Сегодня:

16 октября 2019 г.
( 3 октября ст.ст.)
среда.

Святитель Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, апостол от 70-ти, сщмч.

Седмица 18-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Пища с растительным маслом.

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского (96). Сщмч. Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI). Прп. Дионисия, затворника Печерского (XV). Свт. Агафангела исп. митр. Ярославского (1928). Трубчевской иконы Божией Матери (1765).


Еф., 231 зач., V, 25-33. Лк., 28 зач., VI, 46 - VII, 1. Сщмчч.: Деян., 40 зач., XVII, 16-34. Мф., 55 зач., XIII, 44-54.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Вопрос Архиерею. Подборка ответов за март 2016 года

На вопросы телезрителей и посетителей портала «Православие и современность» отвечает

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

?В Триоди Постной после текста на Неделю мытаря и фарисея есть слова: «Подобает ведати, яко в сей седмице иномудрствующие содержат пост, глаголемый арцивуриев». Прошу Вас пояснить подробнее, т.к. замечаю за собой грех фарисейства. Очень озабочена еще и тем, что на богослужениях не разбираю слов певчих, чтецов, начинаю этим смущаться, искать тексты для самостоятельного прочтения, но зачастую найти их в печатном варианте затруднительно, а «зависать» в Интернете не хочется. И ловишь себя на мысли, не является ли все это желание познания несмирением, что называется «не лезь не в свою область» или «не твоего ума дело»?

( Наталия)

— Уважаемая Наталия! Противопоставле­ние сплошной седмицы (то есть седмицы, в которую отменяется пост по средам и пятницам) после Недели о мытаре и фарисее и «арцивуриева» поста, по-видимому, сохранилось в нашей Триоди с того давнего времени, когда началось разделение между православными и монофизитами. Этот пост с древних времен соблюдается в Армянской Церкви. Армянское слово «арачаворк», то есть «первый», попав в церковнославянский язык через греческий, превратилось в «арцивуриев». Этот пост в Армянской Церкви называют также «постом ниневитян» или «постом Ираклия». Он установлен за 10 седмиц до Пасхи в память о событии крещения армянского народа. Как бы в противовес этому в нашем Типиконе пост в эту неделю отменяется.

Почему вдруг возникло такое противостояние – раз они, армяне, постятся, мы православные, поститься не будем? Исторически сложилось так, что нашим Типиконом, то есть уставом для всей Православной Церкви, стал Типикон палестинской Лавры Саввы Освященного. В прежние времена у каждого более или менее крупного монастыря был свой Типикон. В нем содержались самые подробные дисциплинарные указания, в том числе относительно поста. Почему именно в нашем Типиконе сохранилось упоминание об «арцивуриевом» посте? На Святой Земле всегда жило много армян, они составляли значительную часть братии православных монастырей, в том числе таких значимых, как Лавры Евфимия Великого и Саввы Освященного. В этих и других крупных палестинских монастырях были даже храмы, где для братии из армян совершалось православное богослужение на армянском языке. После Халкидонского собора 451 года восточные христиане достаточно долго жили вместе. Однако в какой-то момент понадобилось провести разделение с теми, кто принял монофизитскую ересь, и это разделение коснулось даже бытовых обычаев. Так в Типиконе появилось актуальное в то время и для того места замечание об «арцивуриевом» посте. Сегодня же оно не имеет какого-то практического значения.

Ваше желание понимать богослужение, заранее познакомиться с текстами не просто очень хорошее, но и очень правильное, его можно только приветствовать. Конечно, хорошо иметь дома богослужебные книги, сегодня их можно найти в продаже в церковных книжных магазинах. Однако, если нет возможности их купить, можно найти эти тексты в Интернете. Зайти в сеть именно с этой целью не грешно.

?Уважаемый Владыка, можно ли использовать для молитвы икону, выполненную не на дереве или бумаге, а на ткани (в виде ковра)? Икона полностью канонична (не картина с Евангельским сюжетом). Такие иконы можно встретить как в церковных лавках, так и в обычных магазинах.

(Иван)

— Уважаемый Иван! Действительно такие, с позволения сказать, произведения искусства сегодня продаются везде. Можно ли перед ними молиться? Строго говоря, греха в этом нет. В оросе VII Вселенского собора, восстановившего иконопочитание, определено: «Подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к тому вещества». В священнической молитве чина благословения и освящения икон также вспоминается, как в Ветхом завете Господь повелел сотворить для Своей скинии «подобия херувим от древа и злата и швенного дела». С древних времен Церковь использует за богослужением Плащаницу Господа или Божией Матери, которая по сути является вышитой иконой.

Поэтому каких-то канонических препятствий для молитвы перед вышитыми или сотканными иконами нет, но в то же время в эстетическом плане продающиеся сегодня изделия зачастую очень сложно так назвать. Поэтому лично мне более привычно молиться перед обычными иконами.

?Уважаемый Владыка! Подскажите, пожалуйста, как правильно вести себя с цыганами. Я работаю на рынке продавцом, и представители этой нации часто подходят ко мне очень настойчиво просят деньги или что-нибудь из вещей. Как христианка я должна быть милосердной, поэтому несколько раз давала одной цыганке небольшую сумму и кое-что из товара, после чего она стала ходить постоянно и буквально требовать еще. Когда я стала отказывать, так как не имею возможности больше давать, то она подолгу могла стоять у прилавка, то давя на совесть, то пугая неприятностями. Однажды мне пришлось в довольно жесткой форме отказать, после чего мучаюсь до сих пор сомнениями права ли я, не проявила ли скупости, нарушив слова Спасителя: «Просящему у тебя дай»?

(Ксения)

— Уважаемая Ксения! Что касается цыган, действительно, им лучше отказывать. К сожалению, удовлетворить их просьбы и требования не представляется возможным.

?Здравствуйте! Очень долго думала, прежде чем написать. Когда-то несколько лет назад в Саратове принимали икону «Воскрешающая Русь». Сестра прикладывалась, принесла мне изображение иконы и книжечку об этой иконе. После ее прочтения меня взяли сомнения, и я не решилась поставить эту икону в домашний иконостас. По прошествии времени приобрела книгу в храме «Не всякому духу верьте... Современные обольщения лжечудесами», где прочитала, что «Воскрешающая Русь» это лжеикона, она не является православной. Позднее сестра с тетей увлеклись почитанием «старца» Алексея Пензенского: привезли его фотографию и книгу. Будучи у них в гостях, я прочитала книгу и была поражена ее содержанием. Я человек грешный и свое мнение и чувства всегда ставлю под сомнение, но книга показалась мне, простите, очень глупой. Через некоторое время я прочитала на православных сайтах, что Алексей Пензенский совсем не старец. А ведь в книге на фотографиях (если я теперь по прошествии времени не ошибаюсь) были некоторые саратовские священнослужители в гостях у этого «старца» (если конечно это не поддельные фотографии, в чем я не разбираюсь). Это я говорю ни в укор, а к тому, что всякий человек может ошибаться: и священнослужители, и миряне (в том числе и я).

И вот теперь, в Свято-Алексиевском женском монастыре в октябре принимали икону великомученицы Параскевы Пятницы из Владивостока. По сложившимся обстоятельствам я не смогла приехать в монастырь и приложиться к иконе. Изображение иконы мне принесла тетя. Простите, оно меня смутило. Очень смущает медальон, особенно то, что он большого размера и от него исходит сияние. Может быть, что и не так написала, простите.

(Людмила)

— Уважаемая Людмила! Не нужно смущаться самим своим стремлением разобраться в тех или иных явлениях. Православному христианину очень важно выработаться в себе чуткое, правильное умение различать подделки, по слову апостола: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1Ин. 4:1). Как этого можно достичь? Знать свою веру, не полениться найти информацию о том, что вызывает сомнение. Если бы все научились такому различению, то не получили ли бы такого распространения ни сектантские и раскольничьи группировки, ни такие недолжные вещи, как лжестарцы и лжеиконы.

Что касается иконы великомученицы Параскевы Пятницы… Могу Вам честно признаться: для меня тоже был несколько непривычным облик этой иконы. Но ее история достаточно проста и известна, по свидетельству многих людей эта икона прославилась чудесными явлениями. Люди просили ее привезти, и я дал согласие. Что касается медальона и сияния, это особенность авторского письма художника-иконописца, написавшего икону.

?Благословите, Владыко. Хотела бы задать Вам вопрос о причащении детей во время Великого поста. Как известно, на Литургии Преждеосвященных Даров причащают только взрослых и детей от семи лет по причине того, что младенцев положено причащать только Кровью Господней, а в Дарах Преждеосвященной Литургии подается Тело Христово неделимо вместе с Кровью. Тогда почему же на большинстве приходов Саратовской митрополии, где мне пришлось за последние 13 лет причащать своих детей, священники дают младенцам примерно от двух лет Тело Христово, предваряя вопросом: «Может ли проглотить Частичку?». Получается, по этой логике, если можно на обычной Литургии младенцев причащать Телом Христовым, то, следовательно, и на Преждеосвященной можно?

(Юлия)

— Уважаемая Юлия! Да, если ребенок уже может принять Тело Христово, то можно причащать его и на Литургии Преждеосвященных Даров.

vn001

Источник: Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии.

См. также: