Сегодня:

19 января 2018 г.
( 6 января ст.ст.)
пятница.

Крещение Господне.

Седмица 33-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Поста нет.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Преставление свт. Феофана , Затворника Вышенского (1894).


Утр. - Мк., 2 зач., I, 9-11. Лит. - Тит., 302 зач., II, 11-14; III, 4-7. Мф., 6 зач., III, 13-17. На освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), X, 1-4. Мк., 2 зач., I, 9-11.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Неделя 29-я по Пятидесятнице. О спасительной вере

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Лк., 85 зач., 17:12-19

Исцеление десяти прокаженных

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда Господь наш Иисус Христос входил «в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали» (ст. 12). Проказа – это страшная неизлечимая болезнь. В древние времена исцеление от нее воспринималось не иначе как чудо Божие, да и сейчас едва ли можно назвать проказу излечимой болезнью, потому что врачи, если человек выздоравливает, всегда недоумевают: случайно ли это произошло, или помогло их лечение. По закону Моисееву человек, исцелившийся от проказы, должен был показаться священникам, которые по определенным признакам устанавливали, что он действительно исцелился, и совершали над ним положенные священнодействия, после чего объявляли этого человека чистым, и тогда он мог жить с прочими людьми. Больные этой страшной болезнью жили вне человеческих селений и криком предупреждали о своем приближении, для того чтобы случайные прохожие остерегались встречи с ними, ибо проказа считалась заразной. Известно, что прокаженные настолько изнемогали от этой болезни, которая заживо разлагала их тела, что становились совершенно беспомощными людьми. Но кто помогал им? Никто не хотел стать таким же прокаженным, как и они. Потому они вынуждены были собираться в группы и скитаться вдали от селений, помогая друг другу кто чем может.

«И громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас» (ст. 13). Видимо, прокаженные уже слышали о том, что Господь Иисус Христос творит многие чудеса и считали Его не обыкновенным человеком, а великим Учителем и Чудотворцем, поэтому назвали Его Наставником. Обычно чести именоваться наставниками сподоблялись люди, находящиеся уже в летах более или менее солидных, Господь же был молодого возраста – вспомним, как упрекали Его фарисеи: «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (Ин. 8:57).

«Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам» (ст. 14). Может быть, по той причине, что они не были способны в тот момент вместить большее, Господь и сказал им сделать лишь то, что требовал закон. Они поверили Господу и послушались Его, решив, вероятно, что или священники их исцелят, или с ними произойдет какое-то чудо. И, казалось бы, с верой они пошли по направлению к Иерусалиму, к храму Господню. «И когда они шли, очистились» (ст. 14). Господь еще не успел удалиться из того селения, как один из исцеленных вернулся, а значит, времени прошло совсем немного, и отошли они весьма недалеко. В дороге с прокаженными произошло чудо: благодать Божия сошла на них, и их изъеденные проказой тела вдруг совершенно очистились и стали выглядеть так же, как тела обыкновенных здоровых людей. Они все исцелились. «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его (то есть Господа Иисуса Христа. – иг. А.), благодаря Его; и это был Самарянин» (ст. 15–16). Остальные девять человек, видимо, последовали по тому пути, который сразу наметили, – пошли в Иерусалим, чтобы их исцеление засвидетельствовал священник. Может быть, они и вовсе забыли о Боге, потому что в Евангелии ничего не говорится об их дальнейшей судьбе, а только упоминается о том, что они не возвратились прославить Бога, Который через Христа сотворил это чудо, – правильнее сказать, не возвратились прославить Иисуса, Который есть Бог.

«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (ст. 17–18). Можно воздавать славу Богу формально, как предписывает общепринятое правило, в данном случае – Моисеев закон, а можно воздавать славу Богу истинно, искренно, от всего сердца. Эти девять человек, если они все же пошли в Иерусалим после исцеления, хотели воздать славу Богу формально, по предписанию закона. Их сердца не были исполнены той благодарности Богу, какая была у самарянина. Ведь если ему уже ничто не мешало совершить этот короткий обратный путь, так как проказа больше не препятствовала его общению с людьми, то что же мешало вернуться и всем остальным исцеленным, чтобы прежде возблагодарить Бога в лице Господа Иисуса Христа, а потом уже, если бы в том была необходимость, последовать и в храм? Ничто. Но самарянин нашел в себе силы, мужество и веру вернуться, а иудеи – люди, казалось бы, в отличие от него воспитанные в благочестии (ведь самаряне многое искажали в истинном вероучении), тем не менее, не имели такой веры, не познали, как истинно воздавать славу Богу, и в своем сердце остались безразличными.

«Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (ст. 18–19). Смотрите, какие необыкновенные слова сказал ему Господь Иисус Христос: «Вера твоя спасла тебя». Но что же получается? Ведь эти слова были сказаны ему уже после исцеления, когда и с прочими прокаженными произошло то же величайшее чудо, а чудеса, казалось бы, в значительной степени зависят от веры человека. Чем же вера остальных отличалась от веры самарянина, если им не были сказаны слова «Вера твоя спасла тебя»? Значит, суть дела состоит не в том, что люди исцелились. Даже если они и имели веру, то она еще не являлась для них спасительной. Так происходит и в нашей жизни: если мы получаем от Бога какие-либо дарования, пусть даже они будут столь же великими и необыкновенными, как чудесное исцеление прокаженных, мы еще не можем сказать, что наша вера спасает нас. Когда же мы познаем истину, благодарим Бога и служим Ему, потому что настоящая благодарность Богу – это истинное, искреннее служение Ему, а не пустые слова, тогда, собственно, в нас и проявляется настоящая, неподдельная, живая, сердечная вера, которая нас спасает. Господь тайно и явно изливает множество Своих благодеяний на весь человеческий род: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Можно даже забыть о каких-то сверхъестественных случаях, которые иногда происходят с некоторыми людьми, а помнить только о том, что Бог дает всем и всякому. Ведь и само наше бытие не меньшее чудо, чем те чудеса, которые иногда случаются с больными или скорбящими людьми. Однако все эти бесчисленные благодеяния, изливаемые Богом на человеческий род, не делают людей по-настоящему верующими, не вызывают в них истинной благодарности Богу.

«Вера твоя спасла тебя». Эти слова мы часто встречаем в Евангелии. Посмотрим же, когда Господь произносил их и что они обозначают.

Кровоточивая женщина подошла к Господу и незаметно прикоснулась к Его ризе. И Господь исцелил ее Своим Божественным действием, может быть, по-человечески действительно не зная или же, делая вид, что не знает, что Он творит чудо. Когда же эта женщина перед всеми людьми призналась в своем исцелении, тогда Он сказал ей: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5:34). Да, Господь подтвердил, что она выздоровела, но ведь это произошло еще раньше, чем Он сказал ей: «Вера твоя спасла тебя». Значит, одна вера – та, которая дарует исцеление, и другая – та, которая спасает человека.

Когда Господь выходил из Иерихона, слепой Вартимей взывал к Нему, просил прозрения и даже требовал, чтобы его подвели к Господу Иисусу Христу. Спаситель сначала не отвечал и шел мимо, как бы не замечая его, но после непрестанных криков и воплей слепого Он все-таки подозвал его к Себе, – и тот, сбросив с себя верхнюю одежду, чтобы она не мешала ему, торопливо подошел к Спасителю. Тогда Господь сказал ему те же слова: «Иди, вера твоя спасла тебя» (Мк. 10:52). Да, слепой действительно тотчас прозрел, и поэтому кажется, что слова Господа касаются, прежде всего, телесного исцеления, но на самом деле спасение состоит не в этом. Обратите внимание на следующие затем евангельские слова: «И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге» (Мк. 10:52). Спасение слепого заключалось не в прозрении, которое явилось только началом его обращения, а в том, что он с верой последовал за Господом.

Когда грешная женщина, блудница, омывала ноги Спасителя своими слезами и, лобызая, мазала их миром, отирая своими волосами, она не нуждалась в чудесном исцелении от какой-то болезни, ей только нужно было прощение грехов. И когда она совершала такое необыкновенное омовение – омовение слезами и не смела, как грешница, ни о чем просить Спасителя, то Он Сам, видя ее любовь к Нему, сказал ей: «Прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:48-50). Опять произнесены те же самые слова, но в данном случае для нас уже совершенно очевидно, что речь идет не об исцелении от телесной болезни, не об удовлетворении какой-то земной нужды и не об избавлении от скорби, а о спасении души. Такая вера спасает человека! Поэтому, братья и сестры, какие бы дарования мы ни имели, какую бы помощь или милость от Бога мы ни получили, нам нужно помнить, что мы должны стяжать такую веру, которая спасает, а не только помогает в наших земных нуждах. Если мы люди благоразумные, если мы истинные христиане, то мы понимаем, что, собственно, только такая вера и нужна. Посмотрите, ведь блудница, описанная в Евангелии, вообще ни о чем не просила, однако получила необыкновенное благословение: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром». Действительно, когда человек приобретает веру, спасающую его от грехов, как эту блудницу, а не от какой-либо болезни, тогда он ощущает в своей душе необыкновенный, непостижимый Божественный мир, – состояние, которое ни с чем нельзя сравнить и вообще едва ли возможно описать человеку, не испытавшему его на опыте. Вот какая вера спасает человека, вот какую веру похвалил Господь Иисус Христос в исцелившемся прокаженном – веру, приводящую ко Христу, заставляющую следовать за Ним, каяться и плакать, находясь как бы у Его ног, подобно блуднице, которая омывала их своими слезами. Все остальное, даже и чудеса, – это лишь средство для достижения сердечной веры, веры великой, возвышенной и истинной веры, которая очищает человека и наполняет его сердце миром и великой благодарностью к Богу, заставляет его пренебрегать всеми условностями и общепринятыми мнениями ради служения Господу Иисусу Христу. Такая вера заставляет нас, подобно прозревшему слепцу, следовать за Господом Иисусом Христом, всегда пребывать с Ним и видеть в этом единственное благо, единственную милость, единственное благодеяние Божие. Аминь.

19 декабря 1999 года.

vn001

Источник: Сайт Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

См. также: