Сегодня:

20 ноября 2018 г.
( 7 ноября ст.ст.)
вторник.

Преподобный Кирилл Новоезерский.

Седмица 26-я по Пятидесятнице.
Глас 8.

Поста нет.

Мучеников в Мелитине: Иерона , Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии (739). Сщмч. Кирилла , митр. Казанского, Михаила , Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери "Взыграние" , Угрешской (1795).


1 Тим., 279 зач., I, 8-14. Лк., 68 зач., XII, 42-48, и за среду (под зачало): 1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15. Лк., 69 зач., XII, 48-59. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

О божественной любви

Протоиерей Иоанн Гончаров

…Не в славу, не в почёт, народные скрижали,
Родную нашу Русь святой именовали.
А в назиданье нам, в ответственность, в завет.
Чтоб сберегали мы первоначальных лет Страх Божий,
и любовь, и чистый пламень веры.
Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
В их древней простоте завещанные нам,
Мы цельно передать смогли своим сынам…

(Пётр Вяземский. Молитвенные думы.)

Прот. Иоанн Гончаров

Человек — это бездна, в нём вся полнота жизни — от высочайших взлетов до глубочайших падений. И чтобы жить грамотно, нужно внимательно читать Евангелие, потому что в духовном отношении времена евангельские вечны, а всё, что в нём написано, в различные периоды жизни так или иначе касается каждого человека.

Многоразличные иллюзии держат человека в плену ложных представлений, мешают ему познавать свои возможности и свои немощи. Но такое незнание может поставить человека на грань духовной и физической гибели. Потому-то изучение Слова Божия и судеб Господних необходимо, ибо научает нас со страхом, т.е. ответственно, проводить дни земного странствования. Знание такого рода есть знание жизни, это наиценнейшее богатство всякого человека, пришедшего в мир. А жизнь бессмысленная похожа на сон, на бред, на жизнь слепого и безумного человека.

Православное христианство стремится воспринять жизнь в возможной её полноте, во всей глубине ощущений и переживаний духовного порядка. Так, Святое Евангелие возвращает нас к последним дням жизни Христа Спасителя. Тайная вечеря: Христос среди Своих учеников являет им Свою смиренную Любовь, умывая ноги каждому. Преломляет хлеб — дает Своё Тело и Кровь, чем соединяет их с Собою навеки. Христос оставил это великое Таинство — вечную Свою Любовь — в Церкви.

Окончен торжественный момент, началась подготовка к исходу: «…один из вас предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше бы этому человеку не родиться» (Мф. 26: 21, 24). Какие странные и страшные слова… И у всех поникли головы — не я ли, Господи?

Из Евангелия мы знаем, что предал Христа апостол Иуда, а апостол Петр отрекся от Него. Можно сказать, что эти два апостола олицетворяют отношение ко Христу большинства людей, ибо Христос и Его Крест до сего дня есть камень преткновения и камень соблазна.

Апостол Иуда был со Христом, слушал Его, видел Его чудеса, пользовался Его доверием и любовью. Христос знает сердца всех людей, знал он и сердце Иуды и однажды хотел предупредить его, но, как передает Св. Писание, сатана вошел в Иуду, и он решил предать Учителя своего, ибо, несмотря на всё доброе, что исходило от Христа, Иуда не полюбил Его, не захотел увидеть в Его Свете свет, не постиг, не оценил Любовь Христа к людям. Он видел своими глазами дела, какие никто из людей не творил, но его сердце оставалось холодным. Это безразличие к любви, к добру, к милосердию и довершило впоследствии его вечную погибель.

Как мы знаем из Евангелия, Господь, когда Его распинали, молился за своих распинателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Это прощение непременно коснулось бы и Иуды, если бы не захлестнуло его отчаяние: когда он пришел в себя, то ужаснулся содеянному и без промедления удавился. Безразличие к добру толкнуло его на предательство, а холодность к Истине раздавила его отчаянием. О нем можно сказать: сеянное на камне семя, не имея любви к Богу, к добру, засохло.

Обложка издания

Какой великой силы этот поучительный пример! Нельзя не любить Любовь, потому что это Жизнь.

Апостол Пётр был преданный ученик Христа и в намерениях своих желал умереть за Него. Но когда взяли Христа, он вдруг испугался за свою жизнь и трижды отрекся от Него. А когда запел петух, апостол опомнился и пошел вон со двора, горько плача о своем падении.

Можно представить, как было скорбно ему. И может быть, не менее страшно, чем апостолу Иуде. Тот предал Христа, потому что не любил Его, и карал себя только чувством справедливости. А апостол Пётр отрекся от Того, Кого любил больше всех на свете.

Апостол Иуда холодно помышлял о предательстве, шел на это сознательно и спокойно. Апостол Пётр даже не мог предположить, что его любовь ко Христу окажется столь бессильна и призрачна пред страхом смерти. Это отречение обрушилось на него как страшное откровение, и оно было в силе породить отчаяние, ибо отречься от любимого много тяжелей, нежели предать нелюбимого.

Но что же мы видим? Апостол Пётр далек от отчаяния. Горький, покаянный плач, непостижимое сокрушение духа и всё та же живая любовь ко Христу. Эта любовь и спасла его. И не только спасла, но, переплавив его немощь в горниле страшного испытания, сделала из него мудрейшего апостола, которому Господь доверил ключи от вечной жизни. Именно ему, Петру, который был проведен обстоятельствами через врата ада, ему, познавшему до конца свою немощь, дана была власть вязать и решить грехи людей.

Как же эти Евангельские образы соотнести с нашей жизнью? Вековой опыт жизни свидетельствует, что в человеке действуют страсти, разрушающие его жизнь, делающие его немощным, безвольным, боязливым, неумным, постоянно спотыкающимся. Но есть другой опыт, нам менее доступный, когда действуют созидательные силы, и действуют могущественно. Тогда замолкают все страсти и сама жизнь замирает в молчании. Эти силы взламывают все законы бытия и воссоздают то, что по всем земным измерениям считается погибшим. И это — всегда действующая Божественная Любовь, которая превыше всего в видимом и невидимом мире.

В настоящее время понять это — спасительно. Так было, так есть, и в будущем жизнь поставит человека перед подобными искушениями. И тогда ничто, кроме Любви, его не спасет.

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: