Сегодня:

13 декабря 2018 г.
( 30 ноября ст.ст.)
четверг.

Апостол Андрей Первозванный.

Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Глас 3.

Разрешается рыба.

Апостола Андрея Первозванного (62). Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).


Утр. - Мф., 9 зач., IV, 18-23. Лит. - Евр., 315 зач., VII, 1-6. Лк., 100 зач., XX, 9-18. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9-16. Ин., 4 зач., I, 35-51.

Цитата дня

Как это ни парадоксаль­но, чем больше у челове­ка благодати, тем больше он смиряется, и чем меньше её, тем сильнее в нём действуют страсти, в том числе, конечно же, и гордость…

Схиархим. Авраам (Рейдман)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов

Сила воздержания

Протоиерей Иоанн Гончаров

Прот. Иоанн Гончаров

Духовная сила, глубина нравст­вен­ности состоит не столько в проти­во­стоянии соблазнам, сколько в возможном удалении от них, ибо в них заключена своеобразная разрушительная сила, которую неискушенному человеку трудно даже предположить. Она тоже — одна из тайн бытия.

Есть вещи, которые своим воздействием превышают возможности нашего естества к сопротивлению. Например, нельзя смот­реть на слишком яркий свет, нельзя слушать чрезвычайно сильный звук, нель­зя подносить руку к огню и т.д. В наших оценках сущности вещей превалирует чувственная природа, поэтому мы измеряем силу чувственно.

Но существуют аналогичные запреты и нравственного порядка. И они подчинены другим законам: не прикасайся — не испачкаешься; остановись — не погибнешь.

В этом смысле духовная сила воздержания является классической формой защиты жизни, её спасения от всякого рода опасностей. Поэтому Православие настоятельно рекомендует разумное воздержание во всем: в ощущениях, в мыслях, в словах, во взглядах…

Ограниченная (во всех отношениях) природа человека требует от нас осознания этого, осознания своей немощи. Причем необходимо полагать что природа человека немощна не в смысле «плохо сделана», просто она, как все прекрасное, очень уязвима. Это как закон природы: красивое, оно же, как правило, — нежное, хрупкое, легкоранимое. Например, бабочка отличается от жука, цветок отличается от травы… И сила цветка не в сопротивлении злым ветрам, морозам, а в его красоте, красота — его суть. А красота всегда нуждается в защите, в спасении. И это тоже закон естества. (В теле человека все немощное и особо значимое защищено, например, мозг, сердце.)

Человек, осознающий свою нравственную уязвимость, прячется в законе заповедей Божиих: «…ибо когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12: 10), т.е. когда я осознаю свою немощь и свою особую значимость, тогда Господь хранит меня Своим законом и Своею благодатью. А когда человек при наличии дороги идет по бездорожью, да еще в опасных местах, да еще без нужды — нет в этом мудрости.

Мудрость и нравственная сила состоят в признании своей немощи, в смирении, в воздержании. То есть разумный человек — это человек терпеливый, сосредоточенный, волевой. Он устоит во всех жизненных испытаниях. Мятущимся, неустойчивым, безвольным принадлежит только их пустое воображение.

Праведный Иов — образ мужества и благочестия и вместе с тем — образ смирения и пример воздержания. И он, претерпевший всё мыслимое и немыслимое, говорил: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов. 31: 1), т.е. в таких искушениях главное — воздержание зрения. Другого эффективного оружия для спасения в этой ситуации просто нет.

Или заповеди 10-словия: «Не желай жены ближнего своего, ни вола его, ни осла его, ни всего, ежа суть ближнего твоего». То есть противостояние злу — в воздержании от желания, так как всякое желание, вошедшее в сердце, уже получает право на своё существование. Жизнь сердца — это настоящая жизнь, которой являет себя человек в мире. В этом заключается его нравственная ответственность за незаконность желаний: «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5: 28).

Люди всегда озабочены жизнью, её качеством, её продолжительностью. Но во все времена, и сейчас особенно, допускается много ошибок, порой трагических. Желая сохранить жизнь, улучшить её, человек, в результате искаженности своих понятий, уничтожает и последнее; культивируя плотские желания, из-за их переизбытка он погружает себя в пагубу.

Православие — это полнота, наполняющая всё во всём. В нём, и только в нём, человеку даруется глубочайшее постижение законов жизни, их охранительной и созидательной значимости. Духовно зрелый человек довольствуется необходимым, через такое воздержание он идет по поверхности желаний плоти, как по водам, не погружаясь в них. Ибо разум говорит, что законы природы не переделывают, с ними сообразуются. Никто не может разумно возразить против разумного воздержания. Оно веками утверждало жизнь, а всё, что было помимо Него, абсолютно всё, уничтожало жизнь, ибо невоздержанием разрушается всё и вся в жизни человека. И наше время, время глубоких нравственных потрясений — наглядное тому подтверждение. Вся громада «свободы» обрушилась на воздержание. Неверно понятая свобода (свобода для погибели) обессилила воздержание, и доброе для нас сделалось губительным.

Нет другого пути к нормальной жизни как только через воздержание, через Православие, которое учит правильному воздержанию. И сколько бы мы ни искали, ничего другого найти нельзя, потому что ничего другого просто нет. Ведь невозможно, помимо разума найти что-то разумное. Православие потому и Православие, что несет в себе Истину Божественного Откровения, подтвержденного, выверенного опытом жизни огромной части человечества на протяжении десятков веков. Непререкаемо выверенного.

При воздержании ритм жизни организма приходит в соответствие с ритмом жизни окружающей природы. И в такой гармонии она — жизнь — ощущается особой своей красотой. И если это происходит в смиренном устроении духа, то сердцу человека открывается вечность, ибо ограничением плотского отверзаются духовные очи.

Воздержание не понимается без осознания своей немощи (без осознания реальностей жизни). Но только оно по-настоящему радует человека, ибо в нём или через него он обретает ту духовную легкость, в которой рождается предощущение земного ангела и небесного человека.

Разумное воздержание — это самое желанное состояние естества, при котором всё в человеке — и духовное, и телесное — приходит в чудное равновесие или стремится к нему. И сам принцип воздержания состоит не столько в мучительном ограничении своих желаний, сколько в откровении человеку его вечной сущности.

vn001

Источник: Протоиерей Иоанн Гончаров. Многие поищут войти, но не возмогут. – 3-е издание, дополненное. – Изд-во Миръ, 2002.

См. также: