Сегодня:

19 ноября 2017 г.
( 6 ноября ст.ст.)
воскресенье.

Варлаам Хутынский.

Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350). Прп. Варлаама Хутынского (1192). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (800-820). Прп. Луки , эконома Печерского (XIII). Свт. Германа , архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI). Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).


Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Неделя 20-я по Пятидесятнице. О евангельских чудесах как основании нашей веры

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Лк., 30 зач., 7:11-16

Воскрешение сына вдовы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском повествова­нии рассказывается о том, как Господь наш Иисус Христос воскресил из мертвых сына наинской вдовицы. Евангелие не сохранило имен этих людей: ни сына, ни матери, однако до нас дошли некоторые сведения о других подобных случаях. Например, мы знаем, что отца отроковицы, которую Господь также воскресил, звали Иаир; известны нам также имена сестер воскрешенного из мертвых Четверодневного Лазаря. В данном же случае из житейских подробностей сообщается только название самого города, в котором произошло чудо, – Наин, однако же это не умаляет достоверности евангельского рассказа.

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города (ст. 11–12). Господь Иисус Христос и множество людей, шедших с Ним, встретили у городских ворот – при входе в них или, может быть, несколько поодаль – сопровождавшую умершего юношу похоронную процессию, в которой находилась и глубоко скорбевшая мать юноши. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь (ст. 13), наверное, вид матери был очень печальный, она плакала и не могла не вызвать к себе жалости. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! (ст. 14). Одними словами утешения, хотя в них и дышала необыкновенная сила, Господь все же не мог успокоить вдовицу, пока причина ее скорби не была устранена, и поэтому сразу, почти мгновенно, Он, как говорится, от слов переходит к делу. Обычно бывает очень трудно и как-то даже неловко утешать человека в подобных страшных скорбях, но Господь не только дерзнул утешить женщину столь простыми словами: «Не плачь», но от этих необычайных по своей простоте и силе слов приступает и к чудесным делам.

И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! (ст. 14). Древние евреи погребали своих умерших в пещерах – природных или специально высеченных, и хоронили их не в гробах, как принято сейчас у нас, а в саванах. Покойника одевали в специальную одежду, обматывали пеленами и в таком виде хоронили; поэтому несли юношу на одре (нечто вроде носилок). И Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его (ст. 14–15). Эти необыкновенные слова, обращенные к мертвецу, оказали чудесное действие: мертвый поднялся и сел, и не просто сел, но и стал говорить, показывая, что совершенно пришел в себя. Я не думаю, чтобы человек молодой просто умер безо всякой причины, – возможно, этот юноша скончался от какой-нибудь неизлечимой болезни, а после его воскресения оказалось, что не только смерть побеждена, но и никаких последствий болезни также нет.

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (ст. 16). Безусловно, читая эти простые слова, мы сейчас не можем понять тех чувств и необыкновенных переживаний, которые испытали присутствовавшие там люди – как ученики Спасителя, так и те, кто составлял похоронную процессию и стал свидетелем великого чуда. «Всех объял страх», конечно же, не тот страх, который мы испытываем перед какими-то печальными, скорбными происшествиями, когда чувство страха словно предостерегает нас, чтобы мы не подвергали себя опасности и заставляет нас устранить ее от себя. Здесь был страх благоговейный, вызванный тем, что произошло нечто необычайное и непостижимое, он соединялся с радостью. Это видно из того, что люди славили Бога, – не могут люди, прославляя Бога, испытывать только скорбь, страх и душевное мучение, вместе со страхом была и радость. Это признак истинного духовного страха, который возникает при столкновении нашей души со сверхъестественными Божественными явлениями. Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Эти люди еще не понимали, что Великий Пророк, о Котором они говорили, и есть Сам Бог и Он посетил Свой народ в самом буквальном смысле слова. Они пока не достигли полного понимания случившегося и думали, что Господь Иисус Христос сотворил это чудо силой Божией всего лишь как пророк и чудотворец, но Он не Тот Самый ожидаемый Мессия и воплотившийся Сын Божий.

Что же произошло, если рассмотреть это событие и попытаться понять его смысл? Господь Иисус Христос всеми чудесами, которые Он совершал, доказывал истинность Своего учения и то, что Он есть Истинный Бог, явившийся на земле. И в Евангелии нужно обращать внимание не только на нравственное учение Спасителя, ведь нравоучение, безусловно, не может быть без веры, а вера появляется именно тогда, когда мы принимаем евангельские чудеса и соглашаемся, что все это было на самом деле так, как описано, – соглашаемся в своем сердце и верим в действительность этих необыкновенных событий. Однако нужно еще понимать, что обозначает то или иное событие, что скрыто за тем или иным чудом. Существует наука «догматика» – наука о догматическом учении Церкви, в котором раскрывается истина о Боге, о воплощении Сына Божия и о прочих, как будто бы отвлеченных вопросах, касающихся нашего спасения. Но без этих отвлеченных предметов не будет и веры, наша вера должна быть здравой. Мы должны понимать, что обозначает то чудо, о котором мы только что читали. Когда Господь сказал: «Юноша! тебе говорю, встань!» – Он показал этим, что имеет власть не только исцелять болезни живых людей, что Он повелевает не только бессловесными тварями – например, морскими рыбами, как в случае чудесного лова рыбы Петром и его друзьями, будущими апостолами, что приказывает Он не только стихиям – ветру, морским волнам, когда укрощает бури, и что Он может не только ходить по воде, которая способна носить Его так, как нас носит земля, но может повелевать даже и умершими людьми: «Юноша! тебе говорю, встань!». Кто и когда мог своими словами как-либо подействовать на мертвеца? Конечно же, всякая связь с умершим прекращается, он превращается в существо, которое никому не подвластно. Но для власти Спасителя смерть не является препятствием. Если Он захочет исполнить Свое желание, то и мертвый подчинится Ему так, будто он живой человек: «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его». Если бы Господь не имел настоящей власти, то, конечно, юноша Ему не повиновался бы. Надо думать, что юноша тут же встал с одра, на котором его несли, и Господь за руку или, может быть, как-то иначе подвел его к матери, а мать, вероятно, обняла сына, и ее совершенно неожиданному счастью не было предела.

Итак, воскресив из мертвых сына наинской вдовицы, а также дочь Иаира и Лазаря Четверодневного, который находился в гробнице четыре дня и уже подвергся тлению, Господь наш Иисус Христос воистину доказал, что Он сильнее даже самой смерти, что Он есть Истинный Бог и могущество Его беспредельно, что Он Тот Самый, Кто восставит из мертвых всех усопших людей, когда придет определенный час. На этом основывается наша вера, наши догматы. Святые отцы Православной Церкви справедливо называют вероучительные истины евангельскими догматами, и это излюбленное их выражение, потому что все христианские истины почерпнуты из Евангелия. На евангельских повествованиях, которые мы часто оставляем без особого внимания, потому что они нам привычны и до нашего сердца не доходит их реальность, в особенности реальность чудесных событий, и основано вероучение Православной Церкви, оно питается ими. И святые отцы, желая доказать заблуждающимся или колеблющимся людям вероучительные истины, обращаются именно к Священному Писанию; правильное его толкование они считают самым сильным доводом.

За простотой сегодняшнего евангельского повествования скрывается вера в действительность явления Сына Божия. Вера в то, что человеческое естество Господа прикрывало всю полноту Его Божества, хотя Он жил среди людей и был во всем подобен им по внешности и поведению, отличаясь лишь Своей праведностью и безгрешностью. Вот что раскрывает нам это простейшее евангельское повествование, которое мы теперь слышим.

Что необходимо для того, чтобы Евангелие дошло до нашего сердца? Конечно же, – искреннее, простое отношение, детское доверие, детское не в том смысле, чтобы мы ничего не понимали и не могли рассуждать, как дети. Напротив, необходимо думать и именно духовно рассуждать над евангельским текстом или, по крайней мере, читать толкования святых отцов. Мы должны подходить к евангельским повествованиям с умственным напряжением, но принимать прочитанное просто, как дети. Воспринимать Евангелие нужно не как художественные книги, в которых мы по привычке ищем только некоего содержания, пренебрегая условностью повествования о выдуманных событиях, а, скорее, как исторический документ, как хронику. И конечно же, мы должны молиться и просить Бога о том, чтобы сердце наше разогрелось от покаяния, от действия благодати Божией.

Евангелие мы читаем на протяжении всей своей жизни, оно никогда и никому не может надоесть по той причине, что оно есть живое Слово Божие. По мере нашего духовного возрастания, по мере очищения или, можно сказать, оживления нашего окаменевшего сердца, мы все больше и больше понимаем Евангелие, а оно всегда остается для нас новым, остается действительно Благой Вестью. Поэтому будем внимательны не только к каждому слову, но и к каждой букве Священного Писания, к каждой букве Евангелия. Если с таким вниманием и тщательностью, участвуя при этом в церковных Таинствах и усердствуя в молитве, мы будем читать Евангелие, то оно все время будет нам помогать, воодушевлять нас, укреплять нашу веру, станет нашей опорой в жизни. Главное же – Евангелие явится неиссякающим источником силы, укрепляющим нашу веру в действительность пришествия Господа и другие спасительные для нас христианские истины.

Вся наша нравственность основана на вере. Если наша живая вера будет остывать, то одновременно с этим мы начнем становиться безразличными и к исполнению заповедей, хотя, может быть, будем все понимать и правильно относиться к нравственному учению Спасителя. Если же мы будем иметь веру, по силе подобную той, какую приобрели свидетели чуда воскресения из мертвых сына наинской вдовицы, то есть когда мы исполнимся благоговейного страха и будем прославлять Бога, тогда самая трудная заповедь станет для нас исполнимой. Нарушить заповедь станет для нас делом немыслимым, мы просто не сможем этого сделать из-за чувства благоговения или страха наказания. Если же мы не испытываем этих чувств, значит, у нас нет той сильной веры, которая поддерживала бы нас и укрепляла в исполнении заповедей. От силы веры зависит и усердие в нравственном отношении, поэтому будем заботиться об укреплении нашей веры, не станем пренебрегать (как, к сожалению, мы часто делаем) одним из самых могущественных средств к достижению этого – усердным, внимательным, обильным чтением Божественного Евангелия.

Аминь.

24 октября 1999 года.

vn001

Источник: Сайт Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

См. также: