Сегодня:

22 ноября 2019 г.
( 9 ноября ст.ст.)
пятница.

Божия Матерь Скоропослушница.

Седмица 23-я по Пятидесятнице.
Глас 5.

Пища с растительным маслом.

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария , митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 1 Сол., 266 зач., II, 14-19. Лк., 73 зач., XIII, 31-35. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

В Богородичную Пасху, как на Пасху Господню

28 августа – Успение Божией Матери

Протоиерей Александр Шаргунов

Встреча Марии и Елисаветы

Почему в праздник Успения Церковь предлагает нам Евангелие о посещении Божией Матерью святой праведной Елизаветы? Для большинства Успение Божией Матери – уход Ее от нас на Небо. Но как Господь, вознесшись на Небо, не оставляет нас на земле, но даёт нам надежду соединиться с Ним, так и Божия Матерь становится ещё ближе к нам в Своем Успении.

Божия Матерь идёт впереди Церкви. Она предстательница за всех христиан. Она – образ благодати, предназначенный для всех праведников, спасённых Христом. Потому и читается сегодня это Евангелие.

Во время земной жизни Она должна была идти по горным дорогам, чтобы достигнуть дорогого для Нее человека. Теперь, после Успения во славе, Она не имеет в этом нужды. Но тотчас же утешает сокровенным посещением души тех, кого избирает. И в праздник Успения, в Богородичную Пасху, как на Пасху Господню, многим даётся узнать эту Ее милость. Во Успении мира не оставила Она и приходит к нам – в наши храмы, в наши дома, в наши сердца – туда, где присутствует Бог. Она покинула землю, чтобы возвратиться на неё на другой глубине, в Боге. А Бог присутствует везде. Небо – посреди нас, сокрытое, но более близкое, чем всё остальное. И Божия Матерь свидетельствует о Боге, явившемся во плоти.

Как часто звучат в Церкви эти слова, которыми начинается чтение Евангелия: «Во дни оны». «Во дни оны воставше Мариам». Это необычные дни! Это дни, когда должны произойти невероятные события. Бог присутствует во чреве Пречистой Девы – в самой сокровенной Ее глубине. И когда мы слышим: «И вниде в дом Захариин и целова Елисавет», мы понимаем, что через Божию Матерь Бог входит в самые близкие наши отношения друг с другом – в дом, где мы живём, к нашим друзьям, к родственникам. «И исполнися Духа Свята Елисавет». Это уже первая Пятидесятница. Ныне в безвестном маленьком селении приветствие Божией Матери дарует благодать Святого Духа. И так бывает всегда.

Когда кто-то говорит: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою», там присутствует Дух Божий. И в Духе Святом вместе с праведной Елизаветой такой человек восклицает: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне!» Дух Святой просвещает праведную Елизавету относительно Того Плода, Который Пречистая Дева имеет во чреве. И она произносит одно из самых чудесных славословий, которые когда-либо были обращены к Божией Матери, принося Ей хвалу за Ее Божественное Материнство и за Ее веру слову Господню. И Божия Матерь, со Своей стороны, изливает переполняющие Ее чувства, вдохновлённая словами Священного Писания, над которыми Она часто молитвенно размышляла. Ее песнь выражает одновременно Ее благодарение Богу, веру в Его обетования, Ее собственное возвышение и смиренное принятие чрезвычайного служения, предназначенного Ей.

Даром Духа Святого мы тоже воспеваем песнь Богородицы. Мы тоже участвуем в этом событии, и наша душа величит Господа, и возрадовася дух наш о Бозе Спасе нашем. Он призре на нас, как на Божию Матерь, и сотвори нам величие. Славить Бога за то величие, которое Он даровал Божией Матери, как приглашает нас это делать каждый день Церковь, значит славить Его одновременно за те благодеяния, которые Он совершает для нас. Мы тоже включены в великий замысел Божественной любви, явленной во Христе, от которой Божия Матерь восприняла больше всех.

Своим Божественным Материнством, сугубо явленным у Креста Христова, и в Ее Успении Божия Матерь участвует в нашем рождении для жизни с Богом. Евангелие, которое мы слышим на всенощной праздника, ясно показывает эту истину: только после того как Елизавета услышала приветствие Марии, возрадовался младенец во чреве Ее, и она «исполнилась Духа Святого». Дух Святой приходит к праведной Елизавете и к Иоанну Предтече посредством Богомладенца, носимого Божией Материю в Своем чреве. И точно так же Дух Святой приходит к нам – Ее предстательством и Ее любовью.

От шагов Божией Матери, идущей к нам, исходит радость. Слово «радость» звучит во всех Ее неусыпающих молитвах и во всех молитвах Церкви, когда речь идёт о присутствии Божием. Божия Матерь – вся в безконечной радости, Она поистине наша духовная Мать, образ народа веры. Причина Ее радости – вера, что с нами Бог, явившийся во плоти. Она – первая, Кто принял Бога в теле. Это радость каждой Божественной Евхаристии. Это радость Успения.

vn001

Источник: «Русский дом», № 8, 2014 г.

См. также: