Сегодня:

22 ноября 2017 г.
( 9 ноября ст.ст.)
среда.

Нектарий Эгинский.

Седмица 25-я по Пятидесятнице.
Глас 7.

Пища с растительным маслом.

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Мч. Александра Солунского (IV). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (ок. 625). Прп. Онисифора Печерского (1148). Свт. Нектария , митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии, Павла пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937). Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X).


Утр. - Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. - 2 Сол., 275 зач., II, 1-12. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Цитата дня

Кого мир обманул? Кто к нему привязался.

А кого Бог спас? Кто на Него полагался.

Архим. Кирилл (Павлов).

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Вопрос Архиерею. Ответы на вопросы за апрель 2016 года

На вопросы телезрителей и посетителей портала «Православие и современность» отвечает

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

?В нашей семье ушла из жизни прабабушка. После похорон была поминальная трапеза. В семье все крещенные, но в церковь почти не ходят. Во время поминального обеда на стол поставили стакан воды с хлебом и ложкой, потом говорили, что крошки нужно собрать в отдельный пакет и отнести на кладбище. Я начала говорить всем, что это к православным христианам никак не относится, но мои родственники стали возражать, и очень грубо. Скажите, как поступать в таких ситуациях? Вступать в спор в день поминовения человека как-то не очень хочется, но и смотреть на происходящее — тоже. И вообще, будет ли считаться грехом, если православный христианин закроет глаза на эти приметы, чтобы не развязывать конфликт с окружающими?

( Елена)

— Действительно, то, о чем пишет Елена, встречается очень часто. Никакая сфера человеческого бытия не окружена таким количеством самых чудовищных суеверий, как уход человека из жизни, его погребение и поминовение. Противостоять этим суевериям можно только в том случае, если мы имеем дело с верующими людьми. К сожалению, в нашей действительности факт крещения почти ничего не говорит о вере человека. Очень часто люди крещены, но их крещение не принесло никаких плодов в их жизни, вера воспринимается ими чисто этнографически и ограничивается разными суевериями.

Я даже не буду комментировать описанные Вами обычаи. Их очень много, в каждой местности они разные. Люди чувствуют, что нужно как-то помочь душе усопшего, надо хоть что-то сделать. Смысла отпевания, других церковных чинопоследований они не знают, не понимают да и знать не хотят, говорят: «Ой, как долго, как трудно, а нам некогда…». А такие вещи, как стакан воды или водки, хлеб, полотенца на зеркалах, открытые окна и прочее, — не требуют больших усилий, и вроде позаботились, проводили, как надо. «Чтобы все, как у людей» — для многих это главный принцип их действий.

Что касается христианина, который в этом вынужденно принимает участие… Конечно, отказаться от поминовения родственников нельзя. Думаю, нужно поступать следующим образом: попытаться объяснить людям смысл происходящего, то, что делать таких вещей не нужно. Объяснить корректно, очень вежливо, ни в коем случае не возмущаясь, не бросаясь в словесные баталии и, тем более, не пытаясь выбросить этот хлеб, вылить воду и так далее. Если в ответ человек встречается с жесткой реакцией, категорическим нежеланием отступать от этих своих заблуждений,— надо просто смириться, отойти в сторону, как-то очень сдержанно, кратко поприсутствовать и удалиться.

Конечно, устраивать богословские диспуты на поминках неуместно: не ко времени и, скажем так, не та аудитория. Но сказать доступно, понятно и корректно надо обязательно, а дальше, что называется, предать на волю Божию.

?Скажите, пожалуйста, Владыка, чем различаются дерзость и дерзновение? Эти слова часто можно встретить в святоотеческих книгах. Как их правильно понимать?

(Михаил)

— Собственно говоря, слово «дерзость» на славянском языке означает то же самое, что и на современном русском: это нахальство, наглость. А «дерзновение» — это несколько иное понятие. Его можно было бы перевести, как «отвага», «решимость». Дерзать — значит, браться за то, что заведомо сложно, трудно, но с надеждой на то, что дело удастся совершить.

?Уважаемый Владыка, скажите, пожалуйста, можно ли христианке выходить замуж за мусульманина и рожать от него детей? Как на детях может отразиться разная вера родителей? Заранее благодарна.

(Татьяна)

— Я считаю, чтохристианке выходить замуж за мусульманина не стоит. Не потому, что мы плохо относимся к мусульманам, нет — среди них масса достойных, очень хороших людей. Но дело в том, что вера, если она есть у человека — это главное, фундамент его жизни, то, чем определяются все поступки человека. А семья — это союз двух не просто любящих, но единодушных, единомысленных людей. Если различия касаются самого главного в их жизни, то ничего хорошего не получится.

Конечно, бывают номинальные христиане и мусульмане. Я вырос в Абхазии, у нас там были мусульманские районы. И абхазы-мусульмане отличались от абхазов-христиан главным образом тем, что у мусульман старики свинину не ели, а у христиан ели, больше ничем — мечетей не было, никаких обычаев не соблюдали ни те, ни другие.

Если вера на таком уровне, тут, может быть, что-то и может получиться. Но ведь люди меняются: сегодня человек равнодушен к вопросам веры, а завтра он начал о них задумываться и пришел к вере отцов. И как быть дальше, как жить с супругом в новых обстоятельствах? Потому, повторю, я считаю, что выходить замуж за человека другой веры — это очень рискованный шаг.

Что касается детей: как может отразиться на них вера их родителей? Очень просто: в семье, где отец мусульманин, дети будут воспитываться мусульманами. Надо очень четко отдавать себе в этом отчет и не питать никаких иллюзий. Поэтому если для Вас Ваша вера, Ваше христианство что-нибудь значит, то из такого брака не получится ничего доброго.

?Дети мои уже взрослые. Они хорошие, добрые, но не ходят в Церковь. Я сама причащаюсь, исповедуюсь. Меня смущает то, что я детей не приучила к Церкви. Иногда очень унываю. Стоит ли искать спасения, если дети не спасутся? Среди всей моей родни я одна верующая, и бывает очень тяжело.

(Елена Степановна)

— Елене Степановне нужно просто вспомнить себя, когда Вы еще не были верующей, не ходили в Церковь. И Ваши близкие находятся сейчас в том же положении. Кто знает, что с ними будет через несколько лет? Подавляющее большинство людей, наполняющих сегодня наши храмы, в Церковь не ходили еще три, пять, десять лет тому назад. Господь стучится в сердце каждого человека, и от совокупности многих причин зависит, откроет человек Богу свое сердце или нет.

Думаю, что Вам нужно изо всех сил молиться о своих детях. Молитва — это самое главное, что мать может сделать для своих детей. Молиться, в том числе, и о том, чтобы им открылась истина, глубина церковной жизни. Никакого уныния при этом быть не должно. О том, что не стоит искать спасения — это уже лукавые помыслы, от которых надо избавляться.

?Я понимаю пагубность сквернословия, но за свою жизнь привык к словам-заменителям, словам-паразитам типа «елки-палки», «е-мое», «блин». Является ли это грехом?

(Игорь)

— Я не стал бы здесь долго рассуждать, грех это или не грех. Засорять свою речь словами-паразитами — это просто признак бескультурья. Желаю Игорю от этого избавиться как можно быстрее и навсегда.

?Сегодня хорошим тоном считается в деловом общении делать людям комплименты, как правило, для того, чтобы польстить человеку, и с ним легче было иметь дело. Если не будешь с этого начинать общение, тебя сочтут невежливым дикарем. Как поступать, если я считаю эти комплименты неискренними? И как самой реагировать на подобные вещи?

(Ангелина)

— Вообще хорошим тоном во все времена считалось, встретив человека, сказать ему что-то доброе. Это совершенно нормальное качество, издавна принятое в человеческом общежитии. Ведь даже когда мы говорим: «Здравствуйте!»,— мы желаем человеку быть здоровым, то есть наше общение начинается с пожелания здоровья. Мы здороваемся, даже когда встречаем человека заведомо очень больного. И даже если мы понимаем, что он не выздоровеет, можно ли сказать, что мы делаем это неискренне? Нет, мы приносим ему свои добрые пожелания и надеемся на лучшее.

Конечно, не нужно говорить заведомой неправды, льстить, преувеличивать, но начинать общение с добрых слов по отношению друг ко другу вполне естественно.

?Я человек верующий, знаю, что зависть — грех, но иногда, когда я слышу, что кому-то в чем-то повезло, в первые минуты не могу совладать с этим чувством. Откуда берутся эти мысли, и что мне делать? Как с ними справиться?

(Анна)

— Такое действительно бывает, у многих людей. Бороться с этим надо всю свою сознательную жизнь. Нужно стараться воспитывать в себе добрые чувства по отношению к окружающим людям, и самое главное — растить в себе способность радоваться чужой радости и скорбеть с другим человеком, когда он скорбит. К сожалению, очень часто бывает наоборот. Это грех, проявление человеческой немощи. Как с ней бороться? И молиться, и пытаться делать добро. Есть такой принцип: если есть недобрые чувства по отношению к какому-то человеку, сделай ему доброе дело.

?Уважаемый Владыка! Прошу пояснения, как правильно готовиться ко Святому Причащению, если причащаешься несколько Литургий подряд. Нужно ли читать каноны каждый раз, или достаточно последования? И как часто и правильно можно приступать ко Причащению в Страстную и Светлую седмицы? Однозначного ответа не получала, уважаемые священники отвечают по-разному. Один разрешает приступать на Пасху и в Светлую седмицу без исповеди, но прежде читать три раза канон Пасхи, другой не рекомендует вообще Причастие на Светлой седмице, так как покаяние заменяется ликованием, а без исповеди приступать нельзя. И в отношении подготовки и частоты тоже разные получала наставления. Доходило даже до того, что прислушиваясь к совету одного, вводила в недоумение другого. Прошу Вашего благословения и молитв.

(Наталия)

— Уважаемая Наталия! Вопросы подготовки ко Святому Причащению очень подробно рассмотрены в документе «Об участии верных в Евхаристии». Этот документ прошел очень широкое обсуждение, был одобрен Архиерейским совещанием и утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2015 году. Я еще раз рекомендую не только Вам, но и всем прихожанам очень внимательно с ним ознакомиться.

Самое главное: каждый раз, когда мы приступаем ко Святому Причащению, нам нужно подготовиться. Эта подготовка включает в себя молитвенное правило, присутствие на богослужении суточного круга, предваряющем Литургию, и очищение своей совести исповедью. Что касается правила, в документе подчеркивается: «Неизменной частью молитвенной подготовки является последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению».

Что касается частого причащения – думаю, оно может быть правильным в исключительных случаях. Скажем, на Страстной седмице можно причаститься и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху. Полагаю, этого достаточно для человека, живущего в миру, работающего и обремененного семьей. Монашествующим я бы советовал причащаться во все дни Страстной седмицы. Но для мирян это сложно.

Что касается исповеди — необходимо испытывать свою совесть и, если в этом есть необходимость, то надо приступать к исповеди хоть перед каждым причащением.

В дни Светлой седмицы христиане, соблюдавшие Великий пост, приступают ко Святому Причастию, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Исповедь — опять же, по необходимости. Всякие разговоры о том, что «покаяние несовместимо с ликованием» и прочее — это доморощенное богословие того разряда, о котором апостол сказал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4, 7). К сожалению, к этому склонны некоторые наши священники, особенно пожилые. У молодых встречается другая крайность: «А, давайте причащайтесь без разбора, когда угодно и как угодно». Это тоже неправильно.

Думаю, что критерием частоты причащения для человека, живущего в миру, может быть следующее: «Я могу причаститься, если накануне смогу прийти на вечернее богослужение и нормально, как положено по Уставу, подготовиться ко Причастию, не пренебрегая своими семейными и должностными обязанностями». То есть, если Вы можете на Светлой седмице каждый день утром и вечером ходить в храм, читать канон Пасхи (один раз, а не три, как Вам кто-то сказал) и правило ко Причащению, и при этом Ваша семья — муж, дети, старшие родственники — не будет негодовать, что Вы их забросили, а сами только ходите в церковь,— пожалуйста, причащайтесь каждый день.

?Впереди светлый праздник Пасхи. Как встретить его правильно?

— Встретить его необходимо в Церкви. В первую очередь, Пасха должна быть праздником духовным, а не просто поводом для застолья. Я всегда призываю людей меньше времени, сил и внимания уделять внешним вещам. Знаете, есть целый ряд благочестивых суеверий: мол, в Чистый четверг надо обязательно искупаться, окна помыть, шторы постирать, все вычистить. На самом деле этот четверг называется Чистым и еще Великим из-за величия тех событий, который в этот день вспоминаются Церковью. Всякие кулинарные изыски, куличи, пасхи – все это очень хорошо, но должно занимать совсем небольшое место в жизни христианина. Плохо, когда ради этого оставляется все остальное, и человек не идет на службу, потому что он еле живой от всех этих уборочно-кулинарных подвигов. В этом году Пасха удачно совпадает с гражданскими праздниками. Это дает возможность провести по-христиански не только сам день Пасхи, но и в последующие дни Светлой недели сходить в храм, помолиться. И тогда Пасхальная радость надолго сохранится в сердце верующего человека, чего я от души всем желаю.

?До рождения ребенка я регулярно посещала богослужения, пела на клиросе, старалась жить полной церковной жизнью. После рождения ребенка это тоже получалось, потому что малыш спал почти всю службу и никого не отвлекал. До года получалось держать его на руках и он также мог быть в храме большую часть службы, никого не отвлекая. Но после года он начал ходить, и моя духовная жизнь на этом остановилась. Я больше не могу быть на богослужениях, потому что ребенка оставить не с кем. Иногда с ним может остаться мой муж, если у него выходной. Тогда я иду на службу. Но это может быть редко, и уж точно не выпадает на большие церковные праздники. Из-за этого я впадаю в уныние, что праздник для меня проходит без Причастия. Батюшка благословил меня причащаться, приходя вместе с ребенком хотя бы к Евхаристическому канону. Но даже когда я прихожу к канону, ребенок все равно постоянно бегает, отвлекает молящихся, других детей и не сидит на месте. В итоге я подхожу к Чаше раздраженной, молитвы и не было. Как быть в таком случае? Я очень смущаюсь после такого принятия Таин. Боюсь, что это в осуждение. Как приучить ребенка к службе (сейчас ему 2 года)? Ведь мы с рождения его причащали и продолжаем это делать?

(Любовь)

— Уважаемая Любовь! Нужно потерпеть ту ситуацию, в которой Вы находитесь, по крайней мере, не раздражаться, не унывать и не отчаиваться. То, что происходит с Вами — естественно, в большинстве случаев, когда растут дети, бывает именно так. Думаю, тут нужно довольствоваться не такой интенсивной церковной жизнью, не таким частым причащением, как Вы привыкли, понимая, что материнские обязанности, если они исполняются достойно, ничуть не ниже в очах Божиих. Дело в том, что всё, что мы делаем в нашей жизни, мы должны делать для Бога. И так же, как для Бога мы ходим в храм, молимся, стараемся очищать свою совесть, — точно так же для Бога мы должны воспитывать своих детей. И если воспринять эту ситуацию не как некую тяготу, как внезапно навалившийся на вас груз, который хочется сбросить, а как послушание, новый этап Вашей жизни, то все наладится, все будет в порядке.

?Уважаемый Владыка! Прошу совета. Мы с мужем 4 года в венчанном браке, двое маленьких детей. В последнее время в семье стало тяжело. Муж срывает на мне плохое настроение, выплескивает накопленное на работе раздражение, придирается. Из-за "не так" приготовленного обеда может сутками не разговаривать или набрасывается с такой злостью, что делается страшно. Разговаривать, обсуждать проблемы не хочет, даже сказал, что может развестись со мной, ему все равно. Может показаться странным, но я все равно верю, что муж меня любит. Понимаю, что нужно терпеть, смиряться, молюсь о нем, прошу прощения и тогда, когда чувствую вину за собой, и когда нет. Иной раз он сам извиняется, я прощаю, но меня гложет то, что в душе остается осадок, трудно общаться после его извинений, сама себе кажусь лицемеркой. Знаю, что Бога необходимо благодарить за скорби, но благодарю зачастую со слезами, переживая обиду, принимать скорби с радостью не получается. Скажите, нужна ли Господу такая "благодарность", не в осуждение ли мне это? Боюсь прогневить Господа ропотом. Заранее спасибо.

(Анастасия)

— Уважаемая Анастасия! Очень жаль, что муж не близок Вам внутренне и поэтому не делится с Вами какими-то проблемами, возникшими у него. Я думаю, что Вы поступаете совершенно правильно. Надо побольше за него молиться и постараться вновь завоевать его доброе отношение, его любовь. Дай Бог, чтобы у Вас это получилось.

vn001

Источник: Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии.

См. также: