Сегодня:

22 ноября 2017 г.
( 9 ноября ст.ст.)
среда.

Нектарий Эгинский.

Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария , митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Пост дан нам для того, чтобы победить себя

14 марта в жизни православных христиан начинается особое время — Великий пост. На вопросы корреспондента газеты «Православная вера»

отвечает митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Святейший Патриарх Тихон

?«Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»… Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди – книге, по которой совершаются богослужения в этот период. Владыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью?

— Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Постной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет покаяния» – вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша повседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с церковным учением, не только говорить высокие слова о духовной жизни, но и попытаться их воплотить. И пост – это время, когда нужно постараться это сделать.

Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей – работы, семьи, детей – наша жизнь наполнена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая телевизором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас буквально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного времени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански.

Сам пост как воздержание в пище – лишь некий костыль, поддержка для человека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками.

?Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь?

— О самом настоящем. Хотя, конечно, не о том, которое часто приходится видеть: скажем, летит по городу машина, из которой слышна музыка такой громкости, что все вокруг дрожит…

Настоящее веселье души — это радость человека, ощущающего свою близость к Богу. Радость человека, сделавшего доброе дело. Она доступна только тому, кто старается соблюсти заповеди Божии и идти в своей жизни по пути добродетели. И каждое доброе слово, каждая удавшаяся попытка помочь кому-то, облегчить его страдания приводят к тому, что настоящая духовная радость и духовное веселье воцаряются в человеческом сердце.

?Владыка, я попрошу Вас напомнить об основных правилах. Как правильно поститься и какие «составляющие» должны быть у нашего поста?

— Да, пост состоит из целого ряда составляющих. Прежде всего, это воздержание от пищи животного происхождения — мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы (что касается поста Великого), а в некоторые периоды даже от растительного масла.

Но пост — это изменение и всей нашей повседневной жизни. Это время, когда мы призваны молиться больше, чем обычно. Особенно это касается церковной молитвы: нужно постараться ходить в храм почаще. Человек, который, как обычно, ходит в церковь только по воскресеньям, Великого поста может даже не заметить. В воскресенье в храмах совершается почти такое же богослужение, как и в течение всего года. Собственно постовая служба — это принадлежность будничных дней недели. Службы длинные, не всегда и не всем возможно их посетить полностью, но нужно обязательно приходить в храм хотя бы ненадолго. В первую седмицу Великого поста вечером в наших храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На этих службах нужно обязательно побывать для того, чтобы в полной мере ощутить литургические особенности Великого поста.

Пост — это время, когда человек должен проявлять повышенное внимание к самому себе и к своим взаимоотношениям с людьми. Мы часто обижаемся, завидуем, гневаемся. Нужно постараться воздерживаться не только от грехов делом, но и от всяких злых помыслов. Великий пост в этом смысле — особый период воспитания чувств, который нам необходим. Вообще, в идеале христианин должен всегда об этом заботиться. Но человек — существо непостоянное, это его непостоянство хорошо знает Церковь, и поэтому вновь и вновь, из года в год призывает нас остановиться в повседневном беге и начать все сначала.

Как мы знаем, духовная жизнь не заключается только в преодолении недостатков. На освободившуюся от сорняков землю своего сердца необходимо насадить и добродетели. К примеру, борясь со своим гневом, с другими страстями — нужно обязательно учить себя любить окружающих людей, стараться не только не завидовать и не раздражаться, но и радоваться чужой радости и так далее. Любой человек, занимающийся садоводством, знает: если ничего не делать после того, как пропололи сорняки, через какое-то время они вырастут заново и будут еще крупнее и сочнее, чем прежде.

?Чаще всего люди, далекие от церковной жизни, задают нам вопрос: жизнь и так непростая, зачем ограничивать себя в самых необходимых вещах, какой в этом смысл?

— Жизнь непроста, в основном, потому, что мы не можем получить всего, что нам хочется, причем сразу. Для того, чтобы человек не испытывал этих мучений, ему нужно воспитывать самого себя, свое сердце, уметь довольствоваться тем, что он имеет, радоваться теми радостями, которые у него есть, — одним словом, быть христианином.

?Владыка, у нас очень много вопросов о посте от наших читателей, попрошу Вас на них ответить. «Встречаю пост с радостью, но и с опасением. Переход на растительную пищу и долгие постовые службы даются с трудом. Где взять силы, как полюбить пост?» — спрашивает Наталья Александровна».

— Мы сегодня говорили о пищевой составляющей поста, и я привел строгий вариант пощения. Но каждый раз перед Великим постом мы напоминаем: «суббота для человека, а не человек для субботы», как сказано в Евангелии. Гастрономическая составляющая поста должна зависеть от состояния здоровья человека. Об этом говорится еще в древних аскетических книгах. Преподобный Пимен Великий однажды заметил: «Мы не телоубийцы, а страстоубийцы». То есть цель поста — не навредить телу, а победить страсти, живущие в душе человека.

От поста освобождаются полностью люди больные, пожилые, беременные и кормящие женщины, военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Это не просто чье-то пожелание или новая либеральная практика, а древнее каноническое установление. Но, как мы уже сказали, у поста несколько составляющих. Допустим, ты по состоянию здоровья не можешь отказаться от молочных продуктов. Пожалуйста, не отказывайся, но соблюдай все остальное: воздерживайся в разговорах, сократи время развлечений и так далее. Пусть пост остается постом.

Тот устав Великого поста, который обычно печатается в календарях и на сайтах в Интернете, — это очень строгий, монастырский вариант. Наверное, человек молодой и здоровый может ему следовать, но лучше определить свою меру, советуясь с духовником и прислушиваясь к своему самочувствию. Как говорили святые отцы, лучше небольшое правило, но постоянно сохраняемое. Иначе можно взяться очень круто, а потом не выдержать, махнуть рукой и сказать: «Это все невозможно, пост не для меня».

Однако, конечно же, даже у здорового человека переход на постную пищу вызывает не самые приятные ощущения. Здесь уже надо потерпеть, ведь на то она и жертва: понятно, что есть капусту – не то, что есть мясо. Это надо понимать, к этому надо быть готовым.

Что касается долгих служб, я уже сказал: по крайней мере, надо стараться посетить какую-то часть из них. Но здесь опять же необходимо терпение, потому что одно дело, когда мы пытаемся применить правила поста к нашему состоянию – и другое дело, когда мы жалуемся на дискомфорт в принципе. То есть: «Я пощусь, но мне неуютно, неприятно, мне это не нравится». Пост дан нам для того, чтобы человек мог победить себя, это очень важно. Ведь с детства мы, наоборот, приучаемся угождать себе, требовать: «Дай, мама!», «Дай, бабушка!». «Дай, Господи!» — немедленно и все сразу. С этим обязательно нужно бороться.

Как полюбить пост? Нужно начинать исполнять все то, о чем мы говорили, тогда Господь подает и радость, и удовлетворение, и самые добрые чувства. Я знаю многих людей, которые радуются: «Слава Богу, скоро пост!» — и говорят это совершенно искренне.

Святейший Патриарх Тихон

?Ирина пишет Вам: «Владыка, на первой неделе Великого поста читается Канон преподобного Андрея Критского. Если не удается бывать на службе, когда читают канон в храме, нет возможности уйти с работы пораньше, можно ли читать канон дома самостоятельно?».

— В наших городских храмах вечерняя служба на первой неделе поста, с понедельника по четверг, по моему благословению начинается несколько позже – в шесть часов, чтобы как можно больше людей смогли прийти на чтение Великого покаянного канона. Если все же человек не успевает, прочитать канон дома будет хорошо и правильно.

?Еще вопрос от нашего читателя: «Постом в храме очень много читают Псалтирь. Некоторые псалмы очень ложатся на сердце, в основном те, где содержатся молитвенные прошения, славословия. А есть псалмы, которые остаются „чужими“ – те, в которых говорится больше об истории еврейского народа или даже призываются кары на голову грешников. Тут сердце остается глухим, я очень рассеиваюсь и как-то выпадаю из службы. Что де лать, как такие псалмы воспринимать? Ирина».

— Псалтирь иногда называют поэтическим переложением всех остальных книг Ветхого Завета, истории богоизбранного народа. История эта очень поучительная, иначе бы она не сохранялась в памяти христианской Церкви. Это история отпадения от Бога и возвращения к Нему – то, что повторяется в жизни всех народов и каждого человека. Вот почему псалмы не просто глубоки и поэтичны, но и актуальны для каждого из нас. Я бы посоветовал автору этого вопроса, да и всем нашим читателям, обязательно ознакомиться, во-первых, с текстами псалмов на русском языке, чтобы лучше их понять. Есть параллельные издания Псалтири, где на одной странице напечатан псалом на славянском, а на другой – на русском языке. Иногда все-таки синтаксические формы церковнославянского языка несколько затемняют для современного читателя смысл текста. А во-вторых, нужно обязательно ознакомиться с толкованиями святых отцов. Скажем, знаменитый 108-й псалом и целый ряд других — ведь Церковь понимает их не в прямом смысле, как призывание проклятия на чьи-то головы, а в духовном. Скажем, перед Великим постом в храмах поется известный псалом «На реках Вавилонских…», который заканчивается словами: «Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Кажется, очень жестокий образ. Но если помнить, что под младенцами Церковь имеет в виду начатки греховных помышлений, то становится понятным, почему этот псалом поется за богослужением.

?«Не так давно открыл для себя такую службу, как Литургия Преждеосвященных Даров. В чем ее основной смысл? Будет ли в храмах Саратовской епархии Преждеосвященная совершаться вечером?» – спрашивает Алексей.

— В древние времена христиане жили более глубокой, более насыщенной литургической жизнью. Поскольку в будние дни Великого поста полная Божественная литургия не совершается (она служится только по субботам и воскресеньям), пять дней без Причащения для христиан древности были немыслимыми. Нам сегодня трудно это понять, мы причащаемся гораздо реже. И вот для того, чтобы можно было причаститься и в будни, был составлен особый чин, когда Причащение совершается Святыми Дарами, заготовленными на предыдущей полной Литургии. По сути это вечерня, к которой добавляются несколько особых песнопений, без Евхаристического канона.

По уставу Преждеосвященная Литургия должна совершаться вечером. Но есть одна сложность: для того, чтобы причаститься, мы должны поститься как в древности — весь день до захода солнца. Это не всегда возможно, особенно для людей в возрасте. Поэтому Священным Синодом было вынесено определение, что в случае вечернего служения Литургии Преждеосвященных Даров можно поститься начиная с двенадцати часов дня. Это компромисс, но он дает возможность людям участвовать в этом богослужении в вечернее время, после работы.

В этом году во многих наших храмах Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться вечером по средам, поскольку в пятницу это не очень удобно: обычно в пятницу вечером в пост совершается парастас — особое заупокойное богослужение.

?Вопрос от Елены: «Ребенку восемь лет. Достаточно ли будет для него, если он ради поста откажется от компьютерных игр на это время, или нужно обязательно ввести еще какие-то ограничения в питании?».

— Будет неплохо, и даже полезно еще от чего-то отказаться, например, от сладостей, мороженого, конфет. Вообще, детей лучше подводить к посту постепенно, так, чтобы более строгий пост для них ассоциировался с взрослением. Я знаю многодетные семьи, где дети стремятся поститься. Для них пост – признак более серьезного отношения к ним самим. Мне кажется, это правильный путь.

?Алексей задает вопрос: «Мой вопрос о пище, разрешенной в пост. Если, например, в календаре указано, что в этот день нельзя вкушать пищу с маслом, можно ли употреблять продукты, которые даже в сыром виде содержат в себе большое количество масла, например, ядра подсолнечных семечек, арахис, оливки? Просто не хочется себя обманывать, а Бога — тем более».

— Одно могу сказать: такое тонкое различение совершенно неполезно. По­том начинают спрашивать: «Батюшка, а вот в батоне есть яичный порошок.», «А белый хлеб обмазывают яйцом.», «А вот сюда добавили сухого молока, можно ли это есть?». Это классический пример того, что в Священном Писании названо «оцеживание комара». Есть люди, которые оцеживают комаров, но поглощают верблюдов.

Конечно, в пост надо быть честным с самим собой. Если человек сказал себе: «Я буду поститься строго по уставу и не есть масла», и если он понимает, что эти продукты содержат масло, значит, лучше их не есть. А если по каким-то причинам постишься не так строго — спокойно кушаешь и Бога благодаришь.

?Автор следующего письма тревожится: «Моей маме восемьдесят лет. Раньше она всегда строго постилась, но сейчас так ослабевает, что к концу поста уже еле-еле передвигает ноги. После выхода из поста каждый раз долго восстанавливается. Когда был Рождественский пост, приходской батюшка благословил, чтобы она ела молочные продукты и яйца, отказалась только от мяса. Она сначала послушалась, но потом все равно стала поститься, как раньше. Опять было истощение и долгий период реабилитации. Владыка, может, она Вас послушает? Ну кому нужен пост, из-за которого и сам человек ослабевает до такой степени, что даже на улицу выйти не может? Про храм даже не говорю — не дойдет. И родственники на грани нервного срыва. Спасибо. Кирилл»

— Я уже говорил, что по канонам для людей престарелых пост отменяется. И я обращаюсь, уважаемый Кирилл, к Вашей маме и прошу её перестать поститься, тем более так строго. Опять же, в этом возрасте можно в какой-то степени, пунктиром, наметить для себя пост: скажем, отказаться от мяса в первую и последнюю неделю поста, а все остальное кушать. А если здоровье не позволяет, то и вообще не соблюдать пост. Это не просто снисхождение, это, я еще раз повторю, церковные каноны. Конечно, плохо, когда человек не слушает ни священника, ни Церковь — этим он обесценивает весь свой пост. Ведь Господь не хочет, чтобы человек замучил себя постом — Он хочет, чтобы христианин, совершая этот пост, приобрел какие-то дарования, добродетели. Поэтому я призываю маму Кирилла оставить пост и позаботиться о своем здоровье. Восемьдесят лет — это все-таки возраст библейский. Как говорил пророк Давид, «жизнь человеческая — семьдесят лет, аще же в силах — восемьдесят лет, а множая их (то есть то, что свыше) — труд и болезнь». И этого труда и болезни вполне достаточно, чтобы заменить пост.

Беседовала Наталья Горенок.

vn001

Источник: Газета «Православная вера», № 05 (533)

См. также: