Х.). Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Прмч. Парфения , игумена Кизилташского (1867). Обретение мощей свт. Иоасафа , еп. Белгородского (1911). Второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана , епископа Воронежского. Собор Воронежских святых. Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305-311). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Сщмч. Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941) (Серб.). Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского. Павла, Иоанна, Николая, Николая, Иоанна, Николая, Александра, Петра, Илии, Михаила пресвитеров, прмч. Стефана, мчч. Василия, Петра, Стефана и Александра (1937). Мц. Елены (1943). Иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина" (1680).


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

По ту сторону Иордана

Протоиерей Игорь Филин

Протоиерей Игорь Филин

Если мы посмотрим, кого и что Церковь поминает Великим постом, то нас поразит необычайная духовная логика: Торжество Православия, следом — свт. Григорий Палама, далее — Крестопоклонная неделя, потом прп. Иоанн Лествичник и, наконец, прп. Мария Египетская. То есть нам предлагается глубокое осмысление пути спасения. Торжество Православия говорит, что наша вера — апостольская, святоотеческая — истинная, и нам должно хранить её. Святитель Григорий Палама напоминает, что смысл христианской жизни — стяжание Святого Духа, обожение, которое стало возможно с вочеловечиванием Иисуса Христа. Прп. Иоанн Лествичник подсказывает, что необходимо для того, чтобы взойти на Небо. Об этом он пишет в своей «Лествице» после того, как провёл 40 лет в пустыне в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Далее Церковь отмечает Крестопоклонную неделю — поклоняется Кресту, на котором Сын Божий искупил наши грехи Своею кровью и спас человечество от рабства сатане, и поощряет нас к духовному подвигу. Но, читая Свв.Отцов, ту же «Лествицу» и другие свято-отеческие писания, человек может прийти к мысли, что подобные подвиги не для нас. Возникает вопрос: «Что же это, только монахи спасаются? А как быть остальным?» И вот тогда Церковь показывает нам на примере прп.Марии Египетской, что спасения не лишён никто.

Образ преподобной Марии Египетской

На пятой седмице Великого поста мы читаем житие прп. Марии Египетской и весь покаянный канон прп. Андрея Критского, где во многих молитвенных возношениях плакал преподобный о душе своей, — плакал так горько, что этот плач сохранился в веках. Эта служба обрела название «стояние Марии Египетской», потому что она продолжается долго, я один раз посмотрел: пять часов. У нас нет другого такого богослужения, за которым бы Устав обязывал читать житие святого, как мы делаем с житием св. Марии Египетской. Но чем же так замечательна эта святая? Что, у нас мало святых в Церкви, которые подвизались и претерпевали величайшие страдания? Почему она? Потому что, повторюсь, Бог никого не лишает возможности спасения. Вспомним благочестивого разбойника. «Ныне же будешь со Мною в раю», — сказал Спаситель (Лк. 23:43). И лиходей только за покаяние и исповедание Христа Богом сподобился вечной жизни. Житие Марии Египетской напоминает жизнь этого разбойника, хотя обстоятельства спасения отличаются. Разбойник умудряется непостижимым образом увидеть в Христе не только ни в чём не повинного человека, но и Бога, при том что тогда Церкви христианской ещё не существовало и Иисус был для многих просто человек. Во времена же прп. Марии христианство уже существовало, и Кресту, на котором Спаситель был распят, уже поклонялись. Сама Мария крещена была в детстве — значит, родители её были христианами. Тем не менее в 13 лет её обуревает такая блудная страсть, такое желание окунуться в порок и нечестие, что она убегает из дома, дабы предаться разврату. И пребывает в нём, ни много ни мало, 17 лет. Она привыкла к пьянству, срамным песням, всякого рода излишествам. Даже ко Кресту Господню она отправилась не для поклонения святыне, а чтобы в большом городе скорее удовлетворить свою неугасающую похоть, которая, как огонь гееннский, пожирала её.

Но дальше Промыслом Божиим произошло то, что должно воодушевить и нас с вами. Мария, при всей её порочности, всё-таки была человеком, не омертвевшим в своих грехах. Потому что когда Божественная благодать не пускала её в храм, она быстро поняла, что причиной тому — её грехи. И что? Разве она сдалась, разве опустила руки, сказав: «Ну что ж, раз Бог не принимает такую скверную, как я, — пойду и буду жить, как жила»? Нет. Мария начинает молить Божию Матерь, чтобы она помогла ей войти и увидеть Крест, Которым спасся весь человеческий род. При этом она обещает Богородице, что впредь уже ничего подобного не сотворит. И тут же получает просимое: входит в храм, поклоняется Кресту, и ей даже приоткрываются некие Божественные тайны — что, оказывается, Господь принимает здесь покаяние, избавляет человеков от последствий греха — от смерти. Укрепившись в своём намерении оставить порочную жизнь, она благодарит Царицу Небесную и просит стать ей помощницей в деле спасения души. И слышит ответ: «Иди за Иордан, там, в пустыне, живи».

А мы? Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на ужасные грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему томительно стоять на службе, и он уходит, не дожидаясь конца, и вскоре совсем перестаёт ходить в церковь — просто не может войти в неё. То же древнее чудо, только в ином, печальном варианте, повторяется вновь…

Прп.Зосима, встретивший Марию в пустыне, спрашивал, как она жила, чем питалась. Она ответила, что 17 лет её душу терзали греховные страсти — и блудное вожделение охватывало её, и жажда яств, вина, разгульных песен, прежней жизни… Казалось бы, перейди обратно через Иордан — и всё получишь. Но она не уступала: в изнеможении бросалась на землю и лежала до тех пор, пока не снисходила на неё благодать Божия, освобождая от страшных вожделений. 17 лет грешила — 17 лет потом мучилась. Терпела голод, холод, палящий зной, но не перешла Иордан!

Поражает её решимость и мужество — то, чего не хватает нам. Мы-то легко уступаем, сдаёмся ещё до того, как нас прижало, чтобы только не испытать никаких тягот. Ищем себе послабление и в посте, и в молитве. Не Богу пытаемся угодить, а своей плоти: кормим её, моем, умащаем, холим и лелеем. А душа пребывает в небрежении. Мы легко омрачаем и оскверняем её страстями, мелкими грешками мажем, пачкаем её. Попади большинство из нас в те же условия, в коих пребывала Мария Египетская, картина была бы такова: побежали в пустыню, два-три дня там поплакали, потом развернулись и прибежали обратно, стали пить-гулять, потом опомнились — побежали опять в пустыню. А ведь большинство из нас так и живут — бегают туда-сюда. Мы ищем оправдание своей лености и теплохладности в вере. С одной стороны, и пустыня (храм) рядом, а с другой стороны, и речка (обычная жизнь) тут же течёт… Поэтому в помощь нам, немощным, Святая Церковь перед неделей подготовительной к Страстным дням предлагает образ Марии Египетской как пример того, как человек из самых глубин зла поднялся на высоты святости. Церковь говорит нам словами Великого канона: «Душа, может Бог прокаженное убелить и очистить, не отчаивайся, хотя ты и прокаженная…» Действительно, человек, который решается идти по этому пути, преображается, это уже новое творение. Посмотрите, тело Марии иссохло и почернело от палящего солнца, щёки впали — от былой красоты ни следа. Но она, которая никогда не была на богослужении, не читала Святое Писание, она, впервые увидев св. Зосиму, Духом Святым всё про него знает. И река ей не препятствие — она переходит её, как посуху, подобно Христу. Уже не плоть определяет её бытие, а то, что больше плоти, — душа.

В нашем мире плоть уязвлена смертью, никуда от этого не денешься, и святые умирали плотью. Главное — душа! Что мы насобирали для неё в течение жизни, с тем и пойдём туда. Бог будет судить тебя по твоим личным усилиям. Недаром Господь говорит, что мытари, блудники и грешники опережают тех, кто считает себя праведниками. Ибо они видят гибельность своего положения и начинают истово бежать к Богу, они и каются и подвизаются иначе, нежели те, кто мнит себя благополучным и вяло пытается с Богом разговаривать. Пост — это очередной призыв Господа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Если мы услышим это слово призывающее, надо изо всех сил рвануться к Отцу Небесному и не ослабеть в своём беге. Не ослабеть в молитве и посте. Потрудимся же!

Записала Ирина РУБЦОВА.

vn001

Источник: газета «Православный Санкт-Петербург», № 3 (267), 2014.

См. также: