Сегодня:

22 сентября 2019 г.
( 9 сентября ст.ст.)
воскресенье.

Праведные Иоаким и Анна.

Неделя 14-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением.
Глас 5.

Поста нет.

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоакима и Анны . Мч. Севериана (320). Прп. Иосифа , игумена Волоцкого, чудотворца (1515). Обретение и перенесение мощей свт. Феодосия , архиеп. Черниговского (1896). Мчч. Харитона и Стратора (Стратоника) (III). Прп. Феофана исп (ок. 300). Воспоминание III Вселенского Собора (431). Блж. Никиты в Царьграде (XII). Прп. Онуфрия Воронского (1789) (Рум.). Глинских святых: прпп. Василия (1831), Филарета (1841), Феодота (1859), Макария (1864), Мартирия (1865), Евфимия (1866), Досифея (1874), Илиодора (1879), Иннокентия (1888), Луки (1894), Архиппа (1896), Иоанникия (1912), Серафима (1958), Андроника (1974), Серафима (1976), Зиновия Глинского, митр. Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Собор Алтайских святых Сщмчч. Григория пресвитера и Александра диакона (1918). Сщмчч. Захарии, архиеп. Воронежского, Сергия, Иосифа, Алексия пресвитеров, Димитрия диакона и мч. Василия (1937). Прмч. Андроника (1938). Сщмч. Александра пресвитера (1942). Собор новомучеников и исповедников Казахстанских.


Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

В чём сложность покаяния

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Читая и слушая Св. Писание, мы замечаем, что все поучения Евангелия сводятся к покаянию. Но несмотря на то, что это слово употребляется часто, трудно доступны для ума его истинный смысл и значение. Чрезвычайно сложно дать этому понятию однозначное определение, ибо оно несет в себе много жизненной информации — точнее, оно есть отражение образа жизни человека.

Покаяние — основа духовной жизни; в глубинном смысле — это труд познания самого себя и окружающего мира. Покаяние — дыхание духовной жизни. Как нельзя жить, не дыша воздухом, так невозможно быть духовным, ощущать благодать, радоваться в Боге, если в сердце не будет покаяния. Покаяние настолько важно для человека, что это Таинство называют вторым Крещением.

Однако Святое Православие предупреждает, что на пути к покаянию стоит серьезное препятствие — болезненно развитая гордость, т.е. такое состояние, когда человек «…видя не видит» (Мф. 13: 13), не хочет видеть. Его внутренние глаза обращены на себя, он мечтательно созерцает выдуманный свой образ при невнимании к реальному бытию. Для собственного спокойствия реальное подгоняется под идеальное, реальное объявляется идеальным или единственно возможным.

Но Церковь понуждает нас трезво смотреть на жизнь, и трезвый взгляд показывает всё несовершенство человеческой природы. Человек не может не ошибаться, не может не заблуждаться, не увлекаться — по простой причине своей ограниченности. Не видеть, не понимать этого — сущая беда. Грех — общее наше несчастье, нет на земле ни одного человека без греха. Поэтому покаянное воззрение на свои деяния есть вещь обыкновенная и необходимая.

По мысли Гоголя, «мы все бываем прекрасны и все бываем безобразны. Прекрасны бываем тогда, когда почувствуем истинно, что мы безобразны, и безобразны бываем, когда подумаем, что мы прекрасны». И человек делается грешником не тогда, когда совершает грех, а когда не раскаивается в нём, т. е. человеку свойственно ошибаться, но только бесам свойственно не каяться. Этим, и только этим, они иррациональны и безобразны.

Таким образом, покаяние — нормальное состояние для разумного человека, ибо для него свойственны как физический рост, так и духовное развитие. Покаяние есть коррекция духовного роста, контроль за духовным состоянием. И часто бывает так, что различные ошибки, вовремя и верно осмысленные, способствуют приобретению блага.

У Бога всё возможно, «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8: 28), даже зло, грехи и страсти обращаются в добро, созидают мудрость человека. Покаяние — это как бы творческое преображение личности, это «самое то», что человеку нужнее всего. Поэтому покаяние всегда прилично и грешникам, и праведникам, ибо нет предела совершенствованию.

Почему только покаяние? Потому что другого ничего нет для разрушения греха, как только прощение Христово. А без него не произойдет встречи человека с Богом, не придет благодать, душа останется пустой. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Ужасная жестокость к себе — отвержение покаяния». Однако покаяние есть самое лютое борение, ибо в душах многих людей грех получил величайшую силу вследствие привычки.

Сложность покаянного процесса заключается в том, что умственное рассуждение о покаянии есть только призрак покаяния. Жизненное покаяние — это когда призраки становятся действительностью.

Есть как бы две стадии покаяния. Первая — поверхностное покаяние, при котором постижение сущности греха ещё не состоялось, в сознании преимуществует недоумение о связи греха с его разрушительными последствиями. Вторая стадия — когда человек сердцем восчувствует очевидность этой связи между грехом и той болью, которую он производит.

Большинство кающихся ограничивается верхним слоем покаяния, т.е. осознанием греха, когда боль греха ранит сердце и совесть, но человек воспринимает грех как досадную случайность, ошибку.

Настоящее покаяние гораздо глубже. Самим фактом греха человеку должно открыться, что это — не случайность, а закономерность. Всякий грех научает: дальше — бездорожье, всякий грех приводит кающегося к осознанию своей немощи: не случайно немощен, а весь — немощь.

Когда человек начнет разрушать своё самолюбие, он увидит эту немощь и будет с осторожностью ходить по жизни, ища во всем помощи и воли Божией — вот когда приходит истинное покаяние! И тогда грех не только теряет всякую привлекательность, но вызывает ненависть и отвращение.

Это и есть превращение призраков в действительность, момент открытия греха, т.е. изведения его из сердца. Человек постепенно начинает прерывать цепь своих ошибок и заблуждений.

К сожалению, развитие процесса от зарождения греха до осознания его как носителя смерти по большей части выпадает из поля зрения человека, ускользает от его внимания. Виной тому — гордость, которая не допускает мысли об удобопреклонности природы человеческой ко греху.

И практика жизни подтверждает, что для большинства людей это естественное, разумное и самое необходимое (покаяние) — самое трудное. Хотя Любовь Божия сотворила всё так, что покаяние доступно для всех и всегда, оно вне обстоятельств и времени, ибо всякому человеку естественно заботиться о своём достоинстве.

Нет покаяния — и ничего нет. Происходит стагнация или разрушение проекта становления личности, которая и жива только процессом становления, т.е. наполнения жизни элементами высшего порядка, из которых складывается богоподобный человек.

Только истинное покаяние рождает светлого, благородного, доброго и терпеливого человека. Только покаяние при любых жизненных обстоятельствах дарует человеку покой (в меру покаяния) и устраняет озлобленность — он как бы купается в благодати Божией, осознает значимость всего в этом мире, и своей жизни — тоже.

Все силы души, всё в человеке тянется к Богу, кроме греховного груза, который тянет его в противоположную сторону, здесь — источник озлобления. Но гордый с этим гордо не соглашается, и вся его душевная энергия уходит на оправдание греха. И чем глубже в человеке зарыто самолюбие, чем тщательнее он его скрывает, тем дальше он уходит от Бога, погружаясь в самообман, хотя внешне и выглядит благополучно. Но проходит время, и все рушится с таким шумом, погребая под обломками все многолетние труды и мечтания самолюбца. Посему нужно знать, что обманывать себя — это гибельный путь. Надо слышать, слушать и понимать Бога, стараться делать то, что Он нам велит, ибо суть нашей духовной жизни в том, чтобы видеть свою немощь и искать во всем воли Божией.

И чем человек умнее, тем меньше он полагается на себя (это мы видим у святых, у великих отцов Церкви, которые научают нас этому). А чем глупее человек, тем он самонадеяннее, всё всегда делает по-своему и в результате ходит по бездорожью, творит большую ложь, душу свою губит в этой лжи.

Необходимо напомнить, что слово гордость имеет два значения: это общеизвестное понятие гордости как осознания человеческого достоинства, которое утверждает мужество, помогает слабому, смотрит на сильного без зависти и боязни; и гордость — порок, её характерные черты — самодовольство, самовозвеличивание, упорное нежелание видеть очевидное, стремление всё попрать и растоптать. Человек, одержимый такой слепой и безумной гордостью, не хочет «ревизии» своего состояния, — а точнее, боится её, боится краха своего самолюбия.

И правильно, что боится, ибо крах неизбежен, но крах греховного, злого, избавиться от которого и есть настоящее счастье. Чтобы обрести это счастье, нужно, как Евангельскому слепому, молить Бога о прозрении, ибо духовная слепота, порожденная человеческой гордыней, — самое худшее из всего, что может быть, а человек мало что об этом знает.

Состоявшиеся в нашей стране резкие перемены показали человеку несостоятельность его былых гордостных претензий. Казалось бы, разумным следствием пережитого должно стать покаяние. Но гордость не была бы гордостью, если бы послушалась разума. И вот, вместо прежнего, — новое безумие. Вместо возвращения в религиозную и культурную традицию Православия, сбитому с толку сознанию успешно прививается ложное, чужое, чуждое…

Некоторые, утратив ощущение своей значимости и желая его восстановить, вошли в контакт с нечистой силой, стали служить злу, маскирующемуся под многообразные личины «добра». Этот страшный грех отражается на духовном и физическом состоянии человека, непременно накладывает свою печать на его внешний облик, выходит за пределы индивидуального. Не обманывайтесь: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7). Всякая душа, одержимая гордостью, теряет разум.

В сегодняшней жизни все кричит об озлобленности людей, которые хотят видеть и видят причины бед в социальных нестроениях и материальных ограничениях. Но это не совсем так. Озлоблены и сытые, и благополучные. Все дело — в нераскаянности, в накоплении зла выше критической массы. Живет в сердцах людей психологический обман: если человек не признает грех грехом, то это и не грех вовсе. Но истина — упрямая вещь, она не страдает, оттого что не признана, она в себе имеет оправдание. Страдает тот, кто не признает Правды Жизни.

Наличие ума и сердца в человеке предполагает его постоянную тягу к Истине, противиться этому — значит, мучить себя и окружающих. Этим занимаются бесы в аду, а злые люди — на земле. Недовольство положением, которое сложилось от переизбытка греха и страстей, есть замкнутый круг: зло уничтожается покаянием, покаяния нет — человек задыхается от сознания безысходности. И пока мы не прикоснемся к покаянию, мы не ощутим благодатного веяния в сердце своём, жизнь духовная в нас не проснется, душа не оживет. Страшно, когда живой человек носит в себе мертвую душу.

Святая вера дает нам возможность прозреть и восчувствовать, но мы не хотим видеть и понимать. В непонимании и неприятии Бога — главная причина кризиса жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Все диссонансы жизни вопиют об утраченной связи человека с Богом. Независимость от Бога есть не что иное, как помрачение ума, погружение во тьму. Не признающий Бога человек обречен на бесконечные ошибки. Ищущий Бога находит всё, а ищущий многое теряет главное. Эта потеря отзывается здесь сейчас тоскливостью, неустроенностью, страхом, недовольством жизнью, озлобленностью.

Усиливающаяся неудовлетворенность жизнью вызвала к активной деятельности бесов, бесы взялись за дело и совершают жуткую жатву. Статистические цифры «прожигают» бумагу. В России разгорелся духовный пожар, страна наполняется духовными инвалидами. Как в Отечественную войну, нет семьи, в которую не пришла бы беда. А люди спят с открытыми глазами, люди продолжают гордиться, упорно стоят спиной к Богу или ищут чужих богов. Сегодня нам необходимо понять, что мы несем бессмысленные потери. Нам непременно нужно совершить усилие над собой, повернуться лицом к Богу и покаяться в грехе гордыни, делающей жизнь злой, а смерть ужасной.

Бог создал сердце человека для счастья, оно живет радостью. И ни в чём нет такой радости, как в покаянии, — так говорят св. отцы, так утверждает Православная Церковь. Будем же искать эту настоящую радость, которую никто и никогда не отнимет у кающегося человека.

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: