Сегодня:

22 ноября 2017 г.
( 9 ноября ст.ст.)
среда.

Нектарий Эгинский.

Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария , митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Вопрос Архиерею. Подборка ответов за март 2016 года

На вопросы телезрителей и посетителей портала «Православие и современность» отвечает

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

?В Триоди Постной после текста на Неделю мытаря и фарисея есть слова: «Подобает ведати, яко в сей седмице иномудрствующие содержат пост, глаголемый арцивуриев». Прошу Вас пояснить подробнее, т.к. замечаю за собой грех фарисейства. Очень озабочена еще и тем, что на богослужениях не разбираю слов певчих, чтецов, начинаю этим смущаться, искать тексты для самостоятельного прочтения, но зачастую найти их в печатном варианте затруднительно, а «зависать» в Интернете не хочется. И ловишь себя на мысли, не является ли все это желание познания несмирением, что называется «не лезь не в свою область» или «не твоего ума дело»?

( Наталия)

— Уважаемая Наталия! Противопоставле­ние сплошной седмицы (то есть седмицы, в которую отменяется пост по средам и пятницам) после Недели о мытаре и фарисее и «арцивуриева» поста, по-видимому, сохранилось в нашей Триоди с того давнего времени, когда началось разделение между православными и монофизитами. Этот пост с древних времен соблюдается в Армянской Церкви. Армянское слово «арачаворк», то есть «первый», попав в церковнославянский язык через греческий, превратилось в «арцивуриев». Этот пост в Армянской Церкви называют также «постом ниневитян» или «постом Ираклия». Он установлен за 10 седмиц до Пасхи в память о событии крещения армянского народа. Как бы в противовес этому в нашем Типиконе пост в эту неделю отменяется.

Почему вдруг возникло такое противостояние – раз они, армяне, постятся, мы православные, поститься не будем? Исторически сложилось так, что нашим Типиконом, то есть уставом для всей Православной Церкви, стал Типикон палестинской Лавры Саввы Освященного. В прежние времена у каждого более или менее крупного монастыря был свой Типикон. В нем содержались самые подробные дисциплинарные указания, в том числе относительно поста. Почему именно в нашем Типиконе сохранилось упоминание об «арцивуриевом» посте? На Святой Земле всегда жило много армян, они составляли значительную часть братии православных монастырей, в том числе таких значимых, как Лавры Евфимия Великого и Саввы Освященного. В этих и других крупных палестинских монастырях были даже храмы, где для братии из армян совершалось православное богослужение на армянском языке. После Халкидонского собора 451 года восточные христиане достаточно долго жили вместе. Однако в какой-то момент понадобилось провести разделение с теми, кто принял монофизитскую ересь, и это разделение коснулось даже бытовых обычаев. Так в Типиконе появилось актуальное в то время и для того места замечание об «арцивуриевом» посте. Сегодня же оно не имеет какого-то практического значения.

Ваше желание понимать богослужение, заранее познакомиться с текстами не просто очень хорошее, но и очень правильное, его можно только приветствовать. Конечно, хорошо иметь дома богослужебные книги, сегодня их можно найти в продаже в церковных книжных магазинах. Однако, если нет возможности их купить, можно найти эти тексты в Интернете. Зайти в сеть именно с этой целью не грешно.

?Уважаемый Владыка, можно ли использовать для молитвы икону, выполненную не на дереве или бумаге, а на ткани (в виде ковра)? Икона полностью канонична (не картина с Евангельским сюжетом). Такие иконы можно встретить как в церковных лавках, так и в обычных магазинах.

(Иван)

— Уважаемый Иван! Действительно такие, с позволения сказать, произведения искусства сегодня продаются везде. Можно ли перед ними молиться? Строго говоря, греха в этом нет. В оросе VII Вселенского собора, восстановившего иконопочитание, определено: «Подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к тому вещества». В священнической молитве чина благословения и освящения икон также вспоминается, как в Ветхом завете Господь повелел сотворить для Своей скинии «подобия херувим от древа и злата и швенного дела». С древних времен Церковь использует за богослужением Плащаницу Господа или Божией Матери, которая по сути является вышитой иконой.

Поэтому каких-то канонических препятствий для молитвы перед вышитыми или сотканными иконами нет, но в то же время в эстетическом плане продающиеся сегодня изделия зачастую очень сложно так назвать. Поэтому лично мне более привычно молиться перед обычными иконами.

?Уважаемый Владыка! Подскажите, пожалуйста, как правильно вести себя с цыганами. Я работаю на рынке продавцом, и представители этой нации часто подходят ко мне очень настойчиво просят деньги или что-нибудь из вещей. Как христианка я должна быть милосердной, поэтому несколько раз давала одной цыганке небольшую сумму и кое-что из товара, после чего она стала ходить постоянно и буквально требовать еще. Когда я стала отказывать, так как не имею возможности больше давать, то она подолгу могла стоять у прилавка, то давя на совесть, то пугая неприятностями. Однажды мне пришлось в довольно жесткой форме отказать, после чего мучаюсь до сих пор сомнениями права ли я, не проявила ли скупости, нарушив слова Спасителя: «Просящему у тебя дай»?

(Ксения)

— Уважаемая Ксения! Что касается цыган, действительно, им лучше отказывать. К сожалению, удовлетворить их просьбы и требования не представляется возможным.

?Здравствуйте! Очень долго думала, прежде чем написать. Когда-то несколько лет назад в Саратове принимали икону «Воскрешающая Русь». Сестра прикладывалась, принесла мне изображение иконы и книжечку об этой иконе. После ее прочтения меня взяли сомнения, и я не решилась поставить эту икону в домашний иконостас. По прошествии времени приобрела книгу в храме «Не всякому духу верьте... Современные обольщения лжечудесами», где прочитала, что «Воскрешающая Русь» это лжеикона, она не является православной. Позднее сестра с тетей увлеклись почитанием «старца» Алексея Пензенского: привезли его фотографию и книгу. Будучи у них в гостях, я прочитала книгу и была поражена ее содержанием. Я человек грешный и свое мнение и чувства всегда ставлю под сомнение, но книга показалась мне, простите, очень глупой. Через некоторое время я прочитала на православных сайтах, что Алексей Пензенский совсем не старец. А ведь в книге на фотографиях (если я теперь по прошествии времени не ошибаюсь) были некоторые саратовские священнослужители в гостях у этого «старца» (если конечно это не поддельные фотографии, в чем я не разбираюсь). Это я говорю ни в укор, а к тому, что всякий человек может ошибаться: и священнослужители, и миряне (в том числе и я).

И вот теперь, в Свято-Алексиевском женском монастыре в октябре принимали икону великомученицы Параскевы Пятницы из Владивостока. По сложившимся обстоятельствам я не смогла приехать в монастырь и приложиться к иконе. Изображение иконы мне принесла тетя. Простите, оно меня смутило. Очень смущает медальон, особенно то, что он большого размера и от него исходит сияние. Может быть, что и не так написала, простите.

(Людмила)

— Уважаемая Людмила! Не нужно смущаться самим своим стремлением разобраться в тех или иных явлениях. Православному христианину очень важно выработаться в себе чуткое, правильное умение различать подделки, по слову апостола: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1Ин. 4:1). Как этого можно достичь? Знать свою веру, не полениться найти информацию о том, что вызывает сомнение. Если бы все научились такому различению, то не получили ли бы такого распространения ни сектантские и раскольничьи группировки, ни такие недолжные вещи, как лжестарцы и лжеиконы.

Что касается иконы великомученицы Параскевы Пятницы… Могу Вам честно признаться: для меня тоже был несколько непривычным облик этой иконы. Но ее история достаточно проста и известна, по свидетельству многих людей эта икона прославилась чудесными явлениями. Люди просили ее привезти, и я дал согласие. Что касается медальона и сияния, это особенность авторского письма художника-иконописца, написавшего икону.

?Благословите, Владыко. Хотела бы задать Вам вопрос о причащении детей во время Великого поста. Как известно, на Литургии Преждеосвященных Даров причащают только взрослых и детей от семи лет по причине того, что младенцев положено причащать только Кровью Господней, а в Дарах Преждеосвященной Литургии подается Тело Христово неделимо вместе с Кровью. Тогда почему же на большинстве приходов Саратовской митрополии, где мне пришлось за последние 13 лет причащать своих детей, священники дают младенцам примерно от двух лет Тело Христово, предваряя вопросом: «Может ли проглотить Частичку?». Получается, по этой логике, если можно на обычной Литургии младенцев причащать Телом Христовым, то, следовательно, и на Преждеосвященной можно?

(Юлия)

— Уважаемая Юлия! Да, если ребенок уже может принять Тело Христово, то можно причащать его и на Литургии Преждеосвященных Даров.

vn001

Источник: Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии.

См. также: